Новости партнеров: «Мастер спорта по биатлону оставила докторантуру и уехала в деревню»
Елена Шомысова – человек в республике известный: автор книги «Спорт в Республике Коми: история и современность», мастер спорта СССР по биатлону, в 1996-2004 годах – декан факультета физической культуры и спорта Сыктывкарского госуниверситета, в 2005-2007 годах – первый директор Института физической культуры, спорта и туризма Ухтинского государственного технического университета. Она – автор более 70 научных работ в области спорта и истории развития физкультурного и спортивного движения в Коми. Несколько лет назад Елена Шомысова поступила учиться в докторантуру, работала над диссертацией по теме «Адаптивный спорт в России». Но внезапно все бросила и уехала жить на родину в село Помоздино Усть-Куломского района. Что подвигло ее в расцвете сил и профессиональной карьеры оставить Сыктывкар и осесть в глубинке, Елена Шомысова рассказала корреспонденту «Республики» у себя дома.
Мечты сбываются
Если внимательно проанализировать прошлое, то, что кажется резким поворотом в жизни, на самом деле оказывается естественным звеном в целой цепочке причин и следствий, считает Елена Шомысова. Ее приход в спорт тоже можно назвать случайным, ведь в детстве она хотела стать стюардессой. Кроме того, в школе ей очень нравилась история, но тем не менее в 17 лет она уехала из Помоздино вместе с одноклассником и поступила в Ленинградский институт физической культуры имени Лесгафта. Никаких особых спортивных достижений, кроме первого разряда по лыжам, на тот момент у девушки не было.
После окончания вуза Елену Шомысову распределили в Магадан тренером по лыжному спорту, но в институте отпускать никуда не захотели, потому что она бегала за сборную Ленинграда по биатлону.
Так получилось, что в Северной столице девушка осела надолго. В начале 80-х ее чуть было не забрали в Афганистан снайпером. В военкомате, куда ее вызвали, заявили: «Ты молодая, не замужем, детей нет, завтра с чемоданами – на призывной пункт». Спасло то, что она еще не оправилась от сложной операции. Чтобы избежать мобилизации, пошла работать в милицию: тогда еще сотрудников органов на войну, как сейчас, не забирали.
В питерском Калининском РОВД «застряла» на пять лет. Уволилась оттуда старшим лейтенантом. Затем окончила аспирантуру, стала кандидатом педагогических наук. Однажды позвонил знакомый из Сыктывкара, сообщил, что в СГУ открывается факультет физической культуры и спорта и ее приглашают туда работать.
– Мне давно мечталось вернуться в Сыктывкар и открыть Коми национальный институт спорта. Чтобы спортсмены могли учиться в родной республике и оставаться на работу здесь же тренерами и учителями, – признается Елена. – И тут вдруг все мои мечты отразились в этой новости. Пусть это был не институт спорта, но все же какое-то начало было положено.
Через три дня после этого предложения Елена Шомысова была уже в Сыктывкаре. Сначала работала старшим преподавателем на кафедре физического воспитания в СГУ, параллельно преподавала в лесном институте. В 1996 году ее назначили деканом факультета. В числе ее выпускников – мастера спорта международного класса Ирина Мальцева, Владимир Леготин, Андрей Нутрихин, Андрей Звягинцев, Анатолий Рочев, Олег Канев и многие другие.
– Но моя мечта об открытии спортивного института в республике не давала мне покоя, – признается Елена.
В 2005 году ректор УГТУ Николай Цхадая пригласил ее к себе в университет. Она первым делом спросила его: «А вы откроете Коми национальный институт спорта?» Тот пообещал: «Открою». К сожалению, несмотря на то что в Ухте для нее были созданы все условия, из этого города через пару лет пришлось уехать: ухтинский воздух вызвал большие проблемы со здоровьем.
Вернувшись в Сыктывкар, Елена Шомысова решила во что бы то ни стало завершить начатую большую работу по подготовке и изданию книги «Спорт в Республике Коми: история и современность». Книга стала воплощением ее детской мечты стать историком.
С идеей издания Елена Шомысова подошла к Василию Гончаренко, который возглавлял тогда региональное агентство по физической культуре и спорту и федерацию биатлона Коми. Он ее всецело поддержал. После сдачи книги в печать женщина уехала в Санкт-Петербург и поступила в докторантуру Академии физической культуры и спорта имени Лесгафта.
Откровение свыше
Самым трудным стало внезапно обрушившееся безденежье. С большой зарплаты пришлось «упасть» на три тысячи докторантской стипендии. Жить в Питере на такие деньги было нереально.
