Павел Поташов: «Новой школьной организации нужны «локомотивы»
29 октября президент Владимир Путин подписал указ о возрождении пионерии. Правда, название у организации, которая займется воспитанием современного подрастающего поколения, будет иное – «Российское движение школьников». В ближайшее время «Росмолодежь» должна представить свои предложения по исполнению указа, а пока идет сбор предложений. Свою лепту в этот процесс готов внести сопредседатель республиканского штаба Общероссийского народного фронта, зампред Общественной палаты Коми Павел Поташов. О том, какой ему видится «пионерия в новом формате», он рассказал «Республике».
По большому счету мы берем все позитивное из того, что было в разные времена, и транслируем в сегодняшнюю действительность.
– Зачем возвращаться к хорошо забытому старому? Получается, что ничего принципиально нового нынешнее поколение придумать не в состоянии?
– Пионерия – это ведь не изделие Советского Союза, до пионеров были скауты. Я внимательно изучил историю скаутского движения. Еще в 1915 году член комитета общества «Русский скаут» Цытович придумал девиз: «Будь готов! Всегда готов!», который впоследствии переняли пионерские организации. В том же году Николай Адуев написал гимн скаутов «Будь готов!». Очень многое пионерскими организациями было взято от скаутов. Зачем же отказываться сейчас от того позитивного, что было прежде?
Как-то к Сталину пришли старые большевики и сказали, что недовольны тем, что им приходится ездить по царским железным дорогам и пользоваться царскими паровозами. Надо все это поломать и построить новые коммунистические железные дороги, пустив по ним новые локомотивы. Сталин в ответ написал статью, в которой обозвал этих людей коммунистическими троглодитами.
Истории свойственно повторяться. Когда в 1991 году к нам сюда приезжал один из идеологов новых преобразований Франц Клинцевич, я ему сказал, что нельзя откидывать все, что было хорошего в Советском Союзе. Но он ответил: «Нет, нам ничего этого не нужно». Сейчас идеология изменилась, и оказывается, что все нужно. По большому счету мы берем все позитивное из того, что было в разные времена, и транслируем в сегодняшнюю действительность.
– То есть новая организация не будет калькой с пионерского движения?
– Думаю, нет. В ближайшее время появится положение, которое будет предложено к всероссийскому обсуждению. На мой взгляд, туда должно войти все лучшее. И потом это не должен быть застывший документ. С течением времени он может постепенно видоизменяться – что-то прижилось, что-то не прижилось.
Самый главный посыл такой организации – воспитательный. Надо понимать, что в период взросления, когда подростки формируют свое мировоззрение, возрастает роль наставника. Если вспомнить старые дореволюционные времена, у ребенка в богатой семье был наставник – «дядька», который прививал определенные навыки. В бедных семьях подростков отдавали в ученики. А, скажем, в арабском мире мальчик воспитывается женщиной до девяти лет. С девяти лет его воспитанием занимается отец. Так и здесь. Скаутское либо пионерское движение – это возраст от десяти и старше лет, когда ребенку нужно некое утверждение в социуме. Если он в этом социуме не будет утверждаться, то он ничего не достигнет, не научится быть коммуникабельным. И вот законы скаутов и законы пионеров, перекликаясь, создают возможность реализовать себя в разных начинаниях.
Помните, у нас недавно был конкурс «Лучший призывник»? Там предлагались такие вещи, когда нужно было проявить лидерские задатки. Ребята едут на грузовике, который обстреляли. Кто-то должен выскочить и взять на себя командование, иначе просто всех по одному перещелкают. Это лидерские задатки, которые мы должны были выявить у 18-летних людей. А если начать выявлять их раньше, то лидеры появятся в благотворной среде очень быстро.
– Обходились же почти четверть века без такой организации, почему же заговорили о необходимости ее восстановления именно сейчас?
– Мы находимся в очень сложной экономической ситуации. Родители с утра до вечера работают, чтобы обеспечить семье определенный прожиточный минимум. А подростки вне школы предоставлены по большей части самим себе. И это в период, когда идет половое созревание, когда человек идентифицирует себя как личность. Именно в это время очень важно дать ему ценностные ориентиры. Ведь организация – это не просто коллектив, где ходят строем, отдают рапорты и так далее.
– Какой, по-вашему, должна быть идеология возрождаемой пионерии?
