Руководитель регионального Комитета лесов Александр Мариев: «Республике нужен надежный лесной бизнес»
В правительстве Коми обсуждаются предложения о 20-процентном повышении региональной составляющей лесных платежей для лесопользователей, арендующих лесные участки на основе долгосрочных договоров аренды. Переговоры с крупными компаниями об изменении существенного условия договора в части установления и увеличения лесных платежей уже ведет руководство республиканского Комитета лесов. В интервью БНКоми руководитель комитета Александр Мариев рассказал о государственном альтруизме, о возможностях пополнить бюджет региона и альтернативах для малого лесного бизнеса.
Александр Мариев рассказал о жестких мерах по выстраиванию лесного бизнеса. Фото Кирилла Затрутина
- Александр Николаевич, что сейчас представляет собой плата за пользование лесами?
- Лесные платежи - это неналоговые сборы, которые перечисляются в федеральный и республиканский бюджеты. Минимальные ставки лесных платежей за объем передаваемого в пользование лесного ресурса определены на федеральном уровне. Законодательно установлено, что передаваемый в аренду лесной ресурс не может быть передан за меньшую сумму, чем та, которая рассчитана по федеральным ставкам, за одним исключением – инвестиционными проектами в области освоения лесов. Все превышения над федеральными ставками лесных платежей попадают в региональный бюджет. Региональное превышение может появиться двумя путями. Первый, в условиях конкурентной борьбы за лесной участок, передаваемый в аренду - на лесном аукционе. Повышение цены аукционной единицы попадет в региональный бюджет. В условиях отсутствия двух и более претендентов на лесной участок, орган исполнительной власти в области управления лесами в регионе вправе устанавливать начальную цену аукциона выше федеральных минимальных ставок лесных платежей и, при наличии желающих приобрести лесные ресурсы в пользование, региональное превышение также пойдет в региональный бюджет. Самое важное то, что внутри каждого лесного платежа есть две части – федеральная (минимальная возможная) и региональная (региональное превышение).
- Как вышло, что сейчас лесные ресурсы используются практически бесплатно с точки зрения пополнения регионального бюджета?
- В региональный бюджет от использования лесов Республики Коми мы не собираем практически ничего, сумма мизерная. Фактически, в прошлом году за использование лесов республики 700 миллионов рублей поступило в федеральный бюджет и 40 миллионов рублей - в бюджет региональный. С начала этого года мы уже собрали 183 миллиона лесных платежей в федеральный бюджет и 19 миллионов рублей - в республиканский. Разница почти в 10 раз. Общая стратегия в прошлые годы заключалась в том, чтобы не повышать региональные лесные платежи, и сегодня от пользования лесами бюджет региона не получает практически ничего. По договорам аренды, заключенным до 2008 года, еще по старому Лесному кодексу, а также по приоритетным инвестиционным проектам в области освоения лесов региональное превышение над минимальными ставками равно нулю. Соотношение очень тяжелое. Данный факт означает только одно – республика не заинтересована в развитии лесного хозяйства и не будет заинтересована, пока не сформируется система финансового обеспечения этого развития.
Лесной бизнес в Коми – это налоговые и лесные платежи, рабочие места, инвестиции. Компании, которые пользуются лесом в республике, но при этом в региональный бюджет почти ничего не дают, региону не интересны. Нужно также подчеркнуть, что плата за лес в России мизерная. Средняя ставка арендной платы по России – 52 рубля за один кубометр – это крайне мало. Прибыльность лесного бизнеса здесь возможна из-за низкой платы за лес и за труд. При низкой эффективности труда, которую мы наблюдаем, когда большое число людей производят совсем немного, лесные компании способны здесь существовать только благодаря дешевым лесным и трудовым ресурсам.
- Чего хотели добиться от лесопользователей, и как в реальности с ними сложились отношения?
