Этнодизайнер Валентина Сундукова: «Этномода в наше время важна так же, как история и память»
Простота тканей и изящество линий - все ее работы легки и утонченны, но хранят в себе память поколений, так как сделаны на основе детально изученного богатого этнографического наследия. Женское рукоделие - вышивка, ткачество, бисероплетение, лоскутное шитье, народная кукла, а также традиционный коми костюм стали основой для творческого переосмысления и создания авторских, созвучных времени и моде, изделий с применением традиционных мотивов и технологий. Сегодня выпускница СГУ имени Питирима Сорокина, этнодизайнер Валентина Сундукова живет и работает в Санкт-Петербурге, но продолжает в своих работах искать национальную идентичность коми и других народов русского Севера.
- Как и когда началось увлечение традиционной культурой, национальным костюмом и созданием одежды с традиционными мотивами?
- Увлечение традиционной культурой - очевидное для меня следствие обучения по специальности «народное художественное творчество» на факультете искусств Сыктывкарского госуниверситета. Поскольку заниматься чем-то вполсилы у меня никогда не получалось - хотелось изучать традиционную культуру насколько можно более глубоко. Ведь ее источник из глубины веков, имеет тысячелетнюю историю, хранит генетическую память людей многих поколений, выраженную в материальной культуре. На третьем курсе университета я начала изучать народный костюм, продолжила исследовательскую деятельность и после окончания университета - уже на работе в отделе этнографии Национального музея республики Коми. Тогда - в 2009-2011 годах я создала первые коллекции аксессуаров и одежды.
В творчестве я всегда определяла два направления деятельности: реконструкцию на основе изученного этнографического наследия, то есть реплику источников, насколько это позволяют существующие ныне материалы. Для меня такая работа - это постижение законов художественной гармонии и вдохновение для второго направления - этномоды, то есть переосмысления народного костюма в конструкции и декоре, создание авторских изделий с применением традиционных мотивов и технологий.
- Что такое «Этноморфозы»? Это твой личный проект? Когда он появился?
- Это авторский проект. Под названием «Этноморфозы» я подразумеваю «прорастание» этнографической рукотворной традиции в предметы повседневности. Родилось название во время работы в музее, я предлагала его для молодежной выставки с тематикой этномоды. В 2013 году под этим названием я представила свои работы в виртуальном пространстве, и с того момента веду группу как портфолио.
- Сейчас ты живешь в Петербурге и совместила увлечение с работой: шьешь одежду из льна и объединяешь традиционные ремесла в своем творчестве. Насколько это востребовано сейчас и больше ли возможностей для этого в большом городе?
- Главным движущим фактором переезда являлось желание обучения и развития. На данный момент для меня в приоритете концентрация на качестве продукта, совершенствование в конструировании и моделировании, технологичности изделий, нарабатывание базы лекал. Желание из своего воображения - «какой вещь должна быть» - переносить ее в реальность, делать то, что мне действительно нравится и соответствует установленной мне для самой себя планке.
- Расскажи немного о техниках, в которых ты работаешь.
- Я изучаю и применяю в работе разные виды ремесла, которые связаны прежде всего с женским рукоделием и присутствуют в народном костюме: вышивка, ткачество, бисероплетение, лоскутное шитье, а также народная кукла. Поиск способа декоративного оформления ткани, соответствующего темпу современной жизни, привел меня к применению техники набойки на ткани. Также складывалось и исторически: этот вид искусства пришел на смену трудоемким и затратным по времени видам ремеслам. Нынешнему его распространению способствует доступность техники, как в профессиональной, так и в любительской работе – и совсем маленькие дети с удовольствием печатают, получая массу удовольствия от процесса.
- А как именно происходит набойка?
