Главный режиссер театра оперы и балета Илья Можайский: «Театр - это всегда немного провокация»
На прошлой неделе труппе театра оперы и балета представили нового главного режиссера. Им стал режиссер Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, заслуженный деятель искусств Илья Можайский, который отныне будет жить между Москвой и Сыктывкаром. За время своего визита в столицу Коми режиссер уже успел подкорректировать спектакли «Кармен» и «Марицу». О впечатлениях от труппы, своем видении развития театра, готовящихся спектаклях, отношении к артистам и радикальной режиссуре Илья Можайский рассказал корреспонденту БНК.
- Как из московского театра вы попали в Сыктывкар?
- Я с давних времен хорошо знаком с вашим главным дирижером Азатом Максутовым - он проходил у нас в театре практику, показал себя очень способным и талантливым дирижёром - мы поддерживали контакт, и от него я и получил предложение приехать в Сыктывкар, познакомиться с театром и труппой.
Труппа мне понравилась - у вас очень способные и талантливые артисты. Мы сможем поставить очень интересные спектакли, которые помогут вашему театру сделать шаг вперед.
- Вам придется работать на два города - не пугает большая нагрузка?
- У меня уже был такой опыт - я работал приглашенным главным режиссером в Оренбурге. Я легкий на подъем человек, хотя у меня много работы и в Москве. Все взвесив, могу сказать, что это нормальная нагрузка. Здесь будет возможность регулировать свою работу так, чтобы было время ставить и помогать труппе, тем более, в Москве руководство идет мне навстречу.
- Вы уже провели несколько репетиций, каковы ваши впечатления?
- В труппе есть сильный творческий костяк, который работает хорошо и интересно, но для развития театра его необходимо укреплять новыми талантливыми исполнителями. Поэтому вместе с руководством будем искать талантливую молодёжь в вузах Москвы и других крупных учебных заведений России. Правда, молодому человеку надо что-то предложить - от репертуара до жилищных условий и перспектив. Вашей труппе нужны басы, тенора, сопрано. За время своей работы я ставил и оперу, и мюзиклы, и оперетту, поэтому широкий постановочный диапазон, который возможен в вашем театре, был для меня интересным и привлекательным.
Мне понравился и сам театр - он уютный, сюда хочется возвращаться. Конечно, здесь мало репетиционных помещений, но это со временем решаемо. Здорово и то, что в холле у вас создается камерная сцена - если сюда подключить режиссера, художника, дирижёра, сделать интересные программы, то получится очень симпатично.
- Расскажите, пожалуйста, о принципах вашей работы.
- Можно сказать, что я режиссер, который зациклен на качестве. Сейчас очень многие относятся к своей работе поверхностно. Их задача - поставить, получить деньги и уехать. Я человек другого плана - считаю, что это разрушает театр, а его надо строить. И строиться театр начинает тогда, когда к нему серьезно относятся. Кроме того, я привык работать в команде. Одним из моих мотивов появления здесь было то, что у вас сегодня есть возможность сформировать творческую команду: это дирижер, художник, директор, артисты, которые тебя понимают. Мне здесь в этом отношении комфортно и, надеюсь, мы сможем сформировать очень творческую команду.
Замечу, что я не человек, который пришел диктовать что-то. Я пришел работать в команде, где не воюют за власть, а занимаются творческими проектами, чтобы театр развивался.
Театр - это всегда немного провокация, но она должна быть не ради того, чтобы режиссер заявил о себе, и отовсюду торчали режиссерские уши. К сожалению, во многом сейчас именно этим занята современная режиссура, и это очень часто нарушает музыкальную авторскую драматургию.
Важно, чтобы зритель со спектакля ушел довольный, чтобы для него спектакль стал праздником. Сейчас бывает зритель уходит со спектакля в недоумении. Много стало эксклюзивных спектаклей, которые нравится только критикам. Здесь должна быть золотая середина - чем и славен театр, в котором я работаю в Москве. Мы ищем современный ход, который бы не рушил эмоциональный строй музыки, ведь если неправильно ставить музыкальный материал, то зрителю на спектакле будет скучно, потому что нет эмоционального заряда.
- Над какими уже имеющимися в репертуаре спектаклями вы будете работать в первую очередь?
- В этот визит меня попросили посмотреть спектакль «Кармен» и кое-что подкорректировать. Постановка хорошая, идет давно, но в неё было много вводов, поэтому она слегка замылилась. Я кое-что подсказал актерам, подправил логику спектакля, чтобы он прошел, как на одном дыхании, чтобы ему был задан верный темпоритм. Актерам самим понравилось, они чувствуют, когда им помогают, и работа идет лучше. Еще один важный момент: сейчас в спектакле звучат речитативы, которые очень затягивают действие, и они «сажают» музыкальную драматургию. Мы хотим вернуться к первоисточнику - разговорным диалогам на французском языке, как это было написано. Тем более, спектакль поедет за границу, и его нужно показывать на таком уровне, на каком он должен идти. У вас было симпатичное оформление, хороший свет, который все что нужно закрывает, но это уже вчерашний день, надо искать новый ход сегодняшнего дня через условные приемы. Какие-то вещи нужно оправдывать, искать определенную логику, поэтому было принято решение сделать новую постановку «Кармен», проработать с художником новое оформление.
Мы немного подчистили и «Марицу». Опять же - сильно вмешиваться я не могу, потому что это авторская работа, а я отношусь к тем режиссерам, которые, не нарушая старое, пытаются сделать постановку более приемлемой для зрителя, чтобы она была более эмоциональной по восприятию, более компактной по действию и драматургии.
