Зам председателя правительства Коми по финансам и экономике Алексей Старцев: «Нагрузка на бюджет высокая, но ситуация управляема»
Алексей Старцев с сентября прошлого года занимает должность заместителя председателя правительства Республики Коми и курирует важнейший блок – финансово-экономический. Сегодня он откровенно ответил, что побудило его оставить бизнес и прийти во власть, на кого он опирается в своей команде, какова ситуация с бюджетом и долгом республики, каков прогноз развития экономики в сегодняшних непростых экономических условиях.
Фото Кирилла Затрутина
- Что вас подвигло во второй раз вернуться из бизнеса в органы власти?
- Мотивация точно не денежная, зарплата ниже. Для меня это определенный вызов, новый виток развития. Если говорить про последнее место работы в Сбербанке, где я курировал проекты с проблемной задолженностью, то это для меня очень хорошая школа. Объём проблемных долгов удалось сократить практически в четыре раза за два с половиной года работы. Сегодня большинство основных проектов находится в стадии завершения, и надо было куда-то дальше двигаться. Поступило предложение от Вячеслава Михайловича (Гайзера). Я всё обдумал, взвесил «за» и «против» и решил согласиться, потому что это очень интересная работа. Для меня очень важно на новом месте показать хороший результат, справиться с теми задачами, которые передо мной поставлены. Те компетенции, тот опыт, который я получил в Сбербанке, надеюсь, мне удастся применить здесь.
- Охарактеризуйте свою команду, кого бы вы в ней обозначили?
- Команда была сформирована ранее. Мне повезло, я работаю с настоящими профессионалами, людьми, болеющими за свое дело. Владимир Владимирович Бармашов (министр экономического развития) – хороший аналитик, человек, который всегда имеет свое мнение. Уверен, что под его руководством Министерство экономического развития должно показать хороший результат в плане развития экономики, создания условий для развития бизнеса.
Дмитрий Шатков, руководитель Агентства по управлению имуществом – человек с невероятной энергией и уровнем оптимизма. Нам предстоит многое сделать для повышения эффективности в сфере имущественных отношений и получения максимальной отдачи от эксплуатации госсобственности, её максимального вовлечения в хозяйственный оборот.
Сергей Николаевич Козлов (Управление Республики Коми по занятости) – человек профессиональный, активный. Мы сейчас проводим большую работу по стабилизации ситуации на рынке труда, особенно в сегодняшних условиях, когда идёт высвобождение работников предприятий.
Усачев Сергей Анатольевич – большой специалист в сфере лицензирования, имеет огромный опыт. Кроме того, недавно он вновь возглавил региональную Ассоциацию юристов.
Владимир Иванович Попов – это настоящая поддержка для наших мировых судей.
Много сделали и создали большой задел на будущее в части автоматизации Александр Селютин и Тульчинский Борис Матвеевич. Сейчас важно довести начатые проекты до конца.
И конечно, Галина Зиславовна Рубцова, с которой я начинал работать в Минфине. Я очень рад тому, что коллектив в Минфине сохранился. Это по-настоящему профессиональные, неравнодушные и преданные своему делу люди.
- Когда предложили должность заместителя председателя правительства республики, какие задачи перед вами ставились? Насколько их реально достичь?
- Когда я получил предложение от Вячеслава Михайловича, основная задача звучала просто – увеличение доходной части бюджета и оптимизация, повышение эффективности расходов.
На самом деле, это, конечно, сложнейшая работа, целый комплекс мероприятий, которые дают не сиюминутный эффект. Стабильное обеспечение доходной части бюджета возможно только при устойчивом развитии экономики, увеличении доли прибыльных компаний, росте инвестиций, создании дополнительных рабочих мест. Причем здесь очень важна командная работа, в том числе в муниципальных образованиях. Важно создать максимально комфортную среду для бизнеса, снять ограничения и барьеры. Максимально упростить и сократить сроки административных процедур.
