Александр Загородний: «Возраст наркосбытчиков «молодеет» из-за падения моральных принципов»
В начале этого года в Коми зашкаливало количество отравившихся наркотическими веществами, со второй половины года произошел резкий спад. Многие связывают это с крупными изъятиями наркотиков и задержаниями организованных группировок. В интервью БНК начальник управления ФСКН по Коми Александр Загородний описал нынешнюю наркоситуацию в республике и пояснил, как удалось добиться спада потребления «спайсов» и что планируется сделать в этом направлении еще.
Фото Николая Антоновского
- В последние месяцы можно заметить снижение количества сообщений об отравившихся «спайсами», можно ли говорить о спаде?
- Действительно, спад имеется, и пошел он со второй половины года, весь третий и начало четвертого квартала наблюдается большое снижение отравлений наркотическими веществами. Если в первом полугодии происходило порядка 130-140 отравлений ежемесячно, то начиная с июля число передозировок упало в четыре раза – 37-40 случаев в месяц. В октябре только двадцать отравлений зафиксировано в республике.
- Благодаря чему удалось добиться таких результатов?
- Отдавать предпочтения какой-то одной стратегии будет неправильно. Тут немаловажна деятельность всех правоохранительных органов: и наших сотрудников, и МВД, и ФСБ, и УФСИН, и других. Мы сотрудничали со всеми правоохранительными органами республики, и это дало результаты: количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности, как это ни парадоксально, снизилось, но только за счет потребителей. Мы перестали работать с потребителями, то есть с теми, кто приобретает наркотические средства для себя, без цели сбыта – привлечь их к уголовной ответственности. Наша цель в работе с такими наркозависимыми - побудить их к лечению, реабилитации и ресоциализации. Сейчас мы сосредоточили наши усилия на наркосбытчиках в составе групп, потому что они наиболее опасные. На начальной стадии, чем выше уровень организованности группы, которую мы ликвидируем, тем больший эффект наблюдается от нашей деятельности. Борьба же с потребителями – фактически борьба с ветряными мельницами.
- То есть вы переключились с потребителей на группировки?
- Да, и благодаря этому удалось предотвратить распространение крупных партий наркотических средств на территории республики. На сегодняшний день изъято порядка 60 килограммов запрещенных веществ, что в два раза больше, чем в прошлые годы. Слаженная работа всех правоохранительных органов позволила обнаружить и изъять большее количество наркотических средств, а чем больше изъяли, тем меньше поступило в незаконный оборот. Основной пик изъятий пришелся на первое полугодие, соответственно, тогда наркозависимые потребляли и продавали то, что оставалось в запасе, а сейчас у них образовался определенный голод. В преступном мире есть свое «сарафанное» радио, они прекрасно знают, кого мы задерживаем и как часто. Сейчас наблюдаем: у многих фигурантов развивается паранойя, когда они думают, что за ними постоянно следят, хотя на самом деле это не так. Появляется страх, что тоже неплохо – из-за этого они меньше будут совершать преступлений.
- Снижение количества отравившихся зависело только от задержаний организованных групп?
- Была проделана большая профилактическая работа. Те события, которые произошли в ряде регионов, буквально «взорвали» общественность и СМИ. В частности, у нас в республике было уделено много внимания профилактике потребления наркотических веществ: работа в образовательной системе, с трудными подростками, с ранее судимыми. И это дало результат. Да, многие осуждают нас, считая, что, чем больше мы будем говорить о проблеме, тем больший интерес вызовем. Но, как мы видим – все наоборот. В образовательных учреждениях работа велась и с детьми, и с родителями. Когда мы стали говорить о количестве отравившихся несовершеннолетних в школах, как ученики в школах теряли сознание от передозировки наркотиками, конечно, это напугало родителей. Обычно все думают, что их это не коснется, но, когда такие вещи происходят в их школе, в их классе, когда с родителями начинаешь беседовать о явных признаках потребления наркотических средств – отношение меняется. В результате, родители усилили контроль за своими детьми. Школьники это видят и, если в следующий раз кто-то предложит им попробовать, уже прекрасно понимают, что мама с папой это увидят и накажут.
- Можно ли сказать, что в настоящее время ситуация в республике стабильна?