– Давайте сравним законы скаутов и юных пионеров: у первых долг перед богом, у вторых – верность рабочему классу. Но, повторяю, сейчас никто не говорит о воссоздании пионерской организации. Организация, которую предложено создать, называется «Российское движение школьников». Ты можешь быть иудеем, приверженцем ислама, буддистом или атеистом, но ты школьник. И объединение школьников формирует другой заряд, здесь будет меньше идеологии, чем было в пионерской организации. Я не думаю, что будут создавать пионерский лагерь по принципу «Делу партии Медведева будь готов!». Конечно, определенная идеологическая закваска будет, но в основе всего должен, на мой взгляд, быть патриотизм, воспитание любви к Родине. Пока это у нас слабое звено.
Патриотическое движение только начинает возрождаться. Вспомните, лет десять назад уклонение от армии считалось чуть ли не подвигом, если ты от армии уклонился – ты молодец. А сейчас даже появился конкурс в определенные войсковые части. Причина не только в материальной составляющей. Огромная масса молодых людей становятся волонтерами, потому что у них есть потребность быть кому-то полезным. На мой взгляд, у движения школьников и у волонтерского движения идеология будет схожей.
– В отличие от коммунистической партии и даже комсомола имидж этой детской организации почти полностью положительный. Может, стоит напомнить, что хорошего в себе несла такая система воспитания?
– Любая молодежная организация – будь то пионерская, комсомольская – всегда собирала вокруг себя людей инициативных и толковых. Но у нее был еще один ресурс, о котором мало говорят, – организация могла влиять на исправление подростков. Приведу пример из собственной жизни. Он связан не с пионерией, а с той деятельностью, которой я занимался: я создал и вел клуб юных собаководов. Если ребенок показывал мне дневник с двойками, я лишал его права посещения кружка. И это же правило действовало во многих спортивных секциях. Тренер для подростков был царь и бог. И когда я лишал ребят права приходить ко мне в клуб собаководства, они исправляли двойки молниеносно. Вот и здесь – организация должна быть настолько интересной, чтобы ребенок, преодолевая какие-то свои недостатки, желал быть ее активным участником. Это рычаг воздействия на него.
Чем можно напугать современного ребенка – отключением интернета, лишением сладкого. Это формирует протестное настроение по отношению к родителям.
Сейчас большинство кружков и секций направлены на то, чтобы выявить таланты. Но талант и гений – это как алмаз, надо пробурить и извлечь миллионы кубов породы, чтобы найти алмаз. И может быть, с этой точки зрения это и правильно. Но что делать толстому мальчику, что делать неуклюжей девочке? И потом, для чего мы собираемся формировать какие-то ценности у ребенка? Основная цель – вырастить из него хорошего родителя, ведь от нуля можно получить ноль, а если в ребенке мы закладываем определенные ценности, то и он, став взрослым, передаст эти ценности следующему поколению.
Не могу в этой связи не привести еще одну показательную историю. Было это, когда республикой руководил Владимир Торлопов, и мы бились вместе за отмену запрета ходить на озера ловить рыбу. Потому что у нас рыба мелкая, а в Северо-Двинском бассейне было нельзя ловить рыбу меньше 10 сантиметров. Что стали делать рыбаки? Они перестали ходить на озера, бурить лунки, произошел мор рыбы. Либо кто-то бурил лунки, но сыну говорил: «Вот тебе рыбка, ты пойди ее в кусты спрячь». И таким образом в маленьких детях формировался правовой нигилизм, протестная среда – «государство неправильно делает, а мы его обманем».
Ценности, которые должны сформироваться в детско-подростковой организации, – лояльность к государству и участие в управлении государством. Только через такие механизмы можно улучшить жизнь: если человеку что-то не нравится, он должен заявлять об этом. Мы же говорим маме, если суп пересолен, что есть его не будем. Но если нам платят маленькую зарплату или вводят какие-то законы, ущемляющие наши права, здесь молчим. Поэтому задача возрождаемой «пионерии» – формирование людей с активной жизненной позицией. Иначе мы так и будем все время управляемым стадом, которое будет кто-то куда-то вести.
– Главной задачей пионерского движения провозглашалось воспитание в духе преданности коммунистической партии. Чего стоит хотя бы клятва будущего пионера: «…жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия». А сейчас вступающим в организацию ребятам тоже придется принимать клятву – на верность кому или чему?
– Я бы ушел от формирования каких-то штампов. Очень боюсь, что может повториться известный постулат Черномырдина: что ни делаешь – получается КПСС или хотели как лучше, получается как всегда…
У нас многоукладный, многоконфессиональный народ, и то, что привычно для жителей одного региона, неприемлемо для другого. Условно говоря, дача клятвы для Республики Коми не может быть повторена один в один в некой кавказской республике.
