Директор Государственного театра оперы и балета Дмитрий Степанов: «Я буду создавать мосты взаимопонимания и успеха во всех сферах деятельности театра оперы и балета»
Сегодня разрешилась главная интрига театрального мира республики последних месяцев: директором театра оперы и балета после многочисленных комиссий и продолжительных совещаний назначен Дмитрий Степанов, ранее руководивший отделом профессионального искусства в министерстве культуры региона. О том, почему он решил возглавить самый большой театр в республике, переживающий сегодня не лучшие времена, каким видится его дальнейшее развитие театра и когда начнется его реконструкция, он рассказал информационному агентству БНК.
О конкурсе на замещение должности
Такая открытая и демократичная форма отбора кандидатов на должность руководителя крупного государственного учреждения культуры в нашей республике применяется впервые. Конкурсная процедура была сложной и продолжительной. Сначала отбор лучших резюме. Затем комплекс тестов на выявление и анализ личностных качеств и профессиональных компетенций претендентов. У меня эта процедура заняла более 6 часов в течение 2 дней. Последним испытанием стала оценка каждого кандидата специально созданной компетентной комиссией по итогам индивидуального собеседования. В конкурсе приняли участие не только наши коллеги из Республики Коми, но и претенденты из Москвы, Санкт-Петербурга, других российских городов.
Решение принять участие в конкурсе на вакантную должность руководителя театра оперы и балета Республики Коми я принял совершенно осознанно, но не сразу.
В середине лета, за несколько недель до окончания приёма документов на конкурс, я получил интересное и перспективное предложение с повышением по службе из другого региона. Несмотря на заманчивость новых перспектив, я принял решение в пользу возможности остаться жить и работать в республике, и вот почему. Работая в Министерстве культуры Республики Коми, совместно с моими замечательными и высокопрофессиональными коллегами – сотрудниками министерства, руководителями театрально-зрелищных учреждений, руководителями профессиональных творческих союзов – за последние годы удалось сделать очень и очень многое для успешного развития профессионального искусства в республике.
О работе в министерстве
Благодаря утверждённой постановлением Правительства Республики Коми четыре года назад государственной программе «Культура Республики Коми» значительно увеличилось финансирование отрасли. Разработана и утверждена распоряжением регионального Правительства Концепция долгосрочного развития театрального дела в Республике Коми на период до 2020 года. Внедрена совершенно новая форма дополнительной государственной поддержки профессионального искусства – гранты Главы Республики Коми в области театрального искусства и концертной деятельности. Именно эти гранты, выделяемые республикой на конкурсной основе, стали важнейшей поддержкой, мощным стимулом в работе театрально-концертных учреждений. Самые яркие и знаковые для культуры республики события театрально-концертной жизни последних четырёх лет – это именно грантовые проекты. Благодаря госпрограмме «Культура» нам удалось значительно укрепить материально-техническую базу театрально-концертных учреждений. Впервые за многие годы значительно обновлена светозвуковая аппаратура, приобретены музыкальные инструменты. Опять же, впервые за многие годы в государственные учреждения были приобретены изумительные рояли, благодаря чему у нас появились новые возможности для проведения камерных концертов. Два больших концертных рояля лучших фабрик в мире – «Steinway & Sons» и «C. Bechstein» - украшают сцены Коми республиканской филармонии и театра оперы и балета. Для оркестра театра приобретены замечательные профессиональные музыкальные инструменты.
Сравните театрально-концертную жизнь республики 5-6 лет назад и в наши дни. Все наши театры, и особенно солисты и творческие коллективы филармонии, начали активно и регулярно гастролировать по всей республике и за её пределами. Профессиональное качество и художественное оформление премьерных постановок значительно возросло, а отдельные постановки можно назвать просто выдающимися. Работы профессиональных драматургов и композиторов Республики Коми приобретаются за счёт государственных средств, а их пьесы и произведения ставятся и исполняются на сценах наших театров. К нам едут на постановки столичные режиссёры. Мы организовали проведение целого ряда новых крупных творческих проектов. Трижды состоялся международный музыкальный фестиваль с участием московского камерного оркестра «Musica viva». На этой неделе в Сыктывкаре проходит третий по счёту международный фестиваль театров кукол «В гостях у Мойдыся».
