Швейцарский дирижер Виктор Бокман: «В российских театрах денег нет, но люди хотят творить»
Извержение исландского вулкана может сорвать оперу «Фаворитка» - одну из ключевых постановок в рамках ХХ Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса Тулыс» («Сыктывкарская весна»). Из Германии и Польши не могут вылететь артисты, которых ждут ведущие партии в «Фаворитке». Швейцарский дирижер и продюсер Виктор Бокман, который должен дирижировать спектаклем, прилетел в Сыктывкар еще до ЧП мирового масштаба и надеется, что стихия никак не повлияет на фестивальную афишу. В перерывах между репетициями Виктор Бокман любезно согласился ответить на вопросы БНКоми.
Виктор Бокман надеется, что исландский вулкан не отразится на афише "Сыктывкарса Тулыс". Фото Николая Антоновского
- Чем заменят «Фаворитку», если артисты все же не смогут добраться до Сыктывкара?
- «Фаворитка» - под вопросом. Должны приехать солисты из Европы, а как вы знаете, Европа закрыта. Пока надеемся, что все будет нормально, и изменений в репертуаре фестиваля все-таки не будет, потому что аэропорты европейские постепенно открываются.
- Вы работали со многими театрами Европы и России, можете сравнивать, где уровень зрительской культуры выше?
- Знаете, например, с мобильными телефонами – история везде похожая. Люди забывают, что он есть с собой, и не отключают. Публика и здесь, и в Европе – похожа. Если говорить об опере, то на нее идут люди, которые оперу хотят слушать. А это означает автоматическое уважение к солистам и артистам, потому что зрители знают, что опера – это очень сложный жанр.
- Вы уже четвертый год работаете с театром оперы и балета, в котором вас называют «большим другом». Выгода театра – очевидна, а что это сотрудничество дает вам?
- Всегда интересно работать с людьми, которые хотят работать. У меня есть ощущение, что в Сыктывкаре хотят работать, знакомиться с новыми идеями оперы, сравнивать с тем, как эти же постановки выглядят на Западе. Всегда приятно сравнивать мир искусства, поэтому мне интересно приезжать сюда и работать.
- Бывало такое, что вы приезжаете домой и ставите в пример театр Сыктывкара, или мы еще не доросли до такого уровня?
- Честно говоря, не было такого еще. С другой стороны, на Западе есть много театров, где артисты хотят именно там работать из чисто материальной точки зрения, а не из-за любви к искусству. А в российских театрах денег нет, но люди хотят творить, и это особенно приятно.
- Когда в театр приезжают иностранные режиссеры, дирижеры и артисты внимание прессы и публики автоматически переключается на них. Вы не замечаете ревности со стороны работников сыктывкарского театра?
- Я уверен, что артисты так не думают, потому что им самим интересно на примере «Богемы» познакомиться с режиссером из Италии. Тем более, что Паоло Паницца работает в «Арена ди Верона», и спектакль получится ближе к правде, к традициям итальянской оперы. Но это не значит, что итальянские оперы, которые дают в России, не дотягивают до европейского уровня. Тут все зависит от постановщика. Даже в Италии есть режиссеры плохие, а в России – замечательные, которые понимают намного больше. В данном случае у Паоло Паниццы большой опыт, и артисты только выигрывают от того, что работают с таким человеком.
- У дирижеров есть свои приметы, как не провалить спектакль?
- Лично я на приметы не обращаю внимания. Главное – это мастерство. Беспокойство перед премьерой есть всегда, но я больше верю в репетиции. Если они прошли хорошо, то не за что волноваться, и все должно быть в порядке.
Комментарии (13)
Меня все-таки материальная составляющая нашего искусства очень интересует.
Т.е. искусство есть, а денег нет. Это - как?
Деньги имеют (и могут поиметь) единицы, в основном - благодаря имени, скажем, Михалков или Бондарчук, начинавшие (оба) с фамилии, т.е. с отца. В общем, оправдали.
На периферии же, как ни относись к Сосновской, но она йогурт рекламирует. Нет, в этом ничего плохого нет, йогурт - не женские прокладки, пусть себе рекламирует. Однако, уж если и ЕЙ, явной звезде и жене министра, невмоготу, что о других говорить?
Великий местный композитор, что-то, говорят, написавший, зарабатывает желтоватым описанием своей дружбы с другой явной звездой, российского масштаба.
Заслуженному художнику (не по лизанию поп заслуженному, он такой, настоящий Заслуженный, в Коми один) нечем аренду за мастерскую платить, подрабатывает на хлеб - чем может...
Вот так и живет Родина Великих Мастеров.
Так и живет культура...
Прокладки даже лучше йогурта. Йогурт, в принципе, бесполезная еда.
Так и живет культура...
==============================
Какая культура - так и живёт.
-------------------------------------------
Какого вулкана? Как называется? Выучите название и всегда пишите с названием.