Сейчас правительством утвержден план мероприятий по обеспечению устойчивого роста экономики и обеспечения социальной стабильности. План импортозамещения. Это вполне конкретные меры, конкретная поддержка. Республика обладает колоссальным потенциалом, и я считаю, что цели, которые мы перед собой ставим, вполне реальные и достижимые.
В части оптимизации расходов мы провели большую работу, определили приоритеты. Я считаю, издержки в сфере государственного управления непомерно велики. Нужно сокращать расходы. Но пока, к сожалению, здесь не всегда удается найти понимание. Каждый министр, каждый руководитель считает, что его направление - самое приоритетное и резервов для сокращения нет. Но в результате совместной работы почти все приходят к мысли о том, что возможности сокращения расходов есть и во многих случаях это можно сделать без ущерба развития отрасли.
- Оцените ситуацию в тех сферах, которые вы курируете (экономика, финансовый блок, занятость, информатизация)?
- В целом ситуация не простая. Если говорить про доходную часть бюджета, то по итогам трех месяцев 2015 года по сравнению с прошлым годом есть отставание, связанное с недополучением средств по налогу на прибыль. Крупные налогоплательщики, входящие в консолидированные группы, предъявили переплату по налогу на прибыль по итогам прошлого года. В результате таких предъявлений достаточно большой объем налогов мы недополучили. Отставание по итогам трех месяцев порядка 1,3 миллиарда рублей. Но хочу отметить, что сейчас ситуация выравнивается. По налогу на имущество, например, мы идем с опережением. Вячеславом Михайловичем поставлена чёткая задача – сделать всё возможное, чтобы вписаться в плановые значения по доходной части бюджета.
В части расходов, как я уже говорил, мы провели первый этап по оптимизации, но пока решения по секвестру нет. Эта работа будет продолжена.
В части занятости фиксируется увеличение безработицы, но эти тенденции имеют, в том числе, и сезонный характер. Если на конец года показатель по безработице был 1,4 процента от трудоспособного населения, то в настоящее время – 1,6. Но при этом у нас число вакансий по-прежнему превышает число безработных. Экономике требуются квалифицированные кадры. Правительством Республики Коми по поручению главы республики Вячеслава Гайзера будет сделан акцент на мероприятиях по переобучению и переквалификации. В рамках программы дополнительных мер в сфере занятости, которая направлена на стабилизацию рынка труда, мы такие мероприятия предусматриваем.
В экономике могу отметить положительную динамику роста промышленного производства (по данным Комистата, в январе-феврале 2015 года – 4,2 процента по отношению к январю-февралю 2014 года). Несмотря на общую ситуацию, связанную с падением уровня потребления и розничных продаж, по итогам трех месяцев этого года мы наблюдаем рост промышленного производства. Это хорошая тенденция. Крупные системообразующие компании, от которых зависит во многом развитие региональной экономики, пока не снижают темпов работ. В то же время есть тревожные изменения. Значительно сократился объем потребления, снизились розничные продажи. Упали реальные доходы населения. Для устранения данных явлений нужны серьезные инфраструктурные изменения в экономике. Реализация новых инвестиционных проектов, развитие собственных перерабатывающих производств, создание новых рабочих мест. Это долгосрочные задачи.
- В части оптимизации госпрограмм, какие выводы были сделаны при их анализе, ожидается ли сокращение госпрограмм, каких, по каким направлениям?
- Все расходы бюджета мы распределили по трем группам. Те, которые подлежат безусловному исполнению - это все социальные обязательства, зарплаты, социальные выплаты, исполнение «майских» указов, обеспечение госгарантий в сфере образования и медицины. Конечно, это расходы, связанные с обслуживанием государственного долга (эти затраты выросли, но мы проводим ряд мероприятий, которые позволят эти затраты оптимизировать). Ко второй группе мы отнесли расходы для обеспечения работы органов госвласти – аренда, коммунальные платежи, охрана. Также это расходы инвестиционного характера по уже реализуемым проектам. Их нельзя останавливать, любая остановка – это дополнительные затраты. И третья группа расходов, которые можно перенести на следующий период или от ряда которых можно отказаться. В основном, это расходы по новым объектам капитального строительства, которые еще не начаты. В случае исполнения бюджета по доходной части мы сможем начинать реализовывать эти проекты уже в этом году, но они могут быть и перенесены.