– А чем будут заниматься члены школьной организации и как будет происходить выявление лидеров?
– Когда я был пионером, то играл в войнушку. В пятом классе стал вожатым первого класса и повел детей играть в «Зарницу». Много времени мы провели в сугробах, и на следующий день половина ребят заболела и не пришла в школу. После этого меня лишили звания вожатого. Я это к чему – любой элемент игры позволяет выявить определенные лидерские качества. А как иначе можно выявить, кто в этой среде лидер? Проводить тесты?
– Хорошо, пусть игры, но почему обязательно военизированные?
– Ну давайте будем играть в городки, лапту. Любые игры, в которые играют детишки, – развивающие. Особенно подвижные, требующие принятия быстрых решений. Если, играя в них, ребенок научится отличать плохое от хорошего, умению защитить себя, свою семью, своих близких, разве это плохо? Через игру в городки этому, наверное, не научишься.
Кроме того, особо я бы хотел сказать о профильных лагерях, о которых недавно упоминал врио главы республики Сергей Гапликов. Раньше их было 12 видов: оздоровительные, санаторно-курортные, физкультурные, спортивно-трудовые, сельскохозяйственные, общетехнические и так далее. Объединяться по профилю интереснее.
К сожалению, мой личный опыт детских лагерей негативный. В нашу группу в пионерском лагере попали несколько детей, у которых отцы были местные кухонные хулиганы, и они эту культуру отношений перенесли в пионерский лагерь. И там была такая маленькая дедовщина. Почему нет дедовщины в боевых и строевых частях в той степени, в которой она есть в тыловых? Потому что когда ты с утра до вечера занят строевой и боевой подготовкой, когда копаешь окопы, совершаешь марш-бросок, то остается одно желание – поесть и поспать. А когда целый день из угла в угол ходишь, вечером начинается прессование молодежи. Так и здесь – если кружок научно-технический, кружок юных натуралистов, будущих космонавтов и так далее, и лидер, руководитель этого направления, – фанат своего дела, он будет заниматься с ребятами столько, сколько необходимо. Почему интересно в такие лагеря попадать – потому что там фанаты, дающие очень много интересной информации, которую дети не получают дома.
Говорю об этом не понаслышке. В свое время в Печоре я создал и руководил летним лагерем «Юный собаковод» на базе нашего кружка. На летнюю смену к нам приехали 11 московских подростков из кинологического кружка имени пограничника Карацупы. И столько же ребят было местных. Полдня мы работали в совхозе, чтобы заработать москвичам на обратные билеты, строили собакам вольеры, выступали в школах и на детских площадках.
– В этой связи возникает вопрос: где найти таких фанатов?
– Во-первых, из числа бывших военнослужащих. В свое время я написал письмо главе республики, в котором поделился своим видением, как можно организовать работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. И в частности, предложил привлекать в наставники, лидеры молодежных неформальных объединений возвращающихся «на гражданку» сержантов, которые получили сержантское звание именно в войсковой части, а не после «учебки». Военнослужащие этой категории, как правило, отличаются активной жизненной позицией, у них ясная цель в жизни, и по сути это лидеры войсковой среды. Вот они-то и могли бы заниматься с ребятами, вести различные кружки и секции по интересам, воспитывать подростков.
Такую же среду надо формировать в университетах, в институтах, отбирать активных людей из числа волонтеров, обеспечив соответствующими условиями. Если это целостный человек, настроенный на позитив, то надо его привлекать и помогать ему.
– Как вы считаете, эту идею поддержит население?
– Я посмотрел на разных сайтах комментарии. Те, у кого позитивное восприятие сегодняшней ситуации, кто считает, что «стакан наполовину полон», приветствуют предложение. Мы сейчас живем в очень сложное время, когда нужна консолидация общества. А поколение, которое растет, оно вне идеологии. Поэтому, думаю, общество расколется: кто-то скажет, что это нужно, кто-то с этим не согласится.
Сразу скажу, чего я не сторонник. Я не сторонник разборов полетов на совете отряда, дружины, как это делалось в советское время, когда провинившегося выставляли перед всеми и осуждали: почему плохо учишься или собрал мало металлолома… Такие чистки ни к чему.