В следующий визит в январе мы будем корректировать оперу «Чио-Чио-Сан», которая поедет на гастроли в Великобританию. Для спектакля сделают новое оформление, и я помогу актерам к нему адаптироваться.
- Увидят ли сыктывкарские зрители спектакли в вашей постановке уже в этом сезоне?
- Мы начинаем работу над спектаклем «Тоска». Формируем составы исполнителей. Художником спектакля будет главный художник театра Юрий Самодуров, с которым мы занимаемся сейчас поисками образного решения спектакля. Я хочу, чтобы у нас получился мощный и современный по образу спектакль, потому что ставить традиционно в интерьере я бы не хотел. Здесь есть очень сильная музыкальная драматургия. Столкновение светлого и тёмного, надежды и отчаяния в отношениях героев.
Для меня, к примеру, знаменитая «Травиата» с Анной Нетребко интересна образным решением - часами, которые отсчитывали время Виолетты. Делать какие-то эксперименты - устраивать беготню в халатах - я не хочу. Современный ход нужно искать очень осторожно, чтобы не разочаровать зрителя. Мне хочется, чтобы зритель любил спектакль и несколько раз приходил на него с удовольствием.
- Вы говорили о том, что будете подыскивать второго режиссера, который бы стал вашим постоянным помощником в Сыктывкаре. По каким критериям будете его подбирать?
- Молодые режиссеры сегодня стоят перед выбором - сразу проскандалить, заявить о себе и получить все условия для работы в ведущих театрах или стать режиссером, который хочет научиться работать с актером, вырасти в других условиях. Моя задача - найти такого человека, который бы не занимался своими амбициями, а умел работать в команде.
Я сам начинал работать в Екатеринбурге у народного артиста СССР Владимира Курочкина, у него учился работать с актерами - великой труппой, собранной со всего Советского Союза. Не даром этот театр первым получил звание академической оперетты, опередив столичную.
Потом огромная школа работы с таким выдающимся мастером, как народный артист России Александр Титель, у которого я многому научился и которого считаю одним из своих главных педагогов по профессии.
Молодой режиссёр должен уметь работать в команде, вежливо обращаться с труппой, любить актера, ведь это одна из самых важных составляющих театра. Режиссер, считающий, что актер работает ради него - это неправильно. Любой человек в театре - это творческая единица, даже бухгалтер - человек театра. И когда все дружно работают, можно горы свернуть. К людям нужно относиться очень уважительно, потому что они часть той творческой составляющей, которую ты делаешь. И тогда они тебе сами помогут.
Если я буду думать, что только я один могу, а другие должны на меня работать, то никогда не получится хорошо. И это то, от чего страдают очень многие театры. Если дирижер подходит и говорит - «музыка не звучит, здесь нарушена музыкальная драматургия» - мы должны сесть и подумать, чтобы с одной стороны было современно и логично, а с другой - не нарушало музыкальной драматургии, чтобы эмоция музыки захватывала зрительный зал, а актеру было удобно спеть.
Если артисту не походит партия, мы должны вместе обсудить, решить, что он не должен ее петь, потому что она не подходит ему по голосу. К примеру, не может лирико-колоратурное сопрано петь ту же Тоску, где требуется крепкое сопрано. Это будет нонсенс. Артист будет подставлять театр - удовольствия не получит ни он сам, ни зритель. Соответственно, нужно очень внимательно и бережно относиться к назначению на партии. Нужно, чтобы солист состоялся еще и актерски. Для этого ему и нужен режиссер.
Второго режиссера мы проверим сначала на какой-то небольшой работе, посмотрим, как он общается с артистами, мне нужно, чтоб он относился к ним очень бережно. Всегда надо искать творческих людей, потому, что ставить все на финансы - неправильно, тогда не будет творчества, хотя многие сейчас откровенно зарабатывают деньги.
- В провинции театром особенно не заработаешь.
- Да, но зато здесь есть люди, с которыми можно сделать очень интересные вещи. Это и привлекает в вашем театре.
- В театре есть несколько традиционных фестивалей - «Золотые ласточки» и «Сыктывкарская весна». Вас уже озадачили их подготовкой в будущем году?
- Фестиваль - это всегда очень ответственно, потому что театр показывает свои работы опытным зрителям и приезжим критикам. Программу «Сыктывкарса тулыс» мы уже обсуждали с руководством. Хотелось бы, чтобы на нем появились интересные гости, и пока это удается.
Сами мы планируем заявить на фестиваль оперу «Тоска» - это будет большая ответственность. Однако меня смущает, что фестиваль идет очень короткое время и не дает возможности более качественно показать свои спектакли - они не должны идти один за другим, а давать возможность артистам и режиссеру что-то подчистить, чтобы в рамках этого же фестиваля показать постановку еще лучше. Зрителю тоже это будет более удобно, ведь он не может каждый день ходить в театр и в этом случае у него появится передышка.
Вообще, меня сейчас приятно удивляет, что в театр стало ходить много молодежи. Конечно, большая часть аудитории - это взрослые люди, которые ходят в театр регулярно, любят и знают музыку. Но молодым интереснее и больше хочется видеть на сцене своих сверстников. Видно, что нынешней молодежи чего-то не хватает: кино, интернет, телевизор надоели. Им нужно живое общение, живые эмоции.
И вообще, зрители должны ходить на актеров, сравнивать, какой он в этой роли, какой - в другой, как пел вчера и как сегодня. Театр должен стать частью их жизни.
Комментарии (17)
Поначалу вроде ничего , а потом - тьма .