Людмила Ганова: «Мы хотим быть активными и успешными»
По оценке руководства регионального общества инвалидов, Усть-Вымская районная организация является одной из наиболее активных в республике. О том, чем живут и какими возможностями располагают люди с инвалидностью вдали от городской цивилизации, в интервью «Республике» рассказала председатель этой организации Людмила Ганова.
Фото respublika11.ru
– Судя по всему, вы человек здоровый и активный. Что заставило вас стать членом общества инвалидов?
– Прийти сюда меня заставила забота о муже. После серьезной травмы, полученной на производстве, у него перестали работать руки, пропала мелкая моторика, и он нуждался в постоянном уходе. Для нашей семьи это была большая трагедия: еще утром на работу уходил сильный, здоровый мужчина, а через несколько часов это был уже беспомощный человек, и надежды на прежнее здоровье врачи не оставляли, поскольку медицина пока не в силах лечить последствия таких травм. Он не мог самостоятельно ни одеться, ни поесть, ни умыться, ни позвонить по телефону. После возвращения домой муж впал в депрессию, не хотел выходить на улицу, не хотел никого видеть, заметно прибавил в весе. Я уходила на работу, а он целый день был дома один, наедине со своими мрачными мыслями.
Конечно, пока шло интенсивное лечение, ему ничего не нужно было, он был отрешен от мира. Но не могло же так продолжаться вечно. И мириться с тем, что наша жизнь ограничилась стенами квартиры, я не хотела. Я говорю «наша», потому что, как ни крути, а муж и жена – одна плоть, и жить полноценной, счастливой жизнью, когда твой близкий человек лишен такой возможности, просто нереально. И тогда я задалась вопросом, много ли таких людей живет рядом с нами и чем они живут. В поисках ответа пришла в Микуньскую первичную организацию инвалидов. Оказалось, что людей с ограниченными возможностями здоровья в районе немало. В частности, на данный момент в Усть-Вымском районе проживает 2633 человека с разными формами инвалидности. Из них членов нашей организации – 385. Это те люди, которые испытывают потребность жить полноценной жизнью и помогать другим таким же.
– У вас была своя работа, почему вы приняли предложение возглавить районную организацию?
– Поначалу я была просто членом нашей первички, но вскоре на конференции люди выразили желание, чтобы я возглавила районную организацию. До этого я работала в отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. То есть какой-то опыт аналогичной работы был. Для детей мы организовывали праздники, мастер-классы, соревнования – в общем, старались вызвать у них интерес к активной жизни. По сути такая же работа предстояла мне и здесь. И хотя поначалу было опасение, что я не справлюсь, но я согласилась и теперь нисколько не жалею. За два года организация пополнилась на 155 человек. Кто-то, видя, как мы тут активно живем, приходит сам, кого-то приходится приглашать. Надеюсь, что этот процесс в дальнейшем только активизируется. На данный момент у нас в районе восемь первичек на местах. Сейчас организуются еще две – в Окваде и Ильяшоре. Вообще, это очень сложно – вытащить людей с инвалидностью из дому, но уж если вытащишь, их потом невозможно остановить – у них глаза горят, они становятся совершенно другими. А для меня это такая радость, будто я миллион выиграла. Мне нравится, когда люди идут за мной, когда мы вместе.
Без вранья скажу: мы с мужем будто перешли в другое измерение, нам все это очень нравится. У него появился вкус к жизни, к общению с людьми, он стал заниматься спортом и уже два раза занимал первые места по прыжкам в длину – на районных и республиканских соревнованиях, первое место в республиканском первенстве по плаванию в своей категории. В сентябре два человека из нашего района – мой муж Михаил и Александр Триандафир едут в команде регионального отделения на соревнования в Евпаторию.
– К моменту вашего прихода в организации был уже успешный опыт работы или пришлось начинать с нуля?
– Конечно, был, но было это все по-другому, по старинке, что ли. Я не хочу заявлять, что именно с моим приходом что-то изменилось в лучшую сторону. Просто, наверное, само время диктует новые подходы. Ведь еще недавно инвалидов в обществе словно и вообще не существовало. А сейчас посмотрите, сколько внимания уделяется их проблемам. У нас есть свои специалисты-эксперты по созданию доступной среды, свои спортсмены, лауреаты творческих конкурсов. Два года подряд мы участвуем в конкурсе бардовской песни для людей с инвалидностью, и у нас в районе уже два лауреата: в прошлом году лауреатом третьей степени стал Александр Грудецкий, а в этом году Светлана Фисенко получила диплом первой степени республиканского конкурса и диплом первой степени межрегионального конкурса. В прошлом году в Карелии команда спортсменов регионального отделения инвалидов заняла первое место по Северо-Западу по бочче (спортивная игра на точность, принадлежащая к семье игр с мячом, близкая к боулингу – авт.). Наши спортсмены впервые выехали на соревнования и сразу же выиграли. Глядя на наши успехи, люди, которые раньше сидели по домам, вдохновляются и идут к нам. Кто-то сам приходит, кого-то мы приглашаем. Когда я пришла, в организации было 230 человек. Сегодня, как я уже сказала, 385.
– В основном к вам приходят люди с легкими формами инвалидности или колясочники тоже есть?
– У нас четыре колясочника. И они тоже активно участвуют во всех мероприятиях. В прошлом году в районе впервые прошли гонки на колясках. Участвовало два человека. В этом году уже четыре человека готовятся к этим соревнованиям. При организации создан совет инвалидов на колясках, который возглавила Татьяна Гудова из Жешарта. Кстати, несмотря на трудности с передвижением, Татьяна работает на Жешартском фанерном комбинате, руководит клубом ветеранов предприятия. Для нее создано специально оборудованное рабочее место, она обучает ветеранов компьютерной грамотности и проводит для них мастер-классы по рукоделию.
– Несмотря на то, что сегодня вопросы доступности среды не сходят с повестки дня различных совещаний, разрабатываются и внедряются специальные законы, людям с поражением опорно-двигательного аппарата даже в городе пока непросто жить полноценной жизнью из-за невозможности свободно передвигаться. А в сельской местности это вообще, наверное, представляет неразрешимую пока проблему?
– Надо признаться, до того все сложно, что работы в этом плане еще непочатый край. Для той же Татьяны Гудовой самое большое препятствие – это выйти из дома, хотя она и живет на первом этаже. Спуск с лестницы настолько крутой, что ее мужу постоянно приходится спускать ее на руках. Мы от лица организации написали обращение к руководству администрации Жешарта, чтобы изыскали возможности как-то помочь в решении этого вопроса. Сейчас в администрации района заказали проект, в котором будет предусмотрен выход не из подъезда, а за счет расширения проема окна. Конечно, это единичные случаи, но ведь такие люди есть, и они тоже хотят жить по-человечески, бывать на улице, совершать прогулки. Недавно был звонок из Айкино. Женщине ампутировали ногу, пришлось пересесть в инвалидную коляску. А новый дом, в который она переехала с семьей, спроектирован так, что колясочнику из него вообще не выбраться. Женщина в отчаянии, плачет: «Я хочу на улицу, хочу почувствовать дуновение ветра, дышать свежим воздухом!» На днях собираюсь ехать туда, решать как-то эту ситуацию. Мы радуемся, что хотя бы у Татьяны Гудовой будет возможность выезжать из дому. Но честно скажу, как дальше быть – не знаю. Трудно проворачивается эта тема.
– А как вы проводите мониторинг доступности среды?
– У нас есть активная группа, которая этим занимается. В нее входят люди с разными заболеваниями. Проблема доступности существует ведь не только для колясочников. Это актуально и для слабовидящих, и для слабослышащих, и ментальщиков. Выявив недостатки, мы обращаемся с письменными заявлениями к руководству организаций с просьбой предусмотреть возможности для выправления ситуации. Активисты наши очень настойчивые, держат вопросы исполнения под строгим контролем. Группа работает меньше года, но подвижки уже есть. После реконструкции открылся Сбербанк в Микуне по улице Пионерской. Еще в ходе реконструкции мы увидели, что строители делают неправильно. Составили обращение, после которого к нам приехала специальная комиссия. Мы все обсудили, и ошибки строителей были вовремя исправлены. Теперь микуньский Сбербанк доступен для людей с инвалидностью.
– А как в районе решается проблема трудоустройства инвалидов?
– Мы занимаемся этим в тесном сотрудничестве с районным центром занятости. Руководству центра мы очень благодарны, они просто душу вкладывают в это дело, с каждым претендентом на трудоустройство работают индивидуально, обзванивают организации, работодателей, просят, договариваются. В прошлом году было трудоустроено шесть человек. К сожалению, закон об обязательном квотировании рабочих мест для инвалидов не так быстро работает, как хотелось бы. Ведь для инвалида важно не только создание рабочего места, но и создание доброжелательной атмосферы. Я не скажу, что работодатели горят желанием взять на работу таких людей.
Кроме того, в вопросе трудоустройства очень важно желание самого человека работать. Если идешь устраиваться на работу, то и позиционировать себя должен как специалист, а не как человек, ожидающий милости от работодателя. И с работой ты должен справляться не хуже здорового человека. Работодатель ведь тоже видит, есть в человеке искра или нет.
– Мне неоднократно приходилось слышать жалобы от пожилых людей с инвалидностью о том, что в былые времена при обществах инвалидов можно было приобрести продукты, сделать стрижку или починить обувь по низким ценам, а сейчас все это свернулось. Что вы думаете на этот счет?
– Вы знаете, эти иждивенческие настроения у многих сохранялись до недавнего времени. Я когда пришла в эту организацию, помню, председатель жаловалась: мол, я сходила туда, со мной разговаривать не хотят, дали пачку чая и отправили с Богом. То есть пыталась найти спонсоров для организации, но ей отказали. Я, помню, тогда сказала: «Девчонки, ну зачем мы себя позиционируем попрошайками? Как-то по-другому надо строить работу, чтобы другие могли увидеть в нас активных, умных людей, у которых есть чему поучиться, надо представлять себя успешным человеком».
– Чем еще, кроме спорта и творческих конкурсов, живет ваша организация?
– В этом году в Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» мы защитили свой проект кинофестиваля «Кино без барьеров» и выиграли грант на его реализацию. В конце марта в Жешарте провели презентацию лучших фильмов седьмого международного кинофестиваля о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров». С этим проектом мы выезжали в школы и в муниципалитеты района, в летний трудовой лагерь. Эти фильмы нужно показывать всем, чтобы развенчивать стереотипы. Многие ведь до сих пор думают, что инвалиды – это люди из другого, параллельного мира, что жить они должны в специальных интернатах. Да не хотим мы в интернаты, и детей своих не хотим туда отдавать. Мы хотим жить здесь, среди обычных людей и пользоваться всем тем, чем пользуются все. Мы такие же люди, необычные, может быть, только своим обостренным желанием жить и радоваться всему.
Комментарии (18)
Я не в стаде баранов.
А Вам побед в проектах, как можно больше люди жили активно, интересно, счастливо под Вашим руководством, успехов и здоровья всем Вам.