– Я готова была мыть полы, лишь бы заработать лишние пару тысяч, – вспоминает Елена.
Побыв немного в Питере, она уехала работать дальше над диссертацией в родное село Помоздино. А там ей неожиданно предложили вести православный кружок для школьников. Она согласилась, хотя никакого специального образования не имела, да и Библии не знала. Решила: «Все равно ведь на урок не пойдешь неподготовленной, буду изучать».
– Крещение я приняла в 1994 году, посещала храм, верила, что «что-то есть», но что именно, представляла довольно смутно, – рассказала Елена Шомысова. – А тут я начала денно и нощно изучать Библию. И вдруг в один прекрасный день произошло то, к чему меня силы небесные, наверное, и вели долгие годы. Я вдруг словно прозрела, поняла, что я когда-то предстану на Суд Божий. И какой я дам отчет там за свою жизнь? Что представлю? То, что я всю жизнь занималась физкультурой и спортом? Вот так меня Бог и привел к себе.
На вопрос, почему она считает, что вера и занятия спортом – вещи несовместимые, женщина отвечает: «Я просто физически не смогла бы все совмещать. Мы не знаем, какой срок нам отпущен на этом свете, а мне хотелось что-то успеть сделать для утверждения православия у себя на родине».
В подтверждение того, что все происшедшее было предназначено свыше, она рассказала давнюю историю, произошедшую с ней еще в Ленинграде. В 25 лет она попала в аварию, получила компрессионный перелом позвоночника. Полгода боролась за себя и, как барон Мюнхгаузен, вытащила-таки себя за волосы. У нее бездействовали левая рука и правая нога.
– Если бы я не знала основ лечебной физкультуры и массажа, я бы так, может, инвалидом и осталась, – рассуждает Елена. – Но я тогда привязала недвижимую руку бинтом к спинке кровати и по тысяче раз за день тянула за этот бинт – разрабатывала руку, заставляя ее двигаться. Так же разрабатывала и ногу. От этого трения слезала кожа. Еще не зная тогда Бога, я все же обращалась неизвестно к кому с просьбой о помощи. И, помню, в голове постоянно пульсировала мысль: твори добро. Какое добро, что за добро? И вот через 25 лет Бог меня привел к себе, и я поняла, к чему меня призывал этот внутренний голос.
Уверенность, что она на правильном пути, окончательно укрепилась после одного случая. Православный кружок Елена начала вести без специального образования. Однажды, будучи в Сыктывкаре, ей пришлось зайти по рабочим делам в Республиканский институт развития образования. И там совершенно случайно она узнала, что институт организует курсы по подготовке учителей основ православной культуры, всем участникам курсов уже заказаны гостиницы, а одна учительница из Инты не приехала.
– Ну я и попросила, чтобы меня взяли вместо нее. Ведь это ж нужно было так сложиться обстоятельствам, чтобы я зашла в кабинет именно в тот момент, когда там обсуждали этот вопрос, – поражается стечению обстоятельств Елена.
Где родилась, там и пригодилась
Когда до защиты докторской оставался всего год, Елена Шомысова ушла из докторантуры и поступила учиться в духовное училище в Сыктывкаре. У всех знакомых – шок: так изменить жизнь в возрасте, когда люди обычно предпочитают не делать резких шагов! Однако это кажется странным только тем, кто сам еще не услышал Откровения.
– Потом, когда я много стала ездить по монастырям, я везде интересовалась, как люди пришли к Богу, – рассказывает собеседница. – В одном из монастырей познакомилась с молодой послушницей 25 лет, москвичкой. Такая красавица – загляденье, кажется, еще и жизни-то не успела повидать, а оставила все и ушла в монастырь. И ведь это не было какой-то блажью: человек вынашивал это, подолгу жил в монастыре, прежде чем принял такое решение.
Елена занялась совершенно новым для нее делом – по просьбе секретаря епархии отца Филиппа возглавила паломнический центр «Паломник Коми». В новой работе пригодились организационные навыки тренера: она ведь и раньше вывозила спортсменов на сборы и соревнования. Однако вскоре жизнь опять внесла свои коррективы: пришлось вернуться в Помоздино ухаживать за престарелым отцом.
Новая жизнь требовала тишины, созерцания и уединения. Елена могла часами сидеть на веранде родительского дома, с которой открывался вид на протекавшую внизу Вычегду. Успокаиваться было от чего: будучи активным человеком, она и в новой роли развила бурную деятельность, принялась тормошить местных жителей и служителей епархии, призывая их во что бы то ни стало продолжать строительство храма в Помоздино.
