Сергей Шиляев: «Концертный бизнес напоминает карточную игру»
Концертный сезон в Коми отчасти совпадает с учебным годом: лето артисты проводят на фестивалях или в отпусках, а с осени начинают активно гастролировать. Один из тех, кто занимается организацией встречи поклонников со своими кумирами, — кировчанин Сергей Шиляев. Именно он организовывал в Коми концерты «Чайф», Эдиты Пьехи, Витаса, а сейчас готовит приезд Дианы Арбениной, Дидюли и других. О закулисье концертного бизнеса Сергей Шиляев рассказал в интервью порталу «Куда идти».
Фото kudaidti.com
- Как начали заниматься организацией концертов? Удачным ли был первый опыт?
- Первый концерт был проведен летом 2001-го в легендарном ЦО Победа Кирова, где я больше 10 лет работал арт-директором. Это была группа «Амега» - крайне приятные парни. Для промо своего концерта согласились даже погулять по многолюдным местам Кирова. Времена были замечательные, почти каждый месяц появлялись новые группы и исполнители.
- Чем руководствуетесь при выборе артиста для организации очередного концерта — личным вкусом или предпочтениями большинства? Случаются ли конфликты между личным и бизнесом?
- Очень долгое время руководствовался личным вкусом и чутьем. Сейчас стал более прагматичен, хотя часто не могу отказать себе в удовольствии привести артиста, который нравится лично мне. Я стараюсь не делать то, что не нравится, сделка со своим вкусом к добру не приводит. И даже если нет сборов, то хоть останется удовольствие. Многих прокатчиков влечет общение с самой звездой, мне же ближе то, что они делают на сцене, чем то, какие они в жизни. И надеюсь, что зритель любит их за творчество, а не за сплетни. У меня за спиной музыкальное училище имени Гнесиных, там умеют «настраивать уши». Я не доучился один год, хотя проблема и была не в успеваемости. Закончил образование в кировском училище искусств, я в прошлом народник, балалаечник.
- Как относится семья к таком бизнесу?
- Был интересный момент, когда по совету сына я вскрыл целый пласт альтернативной рок-культуры. Сын был вовлечен в этот процесс, когда он был на 1 курсе кировского политеха. На протяжении нескольких лет мы работали вместе, пока не стало очевидным то, что ему нужно идти своей дорогой. Сейчас мне помогает моя жена Ольга, и могу утверждать, что из-за этого качество моей работы выросло многократно. Не хватало женского умения навести порядок. Женщины вообще - более прагматичные и трезвые люди. Я «за» женщин в семейном бизнесе. Еще нужно отметить, что артистам часто не хватает элементарного внимания, кому-то материнского, кому-то сестринского, и это даже при полном выполнении райдера. Ольге удается создать атмосферу уюта и внимания, на которые мужчина в принципе не способен. Всю оргработу сейчас тянет жена. Я параллельно занимаюсь клубом «Гауди холл» в Кирове, формально у меня должность коммерческого директора, но вопросов значительно больше.
- Назовете самые запоминающиеся концерты и звезды? И чем именно они запомнились?
- Были безумно запоминающиеся концерты, но при этом общение с артистом было минимальным или вообще отсутствовало и наоборот. Я не стремлюсь к дружбе с артистами. Если возникает какая-то связь, то я радуюсь, если нет - не удивляюсь. В прошлом сезоне я был поражен невероятными человеческими качествами музыкантов группы «Чайф», невероятным качеством звучания группы Sepultura, публикой Республики Коми на рок-опере «Юнона и Авось», простотой и глубиной Гришковца, танцевальной машиной «Тодеса», магией танца Фаруха Рузиматова, теплом и юмором Сергея Трофимова.
- Случается, что даже на известного артиста не продаются билеты, как относитесь к таким ситуациям, насколько часто они случаются и зависят ли от сезона, частоты концертов в регионе?
- В целом рынок концертов перегрет, предложение превышает спрос. Но нужно отдать должное руководству залов Сыктывкара и Ухты, случайных концертов почти не бывает. Все предложения проходят достаточно серьезный отбор. В других регионах совсем иначе. Концертный бизнес напоминает карточную игру: летом все набирают карты с разными картинками и по осени начинают выкладывать. Кто-то хватается за голову, кто-то радуется, кто-то нервно ждет. Разумеется, каждый регион имеет свою специфику. Хотя очень часто в том, что нет сборов, виноват исключительно прокатчик. Из прошлого сезона лично мне очень жаль как минимум одного артиста, который был достоин гораздо больших сборов, чем они в реальности были. Был и конкретно сложный случай, когда в один и тот же день было знаменитое ледовое шоу и концерт группы «Чайф». По слухам доходило до семейных ссор, когда муж хотел идти на «Чайф», а жена уже купила билеты на двоих на фигурное катание. Издержки бизнеса. Почти все бизнес-структуры приходят к определенным договоренностям, а в нашем деле это почти не возможно. До сих пор правила, как на вещевом рынке в 90-х. Если вы посмотрите на график концертов, то вы увидите, что аншлаг — это, скорее, исключение, чем правило, и пересечение форматов - основная причина отсутствия сбора по кассе. Относиться к этому нужно так же, как относится любой бизнесмен к удачам и поражениям, и быть готовым, что твои убытки могут превышать сотни тысяч рублей.