- Такого рода альтруизм со стороны региональных властей – когда в интересах лесопользователей региональная составляющая лесного платежа ужалась до нуля – был приемлем в «тучные» годы. Там, где федеральные власти хотели инвестиций, они, давая льготу в 50 процентов по уплате лесного платежа по приоритетным инвестиционным проектам в области освоения лесов, требовали ежегодный отчет и получали его. В случае с региональными лесными платежами – мы не имели такого результата, не знаем, инвестировались эти средства или нет, а отчета никакого никогда не было. Сейчас сложно сказать, каков результат практики невзимания регионального лесного платежа. Скорее всего, его просто нет.
- Есть ведь еще и неплательщики?
- Да, действительно, даже в таких льготных условиях общая сумма недоимок по лесным платежам в федеральный и региональный бюджеты сегодня составляет около 60 миллионов рублей, это меньше, чем в других регионах, но сумма все равно крупная. То есть даже тот мизер, который был установлен, не платился. Кроме того, оказалось, что большинство арендаторов, которые взяли леса в аренду и не думали о том, чтобы инвестировать в лесное хозяйство, в лесовосстановление. Это требование предусмотрено договором. Раз вы берете лес в долговременную аренду сроком на 10-49 лет, рубите его, у вас есть обязательство его восстановить. В итоге, мы не получали ни нового леса, ни лесных платежей, ни инвестиций. Вывод здесь такой: необходимо региональный лесной платеж утвердить, собрать и за счет концентрации средств в республиканском бюджете распределить на цели устойчивого управления лесами в регионе.
- Какие это цели?
- Это, прежде всего, воспроизводство лесов, охрана и защита их от пожаров, обновление информации о лесах и ее поддержка в актуальном состоянии, привлечение новых инвестиций. Параллельно, с повышением лесного платежа, мы избавляемся от недобросовестных плательщиков. Если человек не платит, мы расторгаем с ним договор аренды – нам нужен надежный лесной бизнес.
- Что должно дать повышение региональной составляющей, и как быть с теми договорами аренды, которые заключались до введения регионального повышающего коэффициента в 20 процентов?
- У нас несколько десятков договоров аренды лесных участков, с которых регион ничего не получает. В 2008 и 2009 годах такие арендаторы не платили в республиканский бюджет ничего. Существенное условие договора аренды без согласия другой стороны мы поменять не можем. Нужно это согласовать с арендатором и подписать дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды.
- Что будет прописано в соглашениях?
- Мы предлагаем 20-процентное региональное превышение. При платеже в 50 рублей федералам, мы хотим получить в республику 10 рублей с каждого кубометра расчетной лесосеки – годового расчетного объема пользования.
- Каковы будут условия по новым участкам, которые пока не выставлены на аукцион?
- Мы ставим здесь задачу рассчитать по каждому вновь выставляемому на аукцион участку два параметра: транспортная доступность и породно-качественный состав. То есть дифференцировать региональное превышение в зависимости от удаленности участка и от тех пород деревьев, которые там находятся. Так вот, новые участки будут выставляться с региональным превышением в размере от 80 до 120 процентов. Цена для лесопользователя будет около 100 рублей с кубометра, но на самом деле это скромный уровень. Сегодня на рынке нынешние арендаторы допускают в лес подрядчиков и требуют от них плату, чтобы закрыть свои платежи и получить прибыль, 250-300 рублей с куба, и спрос есть.
- Как повышение скажется на собираемости платежей? Это кто-то уже просчитывал?
- Мы знаем, что лесозаготовки сами по себе убыточны. Заготовитель должен или выгодно продать эту древесину, либо переработать ее, получить добавленную стоимость и закрыть убытки лесозаготовки. Продать выгодно сложно, потому что мы далеки от рынков сбыта лесной продукции. Хотя сейчас, при недостатке древесины, наши предприниматели, даже из Троицко-Печорска, выгодно продают лес в Ленинградскую область. Все возможно. Но если компания за аренду не платит – мы будем разрывать арендные отношения через суд. В этом плане мы будем поступать жестко. Мы также получили от Федерального агентства лесного хозяйства достаточно четкие установки – безжалостно разрывать отношения, если не выполняются мероприятия по воспроизводству лесов, противопожарные меры.