- Говорить, что мы стабилизировали ситуацию, будет неправильно. Мы ее немного погасили, но руки опускать и считать, что все закончилось – ошибочно. Тот пласт потребителей, который был, – никуда не делся, наркомания неизлечима. Соответственно, когда будет доступность наркотиков, они снова начнут употреблять. Поэтому наша задача – не допустить крупных партий наркотиков в наш регион, сделать его непривлекательным для наркобизнеса. А также принять меры для социализации и реабилитации наркопотребителей. То, что сейчас наблюдается затишье, может быть затишье перед бурей. У потребителя сейчас голод, а получив желаемое, он сорвется. Мы обязаны держать «руку на пульсе» и стараемся деятельность групп пресекать в течение одного-двух месяцев, иначе все разрастется снова.
- Значит, максимальное время существования наркогруппировки в нашем регионе два месяца?
- Такая задача ставится. Я ни в коем случае не пытаюсь хвалиться, ведь если бы мы знали о всех наркосбытчиках и преступлениях, то давно бы уже очистили республику от этой заразы.
- Простые граждане играют какую-то роль в выявлении наркосбытчиков?
- Стоит отдать должное нашим законопослушным гражданам, которые нам сообщают определенную информацию по телефонам доверия о тех фигурантах, которые, по их мнению, занимаются наркобизнесом. К сожалению, только процентов десять этой информации подтверждается, но и это дает эффект.
- Последние случаи задержания показывают, что зачастую сбытом занимаются несовершеннолетние. В чем причина снижения возрастной категории наркоторговцев?
- Мне кажется, это упущение норм воспитательного процесса. Дети получили много прав, а обязанностей не знают. Раньше люди воспитывались обязанностью перед обществом, сейчас мы выдвигаем вперед личность ребенка, при этом он видит только себя, и ему плевать на остальных, у него нет норм морали. И от этого идут все проблемы, именно это ведет к совершению правонарушений. Раньше наркосбытчиками были, как правило, сами наркоманы, сейчас мы уже видим несовершеннолетних подростков из благополучных семей, которые занимаются этим только ради денег. А родители, видя, что у ребенка появляются дорогие вещи, которые они не могут себе позволить, закрывают на это глаза. Ответственность за наркосбыт у нас такая же, как и за убийство, потому что это одно и то же, только наркотики убивают постепенно. А некоторые родители наркосбытчиков этого не понимают, по их мнению, ничего страшного не произошло, ну продал дозу, он же не заставлял принимать ее. В обществе происходит падение моральных принципов, отсюда уже и молодые девушки появились в наркоторговле, чего раньше не было. В школах ведь как началось? Трудный подросток среди взрослых друзей, чтобы поднять свой авторитет, потребил наркотик и принес его в школу. Раз попробовали, второй, а потом надо деньги платить. Где их взять? Со своих друзей, сверстников. Таким образом и начинается вовлечение новых подростков в распространение.
- Испытывает ли служба дефицит в кадрах?
- Кадров всегда будет не хватать, и на сегодняшний день берем не числом, а умением. Есть ряд проблемных районов, где надо бы открыть межрайонные подразделения, но сделать этого не можем. Понятно, что рук не хватает.
- В начале года на республиканской антинаркотической коллегии вы высказали недовольство работой оперативных подразделений, причиной, по вашему мнению, послужили кадровые перестановки.
- Это не совсем так. Недовольство работой было связано с имеющимися недостатками в оперативно-служебной деятельности, в связи с чем и пришлось произвести кадровые перестановки. Новым руководителям были поставлены и новые задачи, а именно - перенацелить деятельность на групповую преступность. По итогам второго полугодия 2014 года не все руководители справились с поставленной задачей, как правило, из-за отсутствия необходимого опыта. На сегодняшний день эта проблема практически решена, и уже в 2015 году все оперативные подразделения имеют положительные примеры борьбы с групповой наркопреступностью. И, несмотря на произошедшее в первом квартале текущего года 15-процентное сокращение личного состава, по таким направлениям оперативно-служебной деятельности, как количество изъятых наркотических средств, количество раскрытых групповых наркопрестплений, ликвидированных наркопритонов, показатели управления выросли в 2-4 раза.
Комментарии (38)
нет,тройной одеколон там только по праздникам.
Золотые слова. Вот и озвучен РЕЗУЛЬТАТ личностно-ориентированного подхода к воспитанию ребенка. Цитата, не помню кто сказал-нынешние дети требуют уважения к себе, но сами никого не уважают.
Последнее время меня мучает вопрос (обращаюсь ко всем)-как воспитать ребенка, чтобы он не стал ни преступником, не жертвой.
Пусть просто участковые работают на своих участках и этого будет достаточно