- Назовите, пожалуйста, конкретные проекты, от которых не будут отказываться и о которых придется забыть?
- Конкретный проект - санаторий «Серегово». Большой объем средств вложен, необходимо его завершать. Ну а забытых проектов быть не должно, могут быть проекты, перенесенные на более поздний период. Частично можно отказаться от командировочных, приобретения различного имущества для органов исполнительной власти - мебели, автомобилей, ремонтов и других статусных расходов.
- Не ропщут чиновники?
- Это нормальная практика в сегодняшних экономических условиях.
- Эти статусные расходы были такими объемными?
- Нет, не были, но сейчас необходимо считать каждую копейку. Те расходы, которые можно перенести или от части из которых вовсе можно отказаться, составляют порядка 5-5,5 млрд рублей. Кроме того, к третьей группе мы отнесли 5-процентную индексацию зарплаты госслужащим (планировалось с 1 октября 2015 года), и в этом году мы не будем её делать, что позволит только в этом году сэкономить около 90 миллионов рублей.
- Каковы прогнозы по бюджету?
- Много было споров и обсуждений на президиуме правительства, но было решено не проводить секвестр в апреле. Тем не менее, расходование средств будет производиться с учетом приоритетов, которые я назвал выше. Основные корректировки бюджета на апрельской сессии касаются отмены 5-процентной индексации зарплаты госслужащим и увеличения расходов на обслуживание госдолга, что объективно связано с ростом процентных ставок по кредитам.
- Что вы скажете по поводу тезиса о закредитованности регионов, в том числе и нашей республики?
- Нагрузка на бюджет достаточно высокая. На конец прошлого года 61 процент составляла долговая нагрузка к объему собственных доходов. К концу этого года, наверное, подойдем к семидесяти процентам. Но по бюджетному кодексу объем долга не должен превышать собственных доходов, так что мы пока в его рамках. А в ряде других регионов, например на Чукотке, в Карелии, Смоленской и Вологодской областях, долг уже более ста процентов. Но не скажу, что мы себя будем очень хорошо чувствовать при этих семидесяти процентах. Поэтому сегодня необходимо проводить большую работу по сокращению дефицита бюджета, выходить в перспективе на профицитный бюджет, рассчитываться по долгам.
Хорошей поддержкой по сокращению коммерческого долга могут стать бюджетные кредиты. В прошлом году было выделено республике 2,4 млрд рублей, в этом году мы рассчитываем на 5,2 млрд рублей. Мы сейчас работаем над их получением. Но бюджетный кредит, хоть и позволяет снизить нагрузку в части выплат по процентам, но надо понимать, что это тоже долг, который нужно возвращать.
- Планируется ли размещение облигационного займа?
- Да, в этом году мы планируем размещение облигационного займа в пределах 11 млрд рублей сроком на пять лет. Облигационные займы – это на самом деле хорошая возможность оптимизировать долговую нагрузку, потому что это долгосрочные займы и погашение растянуто во времени. Как правило, займы ориентированы на инвесторов, которые создают долгосрочные «портфели» ценных бумаг. Сегодня мы провели предварительную работу, регистрируем условия эмиссии в Министерстве финансов. На процедуру размещения планируем выйти в начале лета.
- Ваш прогноз по ситуации с реальными доходами населения?
- Для того чтобы остановить падение реальных доходов населения и преодолеть тенденцию сокращения на внутреннем рынке, необходимо реализовывать новые проекты, дать людям возможность зарабатывать, развивать предпринимательство, новые предприятия открывать, переобучать на востребованные и хорошо оплачиваемые профессии, чем, собственно, и занимается сегодня правительство Республики Коми. На апрельской сессии был утвержден законопроект по предоставлению «налоговых каникул» вновь зарегистрированным предпринимателям. Кроме того, важно поднимать статус предпринимателя, это человек, достойный самого большого уважения. Он за счет своего труда кормит не только себя, но и дает работу другим. Важно проводить просветительскую работу, рассказывать людям, что такое предпринимательство. И чтобы не мы об этом рассказывали будущим абитуриентам, а успешные предприниматели. С ростом числа представителей бизнес-сообщества будет пополняться доходная часть бюджета, улучшится благосостояние части населения.