Я сторонник того, чтобы школьники приходили в свою организацию по огромному желанию. А такое желание возникнет, если у истоков этой вновь создаваемой организации будут стоять люди фанатично заинтересованные в создании кружковой работы, секционной работы.
Помните, у нас гремела семья Никитиных? Родители воспитывали детей по своей методике. А знаете, чем там все закончилось? После смерти отца были суициды, кто-то из детей был посажен в тюрьму. Это говорит о том, что должна быть некая преемственность наставников, воспитателей. Или другой пример на эту же тему. Был в Сыктывкаре такой Валентин Лаврович Балашов, руководивший техническим клубом, – скольких ребят он спас от тюрьмы и так далее. На базе клуба был оперативный комсомольский отряд. То есть нужны ярко выраженные положительные лидеры этой среды. Почему в 90-е годы было много криминальных структур, заточенных под одного лидера? Занимались парни боксом, кто-то из лидеров пошел в криминал – и все за ним.
Сейчас первостепенная задача – выявление позитивных лидеров.
– Захотят ли эти люди работать на чистом благородстве?
– А почему нет? Есть движение отцов в Свердловске, есть человек, который занимается плохими дорогами Пскова, и есть неравнодушный житель Северной столицы, который занимается дырявыми крышами Санкт-Петербурга. На самом деле людей, у которых есть интерес и желание абсолютно бескорыстно предложить свои возможности государству, – масса. Другой вопрос, что чиновники в большинстве своем не очень хотят что-то делать, помогать им.
– Но согласитесь – это очень редкие примеры.
– Хорошие кадры отбираются по крупицам. Задача государства – создать такие условия, при которых этих крупиц золота будет много. Нужно создавать «обогатительную фабрику» под лидеров. Тогда придут люди, которым это будет интересно. И даже я в свои достаточно взрослые годы был бы здесь полезен.
– Вы упомянули о добровольности вхождения в организацию. Но ведь в этом случае широкого охвата школьников не будет, и значит, подростки с асоциальным поведением останутся вне этой воспитательной системы, и их социализации не произойдет. А вот в пионерию принимали всех.
– Вовсе нет, в классе всегда были два-три подростка, кто не удостаивался чести стать пионером. И исключали из пионеров за плохое поведение. Было и такое наказание – снимали галстук на неделю.
Я категорический противник принудительного и всеобщего вхождения в организацию. Должна быть создана система ценностей, при которых ребенка туда тянет, ему интересно. Еще раз возвращаясь к собственному опыту: в руководимом мной клубе собаководства в час ночи у меня сидела толпа подростков, и я писал справки: «Уважаемая Мария Петровна, сообщаю Вам, что Ваш сын, такой-то, находится в клубе собаководства до часу ночи». Подпись, печать. Родители твердо знали, что их ребенок находится в клубе, что все в порядке. У меня детишки задерживались до последнего автобуса и шли в Эжву пешком, умывались и шли в школу. Была создана такая ситуация, которая была детям настолько интересна, что их невозможно было оттуда выгнать.
Приведу пример, который не имеет отношения к пионерскому, школьному движению, но он знаковый. Был такой паровоз «Овечка», который из Царского Села тащил до Санкт-Петербурга вагончики. Росли железные дороги, увеличивались расстояния, появились другие паровозы. Современные локомотивы тащат уже по 150 вагонов. Вот и приложимо к школьной организации нужен локомотив. За нормальным локомотивом будут идти «вагоны». Вагон сам по себе движется только под горку, и то, если подтолкнуть. Поэтому если маленький локомотивчик «Овечка» поведет за собой десяток пацанов, то большой человек, выдающаяся личность, объединит вокруг себя много людей.
Детское увлечение собаками перешло в мою взрослую профессию и мой бизнес. Я всю жизнь занимался только тем, чем хотел. Может быть, создавая такие кружки по направлениям, мы формируем не только среду, но и помогаем человеку найти себя, заложить свое будущее. Мы тем самым создаем некий базис ценностей у ребенка, который завтра станет взрослым, и очень важно – каким.
Комментарии (100)
В школах вполне можно создавать школьные парламенты, но не под контролем и чутким руководством завуча по воспитательной работе.
В Коммуне остановка,
Иного нет у нас пути,
В руках у нас винтовка.
А Павел Поташов правильно все говорит! Дети растут потребителями, замкнуты в интернете, знают только свои права, про обязанности даже не догадываются! Надо срочно это менять!
Большинство же из нас только языком чесать может, попробуйте хоть что-то полезное сделать в жизни!