Великолепно принимается жителями республики фестиваль «Хоровые ассамблеи Севера», способствуя активному развитию хорового движения. К нам поехали на гастроли знаменитые театральные коллективы и выдающиеся музыканты мирового уровня. Только перечисление названий российских театров, гастролировавших на сцене театра драмы им.В.Савина, или музыкальных коллективов и солистов, выступивших в нашей филармонии, займёт несколько страниц печатного текста. Мы продолжаем успешно развивать наши традиционные театральные фестивали «Сыктывкарса тулыс» в театре оперы и балета, «Северный театральный фестиваль» в театре драмы им.В.Савина, ежегодные циклы премьерных концертных программ выдающихся российских солистов-вокалистов с творческими коллективами Коми республиканской филармонии. На сцене театра оперы и балета состоялись уникальные концерты камерных оркестров великого итальянского оперного театра «La Scala» и всемирно известного римского коллектива «I Musici di Roma».
Это перечисление важных для культуры региона дел я могу продолжать очень долго. Общими усилиями нам удалось оживить театральную и музыкальную жизнь региона, и зритель отвечает на это аншлаговыми залами.
Для чего я всё это говорю? Возвращаясь к предложению о переезде на работу в другой регион страны, я понял, что взять и расстаться со всей этой проделанной работой я просто не могу. Очень много времени и сил было во всё это вложено. Я чётко понимаю цели своей работы. Мне очень интересно находиться в центре всех культурных событий республики. Теперь эта работа будет продолжена на другой должности – руководителя театра оперы и балета.
О плане развития театра
Реализация любого плана подразумевает достижение конкретных целей. Наши цели: Государственный театр оперы и балета – культурный бренд Республики Коми, авангард регионального развития профессионального искусства, продолжатель традиций российской и мировой музыкальной культуры. Театр представляет собой сплочённый коллектив единомышленников, живой организм, находящийся в постоянном поиске новых творческих идей. Театр интересный, дружелюбный, уютный, доступный, современный, достойный, сильный, перспективный.
Помимо незыблемых столпов театрально-музыкальных жанров - оперы и балета, мы будем активно развивать концертную деятельность, оказывать содействие развитию современной академической музыкальной культуры, творчеству современных профессиональных авторов – композиторов, драматургов, а также развитию молодых талантливых исполнителей – вокалистов, инструменталистов.
Театр должен стать культурным центром – точкой притяжения для самого широкого круга людей, просветительским центром популяризации отечественного и зарубежного театрального и музыкального искусства.
О главном режиссере и художественном руководителе
Я считаю, что первостепенной кадровой задачей является поиск и привлечение в наш театр людей, способных взять на себя нелёгкое бремя ответственности за работу на должностях художественного руководителя и главного режиссёра. Это достаточно сложная задача - ни для кого не секрет, что в Сыктывкаре специалистов такого уровня, да и просто таких специалистов - очень мало. Вероятно, это должны быть приглашенные из-за пределов республики люди, но далеко не каждый поедет работать в провинциальный театр. Ему нужно что-то предложить взамен. И я сейчас говорю не только о зарплате и материально-бытовых благах, а в первую очередь о профессиональной перспективе, творческом состоянии труппы. Режиссер должен понимать, что он может предложить этому коллективу и на какой результат можно ориентироваться в будущем. Тем не менее, уже сейчас поступают звонки из Санкт-Петербурга, Москвы и других городов - есть желающие, которые предлагают свои резюме. Почва для размышления есть, но пока на уровне устных обсуждений. В любом случае, это должно обсуждаться внутри коллектива, с теми, кто сейчас в театре возглавляет творческие цеха: с главным дирижером, режиссером, главным хормейстером, балетмейстером. Решение будет приниматься коллегиально. Я надеюсь, что имена этих людей почитатели нашего театра узнают уже в этом сезоне.