– Это я сейчас понимаю, что не так надо было действовать, – признается женщина. – Мы своей благочестивой жизнью намного больше привлечем сторонников, чем давлением и громкими призывами. А я тогда готова была всех обращать в веру, чем навлекала на себя гнев и неприятие некоторых односельчан. Мне прямо в глаза говорили: что, мол, ты тут приехала и нас тревожишь, мы очень спокойно тут без тебя живем.
Общими усилиями, на пожертвования сельчан четыре года назад в Помоздино был построен храм в честь священномученика Димитрия Спасского. Однако на этом Елена Шомысова не успокоилась и предложила жителям соседней деревни Скородум создать православную общину, чтобы можно было зарегистрировать ее как юридическое лицо и начать строительство храма в деревне. Без создания общины сделать это было никак нельзя: нужно ведь и межевание земли проводить, и средства на постройку собирать, и документы разные оформлять. Раньше в Скородуме была столетняя часовня в честь святых апостолов Петра и Павла, которую разобрали перед войной.
Скородумцы активно откликнулись, и благодаря их усилиям в короткое время был поднят сруб храма на новом освященном месте. Минувшим летом дело встало из-за отсутствия средств. Нужно собрать 70 тысяч рублей только для покупки профнастила на крышу. А еще нужно поднять купола с крестами, сделать внутреннюю отделку, купить церковную утварь. В общем, забот у общины много.
Недавно Елена в соавторстве с учителем коми языка и литературы Владимиром Шомысовым из Пожега выпустили православный календарь на 2016 год «Троице-Стефано-Ульяновский монастырь и храмы Усть-Куломского района», презентация которого прошла в Доме дружбы в сентябре этого года. Календарь оснащен прекрасными фотографиями и снабжен краткими справками об истории каждого храма.
При его подготовке пришлось поднять множество архивных источников, собрать большой материал, терять который было бы жалко. Поэтому Елена продолжает работать, чтобы издать уже книгу об истории православия в родном районе.
– Буду писать книгу и параллельно собирать документы для восстановления старого храма Успения Божией Матери в Помоздино, – поделилась задумками Елена. – До прошлого года там размещался маслозавод. Когда мы стали заниматься документами, выяснилось, что это вообще храм-призрак, который ни в одном документе не числится. Мне пришлось много побегать по Сыктывкару и Усть-Кулому из кабинета в кабинет, чтобы хоть что-то прояснить. Наконец, недавно получили кадастровый паспорт, и теперь надо его регистрировать и начать восстанавливать.
Комментарии (58)
Время от времени это происходит. Я думаю, и сейчас многие смотрят в эту сторону, но не решаются в силу разных обстоятельств. А Елена Шомысова решилась. Я полностью ее поддерживаю.
Ну, стал человек религиозным с возрастом, Докторскую не дописал Бывает. Зачем об этом в прессе-то сообщать?
Но, что меня зацепило и расстроило.
В Коми появляются великие и просто хорошие спортсмены. Но никто из них не хочет передавать свой опыт молодежи. Нет традиции, нет школы.
Зато "предложили вести православный кружок для школьников".
Очень подходящая работа для человека, который знает, что такое спорт высоких достижений и как организовать обучение.
Грустно от того, что наши чемпионы и олимпийцы не думают о подрастающей поколении.
Каждый новый чемпион начинает свой путь с чистого листа, тратя впустую годы на опыт, который им могли бы передать ему такие люди как Шомысова, Сметанина, Рочевы.
Сыктывкарец - значит лыжник? Увы нет...
Федя. , 11.11.2015, 23:37:09 [Свернуть] [Ответить]
Фото тоже сделано на фоне села Помоздино? Или Европейского селения.
БАНКА! Снимки подписывай, иначе смешно выглядешь...
Данный случай хорошо показывает, что религия идёт во вред науке....
1. Свежий воздух
2. Отсутствие стрессов
3. Отсутствие заботы о родных.
4. Постоянная тренировка памяти молитвами, и прочими благолепными хоровыми песнопениями.
5. Правильное питание, включая пост
6. Отсутствие алкоголя, наркотиков и табака в повседневном рационе
7. Отстраненность от мирской суеты и мерзостей простонародного бытия
8. воздержание в половой сфере
9. Отсутствие источников инфекции
10. Резкое ограничение реальной мыслительной деятельности. Думать уже не надо - можно просто верить :))
Действительно, чего бы свои знания не направить на обучение и воспитание детей местных? Бояра и Тройной победили докторантуру.
Народ - наркоман - обречён.
Елена, не обращайте внимания на злобу людскую, Бог Вам в помощь!