Итальянский режиссер Паоло Паницца: «В провинциальных театрах больше простора для творчества»
Просмотр видео не возможен.Установите, пожалуйста, flash-player.
22 апреля в Сыктывкаре откроется юбилейный XX Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» (Сыктывкарская весна). В первой строке афиши – опера Джакомо Пуччини «Богема». Именно к этой постановке сейчас приковано максимальное внимание критиков и журналистов. Впервые за 51 год существования театра за спектакль отвечает иностранный режиссер – итальянец Паоло Паницца. В перерывах между репетициями синьор Паницца ответил на «вопрос с пристрастием» Татьяны Боричевской.
Итальянец Паоло Паницца чувствует себя в Сыктывкаре как дома. Фото Юрия Кабанцева
- До премьеры оперы «Богема» осталась неделя. Что самое интересное ждет зрителей?
- Что ждет сыктывкарская публика от этого спектакля, конечно, я не знаю. Но точно знаю, что от этой постановки ожидаю я. Я постараюсь, чтобы «Богема» была совершенной: с очень активным действием на сцене, с множеством новых эффектов, приемов. И, прежде всего, я мыслю эту оперу как комедию, на этом будет поставлен главный акцент. В конечном итоге, надеюсь, что «Богема» будет очень захватывающей, зрелищной и понравится сыктывкарской публике.
- Вы сказали, что в первый раз работаете в российском театре. Вы уже поняли его трудности и особенности по сравнению с итальянским или каким-либо другим?
- На данный момент вся работа над «Богемой» складывается достаточно хорошо: без каких-либо проблем и отрицательных впечатлений. А что касается трудностей, то они примерно общие и одинаковые для всех театров: это подготовка к репетициям, составление графика работы. Единственная сложность, которая на сегодня возникает, это работа над языком и произношением, поскольку «Богема» ставится на итальянском языке. Русскому человеку довольно сложно петь на итальянском. Но я надеюсь, что постановка «Богемы» действительно станет событием для сыктывкарской публики.
- А вы строгий режиссер?
- Я профессиональный режиссер. Конечно, если что-то мне не нравится из того, что происходит на сцене, если меня это расстраивает, то я выхожу из себя. Но в силу характера я не веду себя агрессивно по отношению к артистам: не кричу, не устраиваю истерик, предпочитаю спокойную атмосферу. Я доверяю артистам, и они отвечают мне взаимностью.
- Вы уже успели познакомиться с тем, что называется загадочной русской душой?
- Это не шутка, я не шучу: чувствую себя в Сыктывкаре как дома. Я здесь уже почти двадцать дней, и начинаю узнавать город и людей, которые в нем живут. Мне очень нравится характер людей, с которыми я работаю, их отношение ко мне. Они очень симпатичные, с чувством юмора, всегда готовы помочь, и мне действительно нравится здесь находиться.
- В России существует такое понятие как провинциальный театр. В Италии есть такое разделение?
- Действительно, в Италии тоже есть провинциальные театры. Но в настоящее время это понятие не обязательно ассоциируется с театром меньшей значимости, с худшим качеством исполнения. Наоборот. Мне приходилось работать в разных больших и важных театрах: «Ла Скала» в Милане, «Арена ди Верона» в Вероне, в испанских театрах. И хочу сказать, что большой разницы между провинциальными небольшими театрами и столичными я не чувствую. Все то же самое: гаснет свет, публика в зрительном зале ждет спектакля и с большим желанием хочет увидеть то, что произойдет на сцене. Для меня работа с такими маленькими театрами представляет интерес, так как именно в них – меньше давления, напряжения и больше простора для творчества.
- На своей недавней пресс-конференции вы отметили, что театр оперы и балета Сыктывкара в отличие от итальянских театров более инициативен. А чем пассивность грозит театрам Италии?
- В настоящее время обстановка в театрах Италии ухудшается из-за чрезмерного внедрения политики в театральную жизнь: политики положительной и отрицательной. Театры обрастают бюрократическими формальностями, и вместо того, чтобы думать о музыке, спектакле, многие артисты думают о забастовках, сокращении графика работы, о вещах, которые не имеют ничего общего с театром. В таких условиях даже ярые фанаты профессии теряют желание творить. Именно в сравнении с этой обстановкой мне очень отрадно видеть в Сыктывкаре артистов, готовых творить, создавать что-то новое.
- Чем вызваны проблемы в итальянских театрах, они связаны с мировым финансовым кризисом?
- Безусловно, такое положение итальянского театра связано с экономическим кризисом. Потому что большая часть кризиса – это вина той же политики. Одно здесь порождает другое. Очень многие театры Италии сейчас имеют большие долги и стараются выживать в этих условиях.
- Кто вас пригласил в Сыктывкар, и как вы отнеслись к идее поставить спектакль в российском городе?
- В Сыктывкар меня пригласили Валентина Судакова – директор театра оперы и балета, а также продюсер Виктор Бокман, который, кстати, будет дирижировать спектаклем «Богема». Могу сказать вам правду, я даже не знал, где находится ваш город, не знал, куда я должен ехать, но решил все-таки пуститься в это приключение. И я еще не пожалел об этом!
- Насколько сильно имя режиссера должно привлекать внимание к постановке?
- В последнее время режиссеры действительно становятся все более значимыми персонами в Европе. И я, чувствуя такое пристальное внимание к себе, постараюсь оправдать ожидания. Есть такие режиссеры, которые используют оперу для того, чтобы создать скандал. Такие больше показывают себя и хотят быть в центре внимания, они эпатируют публику, относятся к опере как авангарду. У меня же другое мнение: за тридцать лет работы в профессиональном театре я пришел к выводу, что режиссер должен быть не просто профессионалом своего дела, но и хорошим администратором, чтобы регулировать все составляющие части оперы. Нужно знать обязанности других специалистов, отвечать за сценические костюмы, за свет, пение, музыку, актерское мастерство. Главной наградой режиссеру станет хороший спектакль, где все эти компоненты будут гармонично сочетаться друг с другом.
- 22 апреля состоится премьера вашей постановки. Все-таки зрители должны пойти на оперу «Богема» или на ее именитого режиссера?
- Я надеюсь, что зрители придут на спектакль по обеим причинам. «Богема» заслуживает того, чтобы на ней всегда были полные залы, потому что по популярности это третья опера в мире. На первом месте - опера Джузеппе Верди «Травиата».
- Вы не суеверны? Многие режиссеры предпочитают много о предстоящей премьере не говорить…
- Действительно, многие режиссеры суеверны, но я к их числу не отношусь. Например, я во многих своих спектаклях использую сиреневый цвет, который, как считается в Италии, приносит несчастье. Или по этим же причинам многие режиссеры опасаются ставить оперу Верди «Сила судьбы». Конечно, не стоит говорить о спектакле всё. Но это не из соображений суеверия, а чтобы заинтриговать публику.
Эфир «Вопроса с пристрастием» сегодня, в четверг, в 18.45, на СТС Коми, повтор программы состоится в субботу, в 16.15.
Комментарии (4)