О кадровой политике
Театральная организация – сложный, многогранный организм. Управление театром осуществляется двумя основными ветвями власти. Творческую деятельность организует художественное руководство учреждения в лице художественного руководителя, главного режиссёра, главного дирижёра и ряда других главных специалистов. Дирекция театра отвечает за финансово-хозяйственную и административную работу. Сегодня в театре существует проблема разбалансированности труппы, нуждаются в новом взгляде некоторые административно-управленческие решения.
Помимо поисков главного режиссера и художественного руководителя мы будем продолжать искать интересных солистов-вокалистов, артистов оркестра и балета. Некоторые кадровые изменения возможны и в административном составе. Возможно, мы рассмотрим предложение о внесении некоторых изменений в структуру штатного расписания театра и введении новых должностей для усиления работы в определённых направлениях, например, в сфере концертной деятельности, маркетинговой работы. По моему мнению, давно назрел вопрос о разработке кодекса профессиональной этики сотрудников театра.
Кроме того, в самое ближайшее время нам предстоит включиться в очень большой и серьёзный процесс, внедряемый на федеральном уровне – разработку комплекса мер обеспечения эффективности деятельности учреждения, так называемое нормирование труда. Работа по нормированию необходима для совершенствования систем оплаты труда в учреждениях, а также для повышения эффективности их деятельности. По мере внедрения этой системы в жизнь будут происходить определённые изменения в штатной структуре всех учреждений.
Об оркестре
Оркестр – это тот коллектив, который, пожалуй, мне ближе всего по роду моей прежней деятельности. Отдельно хочу сказать о штатной численности театрального оркестра. Наверное, мне никого не придётся убеждать в том, что оркестр в музыкальном театре – основная опора, фундамент любого оперного или балетного спектакля. Музыкальную жизнь в области академической музыки любого города или региона невозможно представить без симфонического оркестра. К сожалению, в Республике Коми исторически сложилась иная ситуация. Да, в последнее время наш оркестр прогрессирует, это направление стало развиваться, но симфонического оркестра как самостоятельного творческого коллектива у нас пока нет. Я вижу решение этой проблемы в постепенном движении в сторону увеличения штатной численности театрального оркестра и доведения его состава с нынешних 40 до 55-60 музыкантов, ведь большие симфонические оркестры могут насчитывать до 100-120 музыкантов. Это поможет выйти театру и республике на совершенно иной качественный уровень в сфере культуры. Принципиально изменится звучание оркестра, появится взаимозаменяемость музыкантов и возможность деления оркестра для одновременного решения нескольких творческих задач. Появится возможность для создания различных камерных творческих коллективов, способных организовать свою интересную музыкальную жизнь. Я вижу в идее увеличения численности нашего оркестра огромный потенциал, буду прилагать все усилия для достижения этой цели.
О реконструкции театра
Никаких домов культуры – как предлагают некоторые – здесь быть не может, потому что здание театра сейчас в очень тяжелом состоянии, и кто бы в нем ни размещался – театр или дворец культуры, - для республиканского или муниципального бюджета стоимость содержания и обслуживания, опасность аварий не уменьшается. Содержать старое здание очень затратно, тем более оно вообще не отвечает никаким современным эстетическим и техническим требованиям. Как я уже говорил, несколько лет назад проводилось частичное техническое переоснащение наших театров. Тогда много светозвукового оборудования было закуплено для филармонии, воркутинского театра драмы, национального музыкально-драматического театра, но для театра оперы и балета практически ничего не планировалось, потому что смысла вкладываться в старое здание нет никакого. Повесить двадцать светильников и заплатить за них миллион – это компромисс, но путь все равно неправильный. Конечно, надо говорить о строительстве нового здания и проектировании сцены по последнему слову техники, тогда можно получить современную базу, способную на удивительные творческие проекты. Какие-то ремонты в театре идут все время, без этого он давно бы развалился. Будем надеяться, что когда-нибудь эта проблема все-таки решится.