Для развития детей нужны достойные зарплаты их родителям и пенсии бабушкам и дедушкам. А патриотизм на пустом месте- это очередное коммунистическое лицемерие!
Гоша , 20.11.2015, 11:10:37 [Свернуть] [Ответить]
Я пионером был в детстве. Правда недолго! В принципе идея неплохая, но весь движ у нас в школе вела старая коммунистка,???????????????????
Сам понял, что написал? В сов. школах пионерскую работу вели пионервожатые - молоденькие дувушки с высшим образованием - как правило. Многие практику проходили даже в Артеке! Какие ещё старые коммунистки? Где и в какой школе ты учился, пионэр?
Гоша , 20.11.2015, 11:10:37 [Свернуть] [Ответить]
Я пионером был в детстве. Правда недолго!...?
В детстве, говоришь?...Хорошо хоть не в юности. Потому, что в юности в комсомоле обычно все мы были...
Почему. Надо понять, что советская система формировала свои общественные институты, а современная рыночная система - свои. Ценности, которые мотивировали людей поддерживать институты были другими. Советский коллективизм несовместим с рыночным индивидуализмом. Поэтому, те идеи что предлагает Павел могут жить в виртуальном, а не реальном обществе. Когда социальное расслоение достигло чудовищных диспропорций.
Чем ценен Указ Президента? Впервые формально россиянам дана возможность объединиться для решения материальных и нравственных проблем детей. У НАС появилась возможность создать работоспособную модель, устраивающую большинство россиян. Конечно если будет воля Элиты. Более креативные идеи, Павел, нужно предлагать.
Денег дать, наконец, чтоб формировали из таких же, обладающих лидерскими качествами фанатов, структуры РСМ на местах.
Поташов в чем прав? Мы на местах знаем таких людей, тех, к которым молодежь тянется, которые научить чему-то могут, в т.ч. - по сути - жить научить в нынешних отвратительных условиях.
И если нам, обитающим "на местах", придет реальная поддержка сверху (прости меня, Господи, но не я вертикаль строил!), то тогда упомянутая пресловутая вертикаль со временем перестанет быть подобной венику.
Веник, как известно, пребывая в вертикальном положении, устойчивостью не отличается.
Даже если висит.
А. Виноградов
Павел Валентинович! Когда я был простым рядовым пионером,то мне не казалось, что я был ущербным и подвластным чьим-то правилам. Галстук не давил,да и спать ложился как обычный простой парень. И просыпался-грешен- не с настроем что-то полезное сделать для Родины. Но,тем не менее,то время во мне воспитало чувство общности и единства. ...-времена.
Теперь будущих жуликов и воров предполагается готовить со школьной скамьи. Впаривая лозунги о патриотизме и т.п. Помнятся наставления Ковзеля об успешности развития личности на свое примере, мероприятиях в рамках года патриотизма в РК под руководством Гайзера. Результат налицо.
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Да уж! Как низко опустили Коми край.
В Сыктывкаре, когда в школах насаждали пионерию и комсомолию, школьники однажды залезли под трибуну во время демонстрации. Их схватили как террористов. Одна из них - участниц " теракта",потом сидела в одной камере с Новодворской в тюремной психушке. Когда детям пытаются что- то диктовать и навязывают политику, то их с детства приучают к лицемерию, другие же становятся противниками режима еще в ранние школьные годы. Может и на пользу пойдет создание детской школьной организации? С детства будут создаваться и формироваться оппозиционные детские организации?
Поддерживая Павла, Вы поддерживаете его политические заявления. Он не только бизнесмен, а и член ОНФ - политический деятель.
Детская общественная организация, назревший и деликатный вопрос. Можно наломать дров. Поэтому нужно определить цели и какие проблемы будет решать создаваемая организация и какими методами. Чтобы организацию поддержало большинство населения. Мы можем создать такую если будет согласие в обществе-
Крестьянину.
Мудрая пословица. В чужом огороде хрен всегда слаще. Скауты массово не прижились, хотя много - много раз пытались на Руси эту модель использовать. Она чужая модель. Нам нужна своя, родная.
А кто Вам мешает проявить индивидуальность в коллективе? Если Вы за свободный бизнес, то таковых у нас не любят.
Если такая орг-ция станет работать по принципу НКО - это в чем-то другое дело, однако - надо напрячь государство: с НКО надо снять налоги ВООБЩЕ!!! За исключением доходов от оказания платных услуг, не предусмотренных уставом.