- Некоторые предприятия уже заявили о сокращениях сотрудников, сложная ситуация складывается на Печорской ГРЭС и в «Альфа-Трансе», какие решения по ним приняты на уровне правительства?
- По каждому предприятию мы разбираемся, и детально. Есть также данные о сокращениях в учреждениях ФСИН. Наша задача – трудоустроить, переобучить этих людей. Тот же Жешартский фанерный комбинат с удовольствием готов брать на работу высвобождающихся после переподготовки. Что касается «Альфа-Транса», то компания находится в процедуре банкротства. Мы рассматривали вопрос создания государственной компании, чтобы организовать пассажирские перевозки. Но все стороны пришли к единому мнению, что сейчас этого делать не стоит. Государство не должно заниматься коммерческой деятельностью, когда есть частные перевозчики, которые готовы выполнять данную работу и принять на работу тех, кто с «Альфа-Транса» может высвободиться. В данном случае государству важно не создавать неконкурентных условий и не мешать развитию частного бизнеса. Государственное регулирование производится путем утверждения тарифов и предоставлением лицензий. Правительством региона ситуация держится на контроле. Важно не накалять ситуацию, а вести конструктивный диалог с работниками, для которых главное - не потерять работу.
Что касается Печорской ГРЭС, то ситуация стабилизировалась. Работники частично перевелись в другую компанию, частично - будут высвобождаться по сокращению. Будем работать над тем, чтобы их трудоустроить.
- Как опишете ситуацию с выплатой зарплаты, поступают сигналы из сферы культуры, дошкольного образования, что людям стали платить меньше.
- Нормативное соотношение зарплаты учителей, врачей, работников культуры выдерживается. Но зарплата должна быть сбалансирована, привязана к средней зарплате по республике. То есть не может быть такого, что зарплата врачей будет постоянно расти, а в целом средняя по республике будет снижаться. На сегодня мы превышаем нормативные значения, то есть зарплата учителей, врачей выше, чем средняя по региону. Те прогнозы, которые строились на прошлый год по средней зарплате по республике, сложились несколько ниже, средняя зарплата по итогам 2014 г. ниже прогнозируемого уровня. Но корректировок, которые приведут к снижению зарплат социальных работников, не будет. Зарплаты должны остаться на уровне не ниже достигнутого. Но надо понимать, что заработная плата зависит от нагрузки, от квалификации, от качества работы. Кроме того, выплата стимулирующих доплат должна производиться с учётом мнения представителей трудового коллектива. Учитывая данное обстоятельство, снижение выплат в каких-либо частных случаях, может быть объективно связано только с этими факторами.
- Каков прогноз по промышленному росту?
- В целом по России рост промышленного производства незначительный – 0,1 процента. Если говорить про валовый внутренний продукт, то по России негативный прогноз составляет падение - минус 3 процента. По республике, я думаю, в части промышленного производства у нас будет небольшой рост, в части ВРП мы останемся в параметрах 2014 года либо будет небольшое снижение.
Как я уже говорил, для смены ситуации в экономике должны произойти серьезные структурные изменения. Если раньше мы были ориентированы на нефтяную ренту, то сейчас важно создавать внутреннее производство. Понятно, что в одночасье сделать это мы не сможем, это сложный и болезненный процесс. Тем не менее, нам нужно развивать внутренний производственный потенциал. На то, что нефть снова станет по сто долларов за баррель, в ближайшее время рассчитывать не стоит.