- На какую часть из собранных в качестве лесных платежей средств претендует отрасль?
- Мы не хотим, чтобы региональное превышение ушло в консолидированный бюджет республики, и у региона не было бы обязательств перед пользователями лесов. Мы однозначно должны им помогать в строительстве лесных дорог, с обновлением информации о состоянии лесов, в плане подготовки к пожароопасному сезону, в работе по воспроизводству лесов. С каждым, кто будет подписывать дополнительное соглашение к договору аренды, мы подпишем соглашение о намерениях по тому, как будут распределятся бюджетные деньги, собранные в виде лесных платежей. В 2010 году мы не будем указывать конкретных цифр, но направления будут следующие – инвентаризация лесов, централизованная подготовка к пожароопасному сезону, лесовосстановление.
- Как нововведения скажутся на малом бизнесе, который традиционно остро реагирует на любые ужесточения в лесной отрасли?
- В этом году проблема малого лесного бизнеса только усугубилась и мы поняли, что этот бизнес из леса уходит. Процесс постепенно идет с прошлого года, когда были отменены договоры купли-продажи, которые обеспечивали однолетние контракты на маленьких участках леса. Изначально арендой, а она возможна на срок от 10 до 49 лет, занимается только крупный бизнес. Планирование, строительство лесных дорог, противопожарные мероприятия – это все могут сделать только крупные компании. Альтернатив для малого бизнеса немного, но они есть. Первое – находить инвесторов и заходить в лес на наших, пусть и жестких, условиях аренды. Мы готовы выставлять для аренды участки небольшой площадью для малого и среднего бизнеса. Минимальная планка - 10 тысяч кубометров расчетной лесосеки в год он должен заготавливать. Рослесхоз предлагает установить нижнюю планку в 50 тысяч кубов, и это ближайшее будущее. Второе – подрядные отношения с нынешними арендаторами. Пусть договариваются на льготных условиях. Третье – муниципальные целевые программы, когда малый бизнес получает доступ в лес и, выполняя услуги для муниципалитета, например по заготовке дров для населения, получает доступ к лесному ресурсу. Эта форма не ориентирована строго на малый бизнес, но мы это делаем, зная, что за счет этого предприниматели смогут поддержать свой бизнес.
Комментарии (16)
но есть предложение -
1.сам Комитет лесов должен выйти с инвестиционной инициативой по обустройству лесов ( по набору ресурсов для выполнения указанных в тексте задач )
2.на основе этого провести совещание с финансистами по определению фин.потоков
3. и после всего этого будет сколько нужно региональных надбавок и т.д. и т.п.
всем сторонам будет понятно на что, за чем и для чего все делается и собирается. И достигаются ли задуманные цели этим источником финансирования
4. думаю тут не обойтись без вопроса опережающего финансирования за счет кредитов банков под гарантию правительства.
ведь за обустроенный инфраструктуренный лес можно платить и это окупается даже мелким частником ( раз берут за лес с документами до 150-200 руб/кубм на корню)
Думаете природа сама сможет самовосстановиться?!
Это будет и работа для сельского населения.
Вячеслав Михайлович, вот Вам АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА на десятилетия!!!
Это не только вбрасывание бюджетных средств (как ни крути, особой полезной функции все другие программы не содержат - только для галочки; типа, "че-то все таки делаецца"). Кто без леса коми морт?!!
А то что предлагают Ваши чиновнички и со второй попытки - тот же ОТМОДЕРИРОВАНО
В РК следует так же сделать: кто восстанавливает тот и имеет право рубить.
Готов отдать - работать не мешайте.