Тренер Евгения Касеева: «Брейк-данс – это развитие и свобода»
- Ты давно занимаешься брейк-дансом, тренируешь, почему открытие своей студии стало необходимостью?
- Мне хотелось развивать своих учеников, что-то делать для них – проводить мероприятия, фестивали. В студии, где я работаю простым тренером, это было бы нереально. И, вообще, мне нравится брейк-данс, я бы хотела, чтобы это направление в нашем городе развивалось. А вместе с ним и другие направления студии. Я люблю танцы. Люблю, когда танцуют другие, особенно дети. Поэтому подумала: почему бы нет, почему кто-то может открывать свои школы, а я, столько лет работая тренером, не могу. К тому же мой старший брат тоже заинтересовался этим, и сейчас мы оба являемся руководителями нашей студии.
- Столько лет – это сколько?
- Пятый год.
- Ты сама занимаешься только брейком?
- Да, но в студии работают и другие тренеры, которые преподают современную хореографию, акробатику и хип-хоп.
- Как ты стала b-girl?
- С шести лет я занималась художественной гимнастикой, потом перешла на фитнес-аэробику. Но, видимо, в брейк-данс меня всегда тянуло – лет в восемь-девять я увидела по телевизору, как ребята танцуют брейк (там, конечно, были только парни). Но решила, что, даже если у нас в городе есть что-то подобное, меня не возьмут, потому что я девочка. Гимнастику в итоге все равно бросила – там постоянно заставляли худеть. На тренировку по фитнес-аэробике, которой я начала заниматься, как-то пришел тренер – он показывал нам элементы из брейк-данса. Я сначала их выучила, а потом захотела перейти именно на брейк-данс, но, пока я решала, что мне нужно больше, человек, к которому я хотела пойти, уехал, а в его школе осталось только направление «хип-хоп», хотя некоторые элементы брейка тоже показывали. К тому же чему-то я начала учиться сама. Потом с программой по брейк-дансу я поехала на соревнования «DanceIntegration» в Ухту, там встретилась с тренером по брейку из Сыктывкара и стала дальше заниматься в его студии - получается, это он окончательно переключил меня с хип-хопа на брейк. У него тренировались в основном дети, а мне уже было 16 лет, показалось, что заниматься с ними будет неправильно, и я тренировалась в сторонке. Решив развиваться самостоятельно, я занималась постоянно, один год ездила на тренировки сразу в четыре студии. Так что правильнее сказать, что в брейке я самоучка.
- Хип-хоп и брейк-данс сильно отличаются друг от друга? В сознании большинства эти слова, наверное, являются синонимами.
- Ну да, чаще всего задают именно этот вопрос. Конечно, есть разница: хип-хоп - это танец, в котором больше фиксаций тела, разные плавные и неплавные движения, это больше «верхний» танец. Брейк – больше силовой танец, в нем сочетаются танцевальные элементы наверху и внизу и силовые элементы. Но в основном это все равно «низ»: силовые элементы, стойки, перепрыгивания, вращения. Брейк-данс относят и к спорту, и к искусству, но пока официального статуса вида спорта – как, скажем, у акробатики – у брейка нет.
- Ты тренер или хореограф?
- Скорее, тренер, хотя, по идее, брейк-данс – это танец, но никогда не слышала, чтобы кого-то называли хореографом по брейку.
- Серьезно занимаясь брейк-дансом, ты, тем не менее, пошла учиться на филолога. Почему? Даже в Сыктывкаре есть колледж культуры с хореографическим отделением - если не хотелось куда-то уезжать.
- Все, когда узнают, что я учусь на филфаке и занимаюсь брейк-дансом, удивляются. Дело в том, что я очень хорошо училась в школе и больше всего из предметов любила русский язык и литературу. Сначала думала пойти на журналистику, но решила, что филология позволит получить более широкие и фундаментальные знания. В 11 классе я рассматривала, конечно, хореографическое направление, даже нашла какой-то университет в Казани, где были отделения, связанные с уличными направлениями, но в результате так ничего про него толком и не узнала – подумала, что связывать свою жизнь с танцами несерьезно, мне будет нужна «нормальная» работа. И хорошо, что я поступила на филолога, – это настоящее образование. Если бы я пошла на хореографию, наверное, как танцовщику брейк-данса мне бы это ничего не дало – зачем, например, мне народный танец? В брейк-дансе можно успешно развиваться и самой. Я хочу пройти переквалификацию на тренера, но это именно физкультурное направление.
- Значит, с филологией после защиты диплома ты попрощаешься?
- Пока я не планирую дальше этим заниматься, разве что совсем жизнь придавит – и я пойду работать учителем. Но филологическое образование помогает мне даже сейчас в моей тренерской деятельности. Например, мы общаемся с филологами, а у них речь поставлена – и ты сам уже лишнего не скажешь, стараешься выражать мысли правильно. Когда работаешь с детьми, говорить правильно очень важно – все равно они берут пример со взрослых. Кроме того, писать какие-то тексты, поддерживать свою группу «ВКонтакте» мне легче, потом будет проще писать проекты в плане развития студии.