- Сложно ли заниматься организацией концертов дистанционно — устраивать приезд артиста в Сыктывкар, находясь в Кирове?
- Я на рынке Коми больше пяти лет. И, если честно, то я не получаю в Кирове столько поддержки и понимания, сколько получаю по всей Республике Коми. Но есть определенная специфика: в РК у меня нет возможности ошибиться, у вас ошибки не прощают. Я усвоил правило: если у тебя проблема или, не дай Бог беда, тебе всегда помогут и пойдут на встречу. Но если ты обманул, прощения тебе не будет. Времена сейчас сложные, не все от тебя зависит, и тебя могут обмануть, и ты будешь только заложником этой ситуации. Захочешь оправдаться - и не оправдаешься. Тем более, что в нашем бизнесе очень многое держится на личных договоренностях. Современные коммуникации и логистика позволяют вести дела дистанционно. Но главное - это человеческие отношения. Я в пояс кланяюсь всем тем, кто мне помогает вести мой бизнес. Без добрых людей это не возможно.
- Что сложнее выполнить — технический или бытовой райдер? Какие необычные требования встречались за время работы? Как удавалось их выполнять или выходить из ситуации?
- Технический райдер сейчас выполняют профессионалы. У вас в Коми достаточно профессиональных людей, они могут справиться с любыми сложнейшими техническими райдерами. Для меня принципиально работать по технике с местными партнерами, хотя бывают и исключения. И чаще всего это не технический вопрос. Узкое место в выполнении райдеров - это всегда гостиница и питание. К счастью, у вас есть хорошие гостиницы, только очень дорогие, а вот к продуктам есть претензии: дорого, часть продуктов приходится закупать в Кирове. У меня не было уникальных требований по бытовому райдеру, а вот по технике были. Но ваши земляки решали этот вопрос. Дело в цене.
- Чьи райдеры сложнее выполнить — рок-музыкантов или поп-звезд? Какие именно — технические или бытовые?
- Это миф, что у рокеров райдер проще, ничего подобного. Дело в классе звезды. Поп-артисты могут иметь простой технический райдер. А люкс или апартаменты для всех стоят одинаково. Все хотят ездить на Мерседесе.
- Верно ли утверждение, что чем профессиональнее артист, тем проще его требования?
- В свое время меня поразил саунд-чек «Морального кодекса». Все время репетиции не заняло и часа. Хотя никто не упрекнет Сергея Мазаева в непрофессионализме. Все, что артисту нужно - это выполнение технического райдера, хорошая и тихая гостиница, хорошее питание, хорошая машина.
- Можно ли заранее определить — будет ли сложно с артистом? От чего это зависит?
- Как правило, имеешь дело не с артистом, а с его директором. И тут нужно понимать - директор руководит артистом или артист директором и, соответственно, всем процессом. Бывает по-разному.
- Есть такой артист, концерт которого вы пытались организовать не однажды, но ни разу не получилось? По каким причинам? Будете ли пытаться снова?
- То, что я делаю - ремесло. Если удается принести радость людям и принести доход в семью, то я рад. Если не удается, то я расстроен. Сейчас у меня нет каких-то особенных амбиций. В прошлом такие имена были. Я, скорее, мечтал бы сам побывать на концертах каких-то артистов.
- Организация концерта — не только райдеры, реклама и билеты, но и безопасность. Часто поклонники ведут себя некультурно. Чьи — рок-музыкантов или поп-звезд - чаще других бывают замечены в безобразиях на концертах?
- За безопасность отвечают тоже профессионалы. Я работаю с местными охранными структурами. У меня ни разу не было проблем с нарушением правопорядка, даже на панк-концертах, что со стороны зрителей, что со стороны артистов. Надеюсь, и не будет. Я бы даже сказал, что зрители на концертах в Коми отличается уважением, даже неким консерватизмом.
Комментарии (6)
https://vk.com/id312026740?w=wall312026740_28%2Fall