Сейчас понятно одно: Республика Коми достойна технически современного и архитектурно красивого здания театра. На сегодняшний день проведен открытый конкурс эскизных проектов, определен победитель – творческая мастерская Александра Бреусова из Пензы. Реализовать столь масштабный проект без помощи федерального бюджета невозможно. Наверное, вопрос реконструкции театра уместно рассматривать в рамках подготовки к празднованию 100-летия образования республики.
О финансовом положении театра
Финансовая ситуация в театре оперы и балета, как и в других театрах - непростая. Однако далеко не все проблемы решаются исключительно финансами. Это мое глубокое убеждение. Где и как искать деньги - в этом вопросе мы будем рассчитывать и на понимание учредителя, и на поддержку грантами главы, а также пытаться привлекать федеральные деньги. Здесь нужно работать не от случая к случаю, а целенаправленно искать варианты. Основные потребности: зарплата сотрудников, коммуналка и общее содержание здания, все социальные обязательства - государство нам обеспечивает. И это уже немало. По сравнению с учреждениями культуры и самостоятельными творческими коллективами за рубежом наше положение очень даже неплохое. Разумеется, если не брать в расчет выдающиеся всемирно известные коллективы, а рассматривать средний уровень, не говоря уже о провинциальных театрах. Государственное финансирование нашего театра составляет около 90 процентов от годовой потребности. Оставшиеся 10 процентов театр закрывает из своих внебюджетных доходов. За рубежом ситуация диаметрально противоположная. Финансирование учредителя может составлять 50 или даже 25 процентов, всё остальное они должны заработать сами. У нас, к счастью, пока такого нет.
Многие привыкли воспринимать отрасль культуры как сферу услуг, досуга и развлечений. Такая оценка не соответствует ни запросам общества, ни требованиям времени. В России разработаны и утверждены «Основы государственной культурной политики». Документ отражает отношение государства к культуре как к общественному благу, как к историческому наследию, как к системе ценностей и нравственных идеалов. На основе этого документа будет разработана законодательная база, в том числе, новый закон о культуре. Именно в этих самых важных для нашей отрасли документах должна быть отражена почётная обязанность государства – создание условий для достойного существования театров в России.
О заработках провинциальных театров
К сожалению, российские провинциальные театры не смогут зарабатывать себе на существование. Взять любой столичный театр, даже не первого звена: в их репертуаре два десятка произведений, которые они катают десятилетиями, потому что каждый день в зале есть командировочный, отпускник, еще какой-нибудь заезжий гость - проблем со зрителем нет. Кроме того, они не тратятся на серьезные постановки, крупные переезды. Гастроли для московского театра - это 300 километров на автобусе. Никто на поездах по двое суток не ездит. А это совершенно иные затраты. И при этом многие из этих театров имеют очень хорошую государственную поддержку. Вывозить провинциальный театр на серьезные гастроли по стране можно только с помощью министерства культуры России, с помощью федеральных денег.
Мое твердое убеждение состоит в том что, театр оперы и балета - главная творческая площадка республики, самый большой театр и при этом самое профессиональное учреждение культуры в Коми. Поэтому он не может быть просителем, он должен быть полноценным партнером, и те деньги, которые, возможно, когда-то появятся, очень бы хотелось получать не в качестве подаяния, а в качестве партнерской помощи - когда не ты звонишь и выпрашиваешь, а когда звонят в театр и предлагают свою помощь, потому что видят, как успешно развивается учреждение, понимают, что оно значит в жизни региона. В ближайшее время государственное финансирование нашего театра, наверное, не увеличится, и это нормальное явление в общеэкономическом состоянии республики и страны. Наш шанс достойно жить и работать – это безупречный профессиональный уровень, актуальные творческие проекты, понимание и любовь зрителей. А для этого надо очень много трудиться.