- Ты говорила, что, работая в своей студии, будет легче проводить фестивали, еще какие-то мероприятия. Удается?
- В принципе, да, но пока это только на базе студии и проходит. Чтобы организовать такие мероприятия, нужно время, которого у меня пока нет в связи с тем, что я учусь. Нужны деньги, надо искать спонсоров, а так как «FunkyArt» пока знают мало, это сложно. Но все равно скоро что-то большое мы организуем, а сейчас проводим маленькие фестивали в студии.
- На соревнования выезжаете?
- Конечно. За последнее время удалось много поездить именно с детьми – были в Ухте, Казани, Кирове, Чебоксарах.
- Если сравнивать с другими городами, в Сыктывкаре, наверное, эта культура развита слабо.
- В Кирове, пожалуй, получше, но только за счет того, что там населения больше. А по-настоящему хорошо – например, в Ижевске, во Владимире, в Казани, там это поддерживается. У нас брейк-данс считается развлечением, родители, отдавая детей, не придают ему значения, потому что не знают, что благодаря брейку люди достигают больших высот и связывают с ним всю жизнь. Но и у нас он развивается – только у меня уже около 60 учеников занимаются. Жалко, что в Сыктывкаре нет и не было нормальных фестивалей – просто обычно их организаторы – это «тетеньки» и «дяденьки», которые мало понимают в танцах.
- Ты сама «играющий тренер»? Будешь заниматься дальше или твои занятия – это тренировки с учениками?
- Конечно, я тренируюсь, мне надо тренироваться очень много, потому что я хочу добиться большего. Сейчас я занимаю первые и призовые места на соревнованиях в других городах, но этого недостаточно. Занимаюсь я в свободное время, то есть после всех тренировок - обычно с десяти вечера до половины двенадцатого. Приезжаю домой около полуночи, занимаюсь учебой, читаю, а потом засыпаю в той форме, в которой приехала. Полгода назад я получила травму, ходила в гипсе, вместо меня с детьми занималась моя ученица – и тогда мне удалось побольше времени посвятить учебе.
- Судя по сложности элементов, брейк-данс – это очень травмоопасно.
- Естественно, травмоопасно, это же не шахматы - любой спорт, любой танец, деятельность, связанная с движением, травмоопасна. Травму руки (я порвала сухожилие) получила, потому что решила попробовать новый элемент, не рассчитала своих сил и упала. Но сейчас вроде бы все хорошо, и после почти полугодового перерыва я удачно выступила на фестивале в Кирове, заняла первое место.
- У тебя занимаются только дети?
- Пока да. У меня три группы: 4-5 лет, от 6 до 10 и старше. Хотя есть мальчик, ему шесть лет, и он занимается с 15-летними – так хорошо у него получается. Еще два ребенка – по 8 и 9 лет – тоже занимаются со старшими, потому что со сверстниками они «теряются», а с ребятами постарше, наоборот, развиваются. Вообще, брейк-дансом можно заниматься в любом возрасте. Например, на соревнованиях в Казани (это был крупный международный фестиваль) выступали две девушки – они начали заниматься в 27 лет – и очень хорошо себя показали.
- Тебе не говорят, что брейк-данс – это уличная культура, что в ней хорошего, что в этом вообще красивого?
- Мне часто говорят, что это не женский танец, и я даже написала кричащую мини-статью «ВКонтакте» в защиту этого направления. В последнее время брейком стали заниматься девочки – гораздо больше, чем это было раньше. Вообще, брейк-данс – это всегда развитие, свобода, и потому, мне кажется, он очень полезен для детей. Здесь нет регламентированных движений, как, например, в хореографии, где надо сделать именно так или только так. Кому-то нравятся движения на гибкость – они танцуют, используя эти элементы, кто-то любит силовые упражнения – делают программу на силу, кому-то нравятся танцы – они больше танцуют (другое дело, будут ли они побеждать со своим стилем). В любом случае, тренировки развивают ребенка со всех сторон – он сам выбирает, что ему нравится, сам выбирает движения, над которыми будет работать. И потом, это же не новое направление: сейчас брейк-данс и хип-хоп так же популярны, как и эстрадные танцы. Это модно, это красиво – я не считаю, что это некрасиво! - это зрелищно.
Комментарии (28)
Все лучше, чем с листовками политических партий шляться по городу в голубых жилетках "Единой России". Удивительно, что не только сама занимается, но и с малышами возится. Для них в таком возрасте и с их неуемной энергией брейк-данс - вообще находка! Будет хоть куда выплеснуть детскую силу жизни, не все же в "танчиках" в кустах под Малиновкой сидеть с банкой колы и чипсами на клавиатуре.
Поклонение западу. Тфу.
люди не глупые, на такой бред не поведутся, придут и сами все посмотрят)))
Долой дзюдо - оно пришло от японцких монархистов!
Бокс - орудие британских националистов, подавлявших Ирландию: и его прочь, ДАЁШЬ лапту!
Данцы и спорт - разные вещи, и такое сравнение некорректно. Дансор?