- Как вы оцениваете сейчас ситуацию в банковской сфере? Многие предприятия не могут или не рискуют брать сейчас кредиты. «Пригородный» взял в декабре кредит почти под 28 процентов годовых и сейчас испытывает трудности…
- В банковской сфере ситуация начинает стабилизироваться. Процентные ставки снижаются. Правительством Российской Федерации принято решение о докапитализации коммерческих банков на сумму более 800 млрд. рублей. Думаю, что тенденция снижения ставок продолжится.
По поводу кредитования хочу сказать, что каждый предприниматель сам оценивает ситуацию и свои возможности по кредитованию. Руководство «Пригородного» взяло небольшой по объёму кредит в период максимального роста процентных ставок по кредитам. Сегодня им ничего не мешает заместить его на более дешевый. Сегодня вполне реально для хорошего предприятия взять кредит под 15-16 процентов годовых. Хотя, конечно, до приемлемого уровня ставок еще далеко.
- Как нынешняя экономическая ситуация повлияет на программу развития въездного туризма в Коми?
- Туризм – это сфера с высоким потенциалом, учитывая, что с учетом девальвации рубля возможности ездить за границу стало меньше. У нас в России, и в Республике Коми в частности, есть масса прекрасных мест, которые можно посетить, куда можно съездить отдохнуть. Мы будем максимально содействовать развитию таких проектов. Речь идет не только о прямой финансовой поддержке и грантах, важно создать условия по развитию внутреннего туризма, в том числе въездного. Это комплексная работа. Есть хорошие примеры, когда частные предприниматели создавали интересные проекты, есть государственные проекты. Например, наш Финно-угорский этнопарк вполне может выступить локомотивом для развития частных проектов на его основе.
Мы сейчас работаем над созданием торгового дома Республики Коми в Санкт-Петербурге. Там будут выставочно-презентационный и торговый залы. Здесь любой житель Петербурга сможет не только приобрести качественную и свежую продукцию от прямых производителей из республики, но также сможет познакомиться с культурой республики, узнать об интересных местах, познакомиться с туристическими маршрутами региона, сможет купить путевку и поехать, например, в тот же Удорский район порыбачить, посмотреть исторические места. Сейчас мы проводим работу по получению помещения в безвозмездное пользование в центре Санкт-Петербурга для организации торгового дома.
- В Коми приезжает много представителей различных государств, были китайцы, часто ездят европейцы, каков результат этих поездок?
- С учетом геополитической ситуации активность западных инвесторов, конечно, заметно снизилась. Это общероссийская тенденция. В конце прошлого года мы встречались с заместителем Генерального консула Германии в Санкт-Петербурге. Она приезжала сюда, в Сыктывкар. Обсудили перспективные проекты. К примеру, в сфере производства пиломатериалов. Интерес есть, но из-за внешней политики западных государств пока многие занимают выжидательную позицию. Но я считаю, что это не повод опускать руки, нужно еще работать над проектами, приглашать инвесторов и вести с ними диалог. Последний пример – визит представителей бизнес-сообщества Китая, которые заинтересовались проектом «Белкомур», освоением минерально-сырьевых ресурсов республики. Во время поездки в Белоруссию делегации Республики Коми было определено немало направлений для совместной работы, вплоть до строительства в Коми завода по производству техники для труднодоступных районов Крайнего Севера – снегоболотоходов. Люди заинтересовались, сейчас смотрят производственные площадки. Интерес этот вполне конкретный.
- Что происходит с программой импортозамещения? С одной стороны, заявлено о прекрасных возможностях, с другой – для расширения нужно закупать импортную технику втридорога, некоторые отказываются от такой модернизации.
- В плане импортозамещения для наших предприятий появились перспективы. Сегодня ввозить картошку из Израиля уже невыгодно, а импортные помидоры и дорогие, и невкусные. Рынок высвобождается, появляются возможности для местных сельхозпроизводителей. В республике утвержден план мероприятий, направленный на содействие импортозамещению, который предусматривает государственную поддержку в объеме более 700 млн. рублей.
В настоящее время один из флагманов отрасли совхоз «Пригородный» завершил строительство второй очереди теплиц площадью почти полтора гектара. Реализация проекта позволит предприятию увеличить объемы производства овощей на 20 процентов. Действительно, часть оборудования для реализации данного проекта приобретается за границей, но государственная поддержка по данному проекту позволит предприятию компенсировать часть затрат.