О планировании
Частью информации я в данный момент по понятным причинам не владею, но, надеюсь, что процесс планирования в театре не остановился, и люди знают, чем необходимо заниматься, что будет происходить в ближайшее время и в среднесрочной перспективе. В этом сезоне запланированы постановка великолепного балетного спектакля, и капитальное восстановление одной очень популярной оперы. Их названия пусть пока останутся для зрителей загадкой. Могу сказать, что традиционные фестивали обязательно будут продолжаться и развиваться. История фестивалей – очень яркая вспышка в культурной жизни республики, и, как правило, они привлекают максимальное количество зрителей. Естественно, что на фестивалях появляется возможность заявить о себе солистам, дирижёрам, режиссёрам, порадовать зрителя новыми творческими успехами, премьерами, показать потенциал учреждения, привлечь к нему внимание. Фестиваль «Сыктывкарса тулыс» будет жить и дальше, ему не дадут исчезнуть, он будет развиваться - внутри фестиваля можно реализовать много новых интересных идей. Но эти идеи надо обсуждать не столько с директором, сколько с художественным руководителем.
Расскажу одну историю. В одном из европейских оперных театров я присутствовал на обсуждении творческих планов, а именно: утверждении эскизов декорационных конструкций для премьерного спектакля. Премьера спектакля планировалась через три года. В ходе обсуждения один из членов собрания задал вопрос в отношении основной, самой большой подиумной конструкции: «А на сколько принципиально важны размеры этой конструкции? Можем ли мы сделать её на 30 сантиметров короче?». И продолжил: «Просто годом ранее будет премьера другого спектакля, для которого мы тоже делаем конструкцию очень большого объёма, и, зная, сегодня размеры этих двух конструкций, я могу сказать, что они не разойдутся в кармане для хранения декораций без демонтажа. Если же мы делаем одну из конструкций короче, они свободно будут расходиться друг с другом, и мы сэкономим время и деньги». Это очень показательная история и в плане ответственности за свою работу, и в отношении качества планирования деятельности. Нам необходимо стремиться к этому.
О гастролях
Гастроли любого творческого коллектива — это важнейшее направление деятельности, которое очень стимулирует, мобилизует и мотивирует, дает хорошую творческую встряску. Регулярные гастроли театра за границей на протяжении нескольких лет — это большое достижение, и я также намерен приложить все усилия, чтобы не только продолжить эту историю, но и развивать ее. Но при одном существенном условии: сцена театра не должна быть пустой на период гастролей, она должна быть занята нашими постановками, чтобы зритель в любой момент мог прийти и увидеть качественный спектакль, исполняемый в сопровождении оркестра, а не под фонограмму.
О том, как сделать театр интереснее
Самое важное – мы должны создать дружелюбную атмосферу, а зрители - получать незабываемые впечатления от спектаклей. Безусловно, нуждается в модернизации интернет-сайт театра - его интерфейс должен стать более наглядным и понятным, а информация - интереснее и актуальнее. Будут вводиться новые формы взаимодействия со зрителями в целях изучения мнения о работе театра. Думаю, что должны появиться интересные лектории и сезонные абонементы. Есть желание расширить горизонты взаимодействия со средствами массовой информации - очень много интересных событий в жизни театра остаются не освещенными. Я вижу потенциал привлечения внимания к театру большой группы новой зрительской аудитории - молодежи и студентов. Считаю, что каждый школьник за годы учёбы должен неоднократно побывать в нашем театре. Зрителю всегда интересно узнать закулисные истории рождения спектаклей, помимо экскурсий по театру можно организовывать выставки сценических костюмов, начать работу по созданию театрального музея.
Кроме того, я считаю, что театру необходимо избавляться от наследия нелёгких перестроечных времен – предоставления помещений для всевозможной торговли. Мы найдем другие источники дохода, связанные непосредственно с нашей уставной деятельностью.
