Режиссер Инна Ваксенбург: «Любой режиссер хочет изменить мир к лучшему»
19 сентября Академический театр драмы им. В.Савина откроет 86-й сезон спектаклем «Свадьба с приданым - 2» по одноименной пьесе драматурга Вячеслава Кушнира. Постановкой «продолжения» легендарной пьесы Николая Дьяконова занимается руководитель московского «Театра-студии на Сиреневом» Инна Ваксенбург. Сохраняя предпремьерную интригу, в интервью БНК режиссер рассказала о будущем спектакле.
Фото Ивана Федосеева
- Как вы оказались в Сыктывкаре?
- Я знакома с драматургом Вячеславом Кушниром. В 2014 году ставила спектакль по его пьесе «Собачья жизнь пса Разгона» в Новомосковском драматическом театре им. В.М.Качалина. Первый опыт совместного творчества оказался удачным: мне понравился его материал, ему понравилась моя работа, и сюда я попала по его рекомендации.
- По его же рекомендации вы посмотрели на коллектив театра во время московских гастролей.
- Да, я видела труппу на фестивале «Островский в Доме Островского» со спектаклем «Правда – хорошо, а счастье лучше». Мне показалось это симпатичным, продвинутым, потому что в постановку была вкраплена пластическая история, а я люблю пластический театр. И наш новый спектакль синтетический. В нем равноценны выразительные театральные средства: музыка, танец, слово.
- Проблематика и идеология новой пьесы Вячеслава Кушнира (пока с ней мало кто знаком) соотносится с «канонической» дьяконовской версией?
- Основная идея этой пьесы – для меня – лежит в плоскости связи поколений, связи семьи. Сейчас между людьми существует большая разобщенность, хотя, мне кажется, в Сыктывкаре это чувствуется меньше. Вообще, ощущение от города очень позитивное, и, думаю, пьеса Вячеслава Кушнира сюда очень подходит. А в Москве, конечно, полный разброд: каждый в себе, в своем айпаде, жизнь там жестче. Здесь отношения между людьми мягче, и им близки связи «внук – дед», «бабушка – внучка».
- То есть в Москве ее лучше не ставить?
- Она может быть поставлена в Москве, но тогда она должна быть более адаптирована в плане стилистики. Любую пьесу можно поставить где угодно. Просто «Свадьбу с приданым - 2» здесь поставить легче – пьеса ложится на актеров, им понятен этот материал. Но все равно я делаю спектакль не только на Сыктывкар, мне бы хотелось, чтобы границы были шире – все-таки это интересный, глубокий материал глубокого автора.
- По мнению нового главного режиссера театра драмы им. В.Савина, одним «классическим реализмом» сейчас зрителя не взять. Вы разделяете эту точку зрения?
- Я бы не стала сужать рамки, в любом спектакле возможно соединение. Что значит «классический реализм»? Да, этот спектакль не бытовой, но мы же играем по школе, у нас настоящие живые артисты, настоящий живой театр с предлагаемыми обстоятельствами, которые актеры учитывают. Самое главное, я надеюсь, этот спектакль будет интересен зрителям разных поколений – и детям, и молодежи, и взрослым, потому что в нем затронуты вечные вопросы. Кроме этого, он веселый и с юмором, для Москвы это редкость. То есть «Свадьба с приданым - 2» – это не комедия в смысле комедия положений – это веселый спектакль, в котором персонажи и артисты относятся к себе с юмором. Он не напыщенный, не претенциозный, очень легкий за счет декораций и хореографии – мне не хочется «грузить» современного зрителя, мне хочется, чтобы он получил удовольствие. С другой стороны, трогательность, которая лежит в основе постановки, поможет внутренним переменам. Любой режиссер хочет изменить мир к лучшему, сделать его чище и добрее.
- «Свадьба с приданым» – и фильм, и постановка 2005-го года – это музыкальные комедии. Ваш спектакль будет поставлен в этом же жанре?
- Это будет очень музыкальная постановка. У меня замечательный хореограф Светлана Скосырская, мы с ней уже сделали несколько работ, и я привезла ее с собой из Москвы. Это удивительно талантливый человек, который находит подход к любому артисту и любому материалу. Также со мной приехал уникальный художник Владимир Александрович Боер, работающий со многими московскими театрами, он готовит интересное сценографическое решение.
- А петь актеры будут?
- Я не очень люблю, когда артисты поют, я люблю, когда артисты двигаются. Поют не все хорошо, а у меня музыкальное образование. Фальшь можно оправдать темпераментом, актерским отношением, но все равно меня это настораживает. Легкие напевы будут, но увлекаться мы этим не станем – я за живой минималистический театр, в котором все предельно условно.
- Приставка «-2» заставляет думать о новом спектакле как о ремейке старого, а продолжениям, как правило, редко удается повторить успех оригинальных версий.
- «Свадьба с приданым - 2» – это отдельный спектакль, поэтому не вижу смысла особенно углубляться в предыдущую постановку, ведь на спектакль придут и те зрители, которые не видели «первой» части. И потом, может быть, мы делаем фестивальный вариант, который должен быть интересен сам по себе. В спектакле возникнут ностальгические нотки, если их узнают – хорошо, не узнают – ничего страшного.
- Спектакль ставится к открытию сезона и юбилею театра, эти обстоятельства накладывают дополнительную ответственность на вас как режиссера?
- А что, если бы не было юбилея, можно делать хуже? Делаешь, как можешь, здесь другие факторы влияют на результат, но пока все складывается благополучно. С актерами получилось стопроцентное попадание – что-то сработало на интуитивном уровне, и на роли пришли те самые люди. Хотя не знаю, может быть, если бы пришли другие, случился бы какой-то другой роман, но сейчас меня все устраивает.
- После «Свадьбы с приданым - 2» вернетесь к работе в театре-студии «На Сиреневом»?
- Да, пока театр живет без меня. Театр-студия «На Сиреневом» – это мой театр, где я все: и художественный руководитель, и директор, и актриса, и режиссер. У меня очень хороший коллектив моих любимых артистов, с которыми мы экспериментируем и которые уже привыкли к моей стилистике. Сейчас я получила грант от департамента культуры Москвы на спектакль по мотивам произведений Кафки и «Песни песней» Соломона. После премьеры «Свадьбы с приданым - 2» я сразу включусь в работу, и в конце ноября мы выпустим спектакль.
Комментарии (12)
Посмотри на Димона.