- Ручная печать выполняется деревянными штампами. Я подготавливаю эскизы, перерабатываю в графический вариант традиционные мотивы или делаю собственные, с которыми хочу работать. Затем отправляю их резчику, мастеру в Индии, который применяет специальные технологии обработки дерева и резьбы, выработанные веками и являющие пример непрерывной традиции. Поскольку мастера работают только с большим количеством единиц штампов под заказ - то, что сверх моих потребностей, я предлагаю на реализацию в группе. Также я провожу мастер-классы по обучению этой технике. Работаю индивидуально с каждым участником в небольших группах. При этом мне важно погружение присутствующих в атмосферу творчества, вовлечение в поиск, передача опыта, ощущение их сопричастности необычной профессиональной сфере.
- Ты работаешь на заказ? Много ли у тебя заказчиков и что пользуется большей популярностью?
- Считаю, что меня находят люди, которым близка философия и эстетика моего творчества. Приобретают готовые изделия и обращаются с заказами те, кто ценит историю и традицию, нередко сами занимаются ремеслом, а также сторонники экологического сознания и здорового образа жизни, которых привлекают применяемые натуральные материалы и простота кроя. Это всегда интересное общение, которое во многом ориентирует, двигает, побуждает.
- Твои заказчики - это люди экологического сознания и здорового образа жизни. А сама поддерживаешь такой стиль жизни?
- Да, мне очень важна гармония человека и природы, это один из посылов, который я пытаюсь транслировать в своем творчестве. Исходит это из стремления бережно относиться к предметам, ресурсам, материалам. От внешних проявлений – до отношений с людьми, способа мышления, экологии сознания. Возвращение в общество ценности ручной работы как раз и есть противоположность бездумному одноразовому потреблению, усталость от масс-маркета. И те предметы которые меня вдохновляют – они также создавались на века, передавались из поколения в поколение, отражают представления тех, кто жил раньше, об окружающем мире. А тогда жизнедеятельность человека, обряды, календарь были единым целым с природными циклами.
- Что чаще всего у тебя заказывают: одежду - платья, сарафаны или аксессуары - сумки, платки?
- На первом месте по заказам на данный момент платья. И я ориентируюсь в создании коллекций на этот вид одежды – приятно делать мир чуточку женственнее.
- Часто ли используешь в работе коми мотивы?
- Есть определенные темы и сочетания, к которым я время от времени обращаюсь в своем творчестве. Поиск имиджа национальной идентичности – коми, русского – одна из них. В своей дипломной работе в университете я создавала коллекцию аксессуаров по мотивам пермского звериного стиля, ее я выполняла с применением техники аппликации и золотого шитья. Она вызвала определенный интерес, участвовала во многих выставках и фестивалях. Сейчас же, когда есть серия штампов в этой стилистике, я думаю продолжать работу с ручными принтами в той тенденции, которая мне интересна - вещей для повседневной жизни, простых и функциональных, созвучных времени и моде. Хорошо, если на основе этих изделий со временем появится возможность их тиражировать и делать небольшое производство.
- Зачем нужна этномода сегодня? Насколько важно хранить традиции народу?
- К наследию прошлого дизайнеры обращаются постоянно. От домов моды – этой весной Valentino перенесли на современные силуэты и формы традиционные вышивки вологодских полотенец и рубах - до небольших мастерских-производителей одежды с этническими элементами. Еще пару лет назад их не было в таком количестве, но сейчас все больше появляется новых имен и названий. Кто-то занимался этим всегда, независимо от трендов, кто-то подхватывает волну интереса к России в 2013-2015 годах. При этом важно – если говорить о моде – уйти от прямого копирования и аутентичности, перегруженности.
Думаю, что этномода нужна настолько же, насколько нужны история и память - это их визуальное воплощение. Мы же большую часть своей жизни проводим в одежде, и любая одежда несет определенную информацию окружающим. Нам выбирать, какой смысл закладывать в нее в тот или иной момент времени. В определенных ситуациях или ежедневно посредством одежды определять себя как часть отдельного народа, носителя определенных культурных ценностей и духовного богатства. Этномода выступает инструментом, способом сохранения и адаптации традиции в современной жизни, связующим звеном прошлого и настоящего.
Комментарии (10)