О функциях директора и стиле руководства
Задача директора - собрать коллектив, мотивировать на работу, создать максимально комфортные условия. Невозможно усидеть на всех стульях одновременно, и я не считаю правильным, когда директор бросается на все сразу и начинает заниматься и художественным руководством, и кадровой политикой, и маркетингом, полагая, что только он один в этом понимает и разбирается. Каждый должен отвечать за свое дело.
Я не отношусь к безумным реформаторам, которые считают, что летоисчисление начинается с их появления в учреждении. Такому большому кораблю, как театр, резкие и неожиданные маневры не пойдут на пользу: здесь нужно семь раз подумать и померить, прежде чем отрезать, потому что на этом завязаны работа и жизнь огромного коллектива - почти 250 человек, и у каждого есть свои планы и надежды. Кроме того, очень много людей приезжих — я пока не знаю, на каких условиях они приглашались и выполняются ли эти условия. Так, например, большу́ю часть зарабатываемых денег театр тратит на аренду жилья - это многолетняя проблема, которая, на мой взгляд, должна решаться на уровне республики, по мере возможности. Необходимо пригласить худрука, главного режиссера, еще одного дирижера, несколько солистов — всего 8-10 человек, и этим людям надо предоставить не комнату в общежитии, а нормальное жилье. Возникает вопрос: за счет чего? Проблем много, но я не склонен драматизировать ситуацию. Надо говорить о том, как решить эти проблемы, а для этого необходимо погрузиться в работу.
Могу сказать, что я уверенно принимаю решения, понимаю и всегда готов нести ответственность за свои действия, но я не навязываю своё «единственно правильное» мнение. Коллективный интеллект, коллективный разум - особенно в творческом коллективе - я считаю наиболее успешной формой выработки решений. Я учусь всю жизнь и уважаю людей, которые всю свою жизнь постигают истину через сомнения, ошибки, взлёты и падения.
Люди часто остаются одинокими потому, что вместо того, чтобы строить мосты, они строят стены. Я приложу все усилия для создания мостов взаимопонимания и успеха во всех сферах деятельности театра оперы и балета.
*** Дмитрий Николаевич родился 16 августа 1975 года в Сыктывкаре в семье профессиональных музыкантов, учился в средней школе № 12, параллельно - в детской музыкальной школе. В 1991 году начал профессиональное обучение в Коми республиканском училище искусств, в 1993 году продолжил учебу в Академическом музыкальном училище при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. С 1995 по 2000 годы обучался в Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского по классу трубы. Проходил срочную военную службу в Первом Отдельном показательном оркестре Министерства обороны Российской Федерации (Москва). С 1996 года - артист московских симфонических оркестров и камерных ансамблей. Являлся автором и организатором различных творческих проектов, многократно гастролировал и проходил профессиональные стажировки в европейских странах. В 2008 году по результатам конкурса поступил на государственную гражданскую службу в отдел профессионального искусства министерства культуры Республики Коми. В 2011 году возглавил отдел искусств. В 2009 году прошёл обучение по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент» в ЦДПО Сыктывкарского лесного института – филиала ГОУВПО «Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии им. С.М.Кирова». С 2008 года преподаватель в ГПОУ РК «Колледж искусств Республики Коми». Государственный советник Республики Коми II класса.
Комментарии (69)
P.S. Да, и традиции школы № 12 позволяют надеяться.
Думаю, она бы справилась!
А по новому - будем посмотреть!
Не знаю как руководителя , а это долгий период обучения, не очень ценю как музыканта.
Но назначение состоялось и хотелось бы верить в лучшее. С Богом !
Успехов Вам, Дмитрий Николаевич! Спасибо за рояли в Сыктывкаре! Если бы не Ваша настойчивость - до сих пор играли бы здесь на дровах.
Текст - скорее всего подготовлен заранее (продуман, отшлифован, возможно не только им самим), не спонтанное интервью. Зато можно воспринимать это как программу действий. Почему нет? обозначены ориентиры. Удачи!
