Ольга Пяткова: «В Год патриотизма мы покажем сказку «Как Илья Муромец Змея Горыныча победил»
В апреле сыктывкарскому интерактивному театру «Сюрприз», созданному по инициативе Коми регионального отделения политической партии «Патриоты России», исполнится пять лет. Театр объездил практически все города и районы республики, ежедневно выступая в детских садах, школах, домах-интернатах и больницах. В интервью БНК его руководитель Ольга Пяткова рассказала об особенностях театра и духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей с помощью игры и сказки.
Фото Юрия Кабанцева и предоставлено театром «Сюрприз»
- Как появился ваш театр?
- В 2010 году ко мне обратился лидер Коми отделения «Патриотов России» Андрей Пятков. Одним из основных направлений деятельности партии всегда являлась работа с подрастающим поколением. Мы считаем, что духовно-нравственным и патриотическим воспитанием детей нужно заниматься с дошкольного и младшего школьного возраста, поэтому решили делать это через театрализованные представления, через сказку. Так и появился театр.
- Как вы начинали?
- Я педагог по образованию, закончила КГПИ по специальности «Учитель начальных классов», мне близка и понятна работа с детьми, поэтому мы совместили театр с образовательным процессом. Начали развиваться методом проб и ошибок. Первая сказка, которую мы поставили, была посвящена снижению детского травматизма на дорогах и знакомству детей с правилами дорожного движения. Вы знаете, какая у нас обстановка на дорогах, поэтому представление стало очень актуальным, и мы попали в точку.
- Почему именно интерактивный театр?
- Сегодня подрастающее поколение сильно отличается от детей, что были 20 лет назад. Если раньше ребенку на новогоднем утреннике было интересно просто показать пальцем, где Дедушка Мороз и Снегурочка, то сейчас нет. Дети хотят сами участвовать в представлении, что-то подсказывать, самостоятельно двигать сюжет. Я считаю, что театрализованное действие - наиболее интересный метод работы, поэтому у нас дети принимают активное участие в спектаклях.
- Расскажите, как подбираете актеров?
- Как руководитель, я тщательно отбираю актеров по двум условиям: они должны любить детей и быть профессионалами. У нас работают только профессиональные актеры и педагоги. Мы ежедневно выступаем в детских садах и школах, сотрудничаем с детскими домами и Детской республиканской больницей, где не просто даем представления, но и дарим подарки. Второй год подряд Управление противопожарной службы и гражданской защиты Республики Коми приглашает нас выступать с театрализованными представлениями на тему противопожарной безопасности. На сегодня мы объездили не только Сыктывкар, но и практически все районы республики.
- Как готовитесь к представлениям?
- Сейчас труппа театра насчитывает девять человек. В одном представлении задействованы четыре-пять актеров. У нас полностью самостоятельный театр, все за свой счет. Мы сами шьем костюмы и готовим декорации, а все наши театрализованные представления – авторские, пишем сценарий с ноля, подбираем музыкальное сопровождение, корректируем под возрастные особенности для дошкольников и младших школьников. Сначала возникает идея, потом вокруг нее разрабатываем сюжет и получаем сценарий. Конечно, мы пользуемся интернетом, ищем загадки, музыку, стихи. Но сценарий делаем сами от начала и до конца.
- Сколько юных зрителей собирают ваши спектакли?
- Если приезжаем в детский сад, то к нам стараются привести максимальное количество малышей. Когда мы начинали, к нам присматривались, что это за театр такой и с чем его едят. Мы набирались опыта, и в последние два-три года нас уже знают, в детских садах говорят, что хотят работать только с нами, потому что мы даем детям много полезного. Хвалят наших актеров, костюмы, декорации и интересные спектакли. В детском саду максимальная аудитория порядка 80 человек, потому что залы небольшие. Если дом культуры, то это 200-300 человек, если это школа, то актовый зал - порядка 100-150 человек, в зависимости от вместимости. Бывает, что даем по два-три представления за день в одном помещении, потому что много детей желают увидеть сказку. Возраст зрителей - от 3 до 11-12 лет. В селах Сторожевск и Корткерос к нам приводили детей постарше, они немного видят там, поэтому смотрели наши спектакли, предназначенные для дошкольников, с открытым ртом.
- Расскажите о визитах театра в больницы.
- Нас не раз приглашали в Детскую республиканскую больницу. Там на представления приходят и родители, мы получили множество положительных отзывов. Бывает, дети остаются в больнице на выходные, и, когда мы приходим, для них это праздник. Стараемся подбодрить, найти положительные слова, ведь наша задача - чтобы они шли на выздоровление с хорошим праздничным настроением. Проводя в ДРБ День матери совместно с «Патриотами России», мы дарили цветы каждой маме, пели посвященные им песни. На Новый год с Дедом Морозом обошли все палаты, дарили подарки детям, которых не отпустили домой на Новый год и они одни сидели в палате. Для них это было неожиданно и очень приятно. Мы принесли им хорошее настроение.
- Как проходят ваши интерактивные представления?
- Интерактивность - это когда в момент действия с героем что-то происходит и требуется помощь зрителей, чтобы преодолеть некое препятствие, расколдовать его или еще что-то. Герой обращается к детям, и они хлопками, прыжками, танцами, возгласами помогают персонажу. В представлении по правилам дорожного движения дети выходят и показывают, как правильно переходить дорогу. Если мы видим, что они делают это неправильно, то обучаем их. Подобных моментов множество. Одно представление для дошкольников длится 30-35 минут, для школьников - 40-45 минут.
- Расскажите о спектакле, поставленном по мотивам коми народных сказок?
- «Тайна старого сундучка, или Путешествие в коми сказку» - это наше новое представление, которое воспитывает любовь к своей малой родине. За основу мы взяли историю о Яг-Морте, персонажами стали Райда, Туган и еще два героя коми сказок Баба Ёма и водяной Васа. Воспитатели одного детского сада обратились к нам и сказали, что было бы замечательно увидеть представление по коми национальным мотивам. Тем более у нас практически все артисты комиязычные. Сама сказка на русском, чтобы была понятнее детям, но мы вводим туда и коми слова, в спектакле звучит исключительно песни на коми. История близка детям, герои Настя и Ваня из Сыктывкара поехали к бабушке с дедушкой в деревню, залезли на чердак и нашли старые вещи в сундуке. Найденные куклы оживают, и ребята попадают в сказку. Во время представления дети водят хоровод вместе с героями под песню «Марьямоль», Туган сражается с Яг-Мортом, а дети кричат «давай-давай, Туган!». Когда герой сражается с водяным, они перетягивают палку, так мы вводим коми народные игры, которые были в старину, даем детям основы коми культуры. В конце Туган побеждает Яг-Морта и спасает Райду при помощи детей, которые все вместе читают заклинание. Зрителям интересно и смешно. Я стараюсь, чтобы сценарий был написан так, чтобы дети постоянно смеялись. Много смеха в сказках - это очень важно.
- Есть ли в вашем репертуаре сказка, которую вы поставили, зная, что 2015 объявлен Годом патриотизма в республике?
- Мы стараемся предвосхитить ситуацию. Когда в Коми был объявлен Год спорта, у нас уже была готова сказка «Баба-Яга против, или Пять олимпийских колец», посвященная Олимпийским играм в Сочи. В Год патриотизма мы заранее знали, что будем показывать сказку «Как Илья Муромец Змея Горыныча победил». По сюжету Баба Яга, Змей Горыныч и Соловей-разбойник захватили русское государство и царя, а Илья Муромец собирает ребят в свое войско. Они надевают специальное облачение и идут спасать свое государство. Так, через игру мы воспитываем любