Рандоннер Наталья Валерианова: «В августе поедем в Париж на бревет 1200 километров»
Сыктывкарка Наталья Валерианова вместе с единомышленниками покорила в минувшие выходные бревет 600 километров за 36 часов. Это один из этапов подготовки к знаменитому марафону в Париже на 1200 километров, который надо проехать за 90 часов. Рандоннер (участник бревета) рассказала корреспондентам БНК о сложностях в велоспорте и планах на ближайшие месяцы.
Фото из личного архива Натальи Валериановой
- Наталья, с чего началось увлечение двухколесным транспортом?
- Все началось с поездок на велосипеде на работу. Ходить пешком было далеко — 40 минут, купила велосипед. Весной и летом ездила, а к зиме, думала, опять пешком пойду, но время шло, а я продолжала ездить по снегу, только покрышки поменяла на шипованные — все ж лучше, чем пешком ходить. А по весне нашла в социальных сетях группу «Велодрайв», где опубликовали объявление о соревнованиях — шоссейные гонки. Долго сомневалась, но решила попробовать. А велосипед у меня был тогда «двухподвес», куда с таким на шоссе, но поехала и заняла первое место. И тут поняла - мое! Дальше пошло самообучение - спасибо интернету – на форумах читала, видео смотрела. Более техническую работу выполняет Олег (муж) – настройка, ремонт, а вот найти запчасти – это мое.
- Значит, семья поддерживает ваше увлечение?
- Да, Олег тоже увлекся, поддерживает меня. В том году уже 200-ку проехал, есть медаль. Собирается дальше продолжать, но для этого нужен шоссейный велосипед, а у него простой. Пока с поездкой во Францию тяжело себе позволить второй спортивный велосипед. В Париж, кстати, едем всей семьей – в качестве поддержки. А дочка уже в кросс-кантри участвовала, на шоссе детей не выпускают.
- Как решились на дальние дистанции, ведь это не до работы съездить?
- Первая моя дальняя дистанция была на дачу в Морово, когда возвращалась обратно, думала, умру. Мы там шашлыков поели, а мясо нельзя при езде на велосипеде, только углеводы. В результате появилось тоннельное зрение, перед глазами «творог», по всем признакам - гипогликемическая кома. Организму, чтобы переварить мясо, нужны углеводы, чем дальше расстояние, тем больше бери с собой бананов, батончиков. Вот так и ездишь – карманы забиваешь - и до следующего контрольного пункта (КП).
После первой шоссейной гонки приобрела спортивный велосипед и стала думать, где бы еще участвовать. Позже вышла на ухтинский клуб «Легион», попробовала с ними на 200 километров — пошло. Там надо не первым приехать, а в лимит уложиться: 200 километров за 13,5 часа. Начиная с 600-ки, дистанцию проходишь с отдыхом: хочешь - спи, хочешь - просто отдыхай.
- В Сыктывкаре возможно подготовить велосипед для профессионального спорта?
- Нет, 95 процентов запчастей заказывается через интернет. Если только надо что-то по-быстрому, и то ассортимент крайне узкий. Одеться – можно, велосипеды для кросс-кантри тоже есть в магазинах, а шоссейные вообще не продаются. Да и в интернет-магазинах дешевле получается, например, для дочери велосипед присмотрели: здесь он 45 тысяч рублей стоит, а в интернете за 33 купить можно.
- Так, а сколько сейчас у вас велосипедов?
- Двухподвесный я сразу тогда продала. В данный момент три транспорта: шоссейный, кросс-кантрийный и городской, для работы. Стоимость их не скажу – тайна, но спортивные велосипеды недешево стоят. Попробуй на простом двухколесном «по-взрослому» проехать кросс-кантри – он тут же развалится, и каретка полетит, и спицы погнутся, и переключатели сломаются. Велосипед должен четко работать, переключатель моментально должен реагировать – в горку, под горку, по прямой - а не через раз включаться.
- Неделю назад прошел бревет на 600 километров, удалось уложиться в норматив?
- Да, норма на 600 километров — 40 часов, я проехала за 36. Наш маршрут был Сыктывкар - Ухта - Сыктывкар. Был КП в Ухте и в Синдоре, но никто не захотел на полпути отдыхать — можешь не дотянуть. Ехала со средней скоростью 25 километров в час в ту сторону, обратно чуть медленнее — 22. А на «трехсотке» получилось более интенсивно проехать, там 27 километров в час двигалась. Следующим, по сути, должен быть этап на 1000 километров, но уже не будем устраивать. Готовимся к Парижу, там бревет проходит как олимпийские игры — раз в четыре года. Из Коми едут восемь человек участвовать, а вообще будет пять тысяч марафонцев со всего мира.
- Тяжело ведь проехать почти полторы тысячи километров.
- Не доедем, так хоть поучаствуем, все равно это престижно, даже если просто начать.
- Вы во время гонок передвигаетесь по дорогам общего пользования, как реагируют водители автомобилей?
- В основном адекватно, мы правильно одеты: яркая форма, обязательно в шлеме, на ночь надеваем жилетки со светоотражателями. Проблемы бывают со встречными машинами, когда они обгоняют другой автомобиль, при этом выезжают полностью на нашу полосу и проезжают вплотную. Едешь так и думаешь: «Заденет или нормально проедет?». В городе как-то сбили, водитель уставший был – не заметил, машины пропустил, а меня нет. Хорошо в шлеме и очках ехала, иначе без глаза осталась бы. Но ситуация была однозначная – он не прав. Теперь, когда еду тренироваться на «шоссейнике» за город, – передвигаюсь по дорогам, а в городе – по тротуарам, там без шлема можно ездить.
- За пределами республики участвовали в соревнованиях?
- Ездили в Киров на марафон кросс-кантрийный, бреветы тогда все закончились, у нас соревнований не было, и решили махнуть в соседний регион. Кросс-кантри - езда по пересеченной местности: по полям, по лесам, по горкам. Призовые места забрали, правда, первые в основном у кировчан, но вторые все у наших. А у нас более сложные трассы, здесь по корням приходится ездить, в Кирове же более ровные трассы — мне там больше понравилось. Перед длительными марафонами я воздерживаюсь от кросс-кантрийных трасс, так как можно повредиться. В начале июня проходил кросс-кантри в Сыктывкаре, я выехала просто пробно и через руль перелетела, повредила колено. Хорошо хоть до бревета за неделю успела восстановиться.
- Часто ли в Сыктывкаре проходят гонки?
- Бывает. В июле будет второй этап кросс-кантри за мясокомбинатом. Шоссейные гонки «Велодрайв» организует на короткие дистанции – километров 70. Между Максаковкой и Веселовкой участок дороги только на половину заасфальтирован, вот там и гоняем туда-обратно. Но большинству велосипедистов больше кросс-кантрийные гонки нравятся, я же шоссейные люблю. Второй раз уже триатлон собираются устроить, там участники сначала плывут, потом едут на велосипеде, потом бегут. Для женщин и любителей «спринтерская» дистанция будет, проплыть 750 метров, 20 километров – проехать и 5 километров пробежать. Вот с сентября плаваю – готовлюсь, иду к этой цели. Получится – буду развивать, а нет, значит, останусь на шоссейных.
Комментарии (15)
Ну "патриотам" русского языка рекомендую больще читать современную литературу, боюсь что Вы совсем рзочаруетесь в русском языке.
Се ля ви.
p.s. кстати Компьютер это тоже английское слово или Вы его назывете Вычислитель?
- Молодец.