-Принципиально изменится звучание оркестра, появится взаимозаменяемость музыкантов и возможность деления оркестра для одновременного решения нескольких творческих задач. Появится возможность для создания различных камерных творческих коллективов, способных организовать свою интересную музыкальную жизнь.(с)
Не дели, батенька, а создай оркестр как единый организм .Всё бы некоторым поделить. Создай, сделай, да так, чтобы оркестр зазвучал! И не количеством оркестрантов, а качеством исполнения, профессионализмом. Иной музыкант один играет как целый оркестр бездарей не сыграет.
Дмитрий, от всей души тебе желаю не обращать внимания на второе и развивать первое - его так не хватает в нашем несчастном, сегодня - на всю страну опозоренном городе!
Зная тебя. искренне верю, что время твоей работы в театре и вообще в культурной среде республики будут золотыми страницами в истории театра оперы и балета.
Эх, Вася(
Наш бы город так опозорили. Мы мечтаем, чтобы наших чиновников малость пошерстили.
Нет, не трогают, берегут.((( А наши ничем от ваших не отличаются.
Народ загибается, а чиновники с депутатами жируют (((
Так что, город ваш, люди , не опозорены. Везде так, как и у вас, просто нигде не ворошили
Между прочим Степанов эти рояли не из своего кармана оплатил.
Легко быть добрым за гос.счет!
А в филармонии на Steynwei без "милого" Степанова играют тоже не абы кто. И Крамер и А. Диев, и Т. Йоаметс, и С.Жилин, и А.Рудин.
Программу "Культура" не Степанов защищал и принимал, деньги не он выделял и в заслугу это нельзя ему ставить. Тем более, что он лоббировал интересы только ОДНОЙ фирмы. А это в свете нынешней ситуации попахивает коррупцией.
Знакомства в музыкальных кругах у него есть, не спорю. Но в нашем театре нужны не эти громкие знакомства, которых подкармливал он грантами из средств республики. Театру нужен грамотный управленец - руководитель. А вот тут "наш пострел" не поспел.
талантливым профессионалам, на деле мы это новое поколение воспринимаем не просто
недружелюбно, а с нескрываемой агрессией? Для чего республика растит свои кадры? Чтобы они либо до пенсионного возраста профессионально «выгорали» на низких должностях, либо уезжали реализовываться в другие регионы? Это и есть наша кадровая политика? Министр культуры – молодец (ох уж, не думала, что когда-нибудь это произнесу)! Это её первое удачное решение. Настоящие профессионалы в культуре знают, кто такой Степанов Дмитрий Николаевич. Знают, что благодаря его таланту руководителя уровень культурной жизни региона за последнее время вырос колоссально. При этом он никогда не выпячивается, изображая из себя великого гения. Не буду желать удачи и т.д. Он знал, на что идёт, решение принял осознанно. Уверена, что зная нашу «доброжелательную высококультурную» среду, готов был и к нелицеприятным высказываниям в свой адрес. И, тем не менее, решение принял. Думаю, похвала ему не нужна. Он - Человек самодостаточный, высокой культуры. Искренне рада за театр, тем артистам, которым небезразлично то, чем они занимаются, работать станет намного интереснее.
Где Герцман?
В театр пришёл музыкант, знающий профессию от и до, администратор, знающий все ловушки и нюансы такой работы от и до, уважающий людей, добродушный, терпеливый, разумный человек, всегда предпочитающий в конфликтной ситуации не растаптывать отношения с людьми, как это часто свойственно людям искусства (тут можно много кого вспомнить из публичных скандалов).
Д***** тут льют те, кто просто тупо боится его прихода. Не сцыте, очкисты! Будете работать хорошо - он вас не выгонит))) Думаю, театру очень повезло!
Можете изливать желчь сколько угодно - главное всё равно теперь результат работы. А он будет более чем положительный, тут к бабке не ходи. Желаю завистничкам поскорее засунуть свои язычки сами знаете куда)))
А вот то, что он музыкант, театру ещё не раз пригодится.