Когда предприятию не хватает собственных ресурсов для приобретения оборудования или техники, эффективным механизмом является лизинг. Конечно, повышение ключевой ставки повлияло на стоимость услуги, тем не менее, такие проекты могут быть вполне успешными и конкурентными по отношению к импортерам за счет того, что большая часть постоянных затрат номинирована в рублях. Могу привести пример компании «Инта Приполярная», которая планирует взять в лизинг технику и оборудование, увеличить объемы производства и расширить ассортимент выпускаемой продукции.
- Вам, как человеку из бизнеса, какие инвестиционные проекты кажутся в Коми наиболее привлекательными?
- Прежде всего, это проекты в рамках реализации программы импортозамещения и проекты, ориентированные на экспорт, в том числе производство обрезной доски, пиломатериалов, погонажных изделий. К примеру, наш Промкомбинат обладает хорошей инфраструктурой и возможностями для увеличения объемов выпуска такой продукции. Проблема одна – дополнительные инвестиции, их не хватает. Сейчас ведем работу по поиску инвестора, который мог бы это направление развивать.
У «Сыктывкарской птицефабрики», как крупнейшего производителя куриного яйца в Коми, есть возможности для того, чтобы развиваться. Потенциал у предприятия имеется – есть площади для развития производства, которые не используются в полном объеме, часть птичников можно перепрофилировать под дополнительные направления, вплоть до производства мяса индюшек. Это может быть вполне успешный проект.
Есть интересные проекты в сфере утилизации отходов. В республике созданы площадки под древесные отходы. Каждое предприятие должно их не в лес вывозить, а утилизировать на специально отведенной площадке. Концентрация отходов дает возможность развивать при них предприятия по переработке, выпускать те же пеллеты, топливные брикеты. Есть успешный проект в Усть-Куломе, компания производит топливные брикеты, которые уже начинает потреблять «Коми тепловая компания». По топливным брикетам в некоторых случаях экономика получается интереснее, чем по углю. Соответственно, за счет переработки отходов получаем производство, новые рабочие места и дополнительную экономию по энергоресурсам в производстве тепла. Это хорошие долгосрочные проекты.
- Как вы оцениваете строительную отрасль, перспективы той же ипотеки в Коми на нынешнем этапе?
- Объемы жилищного строительства, не скажу, что у нас запредельно высокие. В Сыктывкаре и Ухте есть большой объем неудовлетворенного спроса. Главное - то, что строится, должно продаваться и быть востребованным. Ипотека - основной стимулятор продаж. Наверное, больше половины квартир в новостройках у нас покупается за счет ипотеки. В декабре ставки по ипотечным кредитам выросли, они стали менее доступными, но при этом и спрос на жилье активизировался – люди, которые имели свободные средства, торопились их вложить, в том числе и в недвижимость. А сейчас ипотека возрождается, в том числе за счет федеральной программы субсидирования процентных ставок, участие в которой принимают все основные банки. Ставка уже составляет 12 процентов годовых по кредитам на приобретение жилья на первичном рынке. Я считаю, что эта программа окажет существенную поддержку жилищному строительству.
Другой вопрос, что уровень долговой нагрузки на население достаточно высокий и спрос, скорее всего, будет ориентирован на жилье эконом-класса. Наша основная задача дать развитие проектам комплексной застройки, которые позволят снизить цены на жилье. Например, проект «Городская среда». Кроме того, сейчас мы серьезно прорабатываем вопрос о вступлении в федеральную программу «Жилье для российской семьи», которая позволит реализовывать такие проекты.
Комментарии (27)
доверие ко власти!
А бюджет...
так...
Вспоминают о бизнесе только когда доходная часть бюджета сокращается.
А в остальное время только говорильня и популизм!!!
достаточно глянуть на любого из этого унылого правилтельcтва Коми, чтобы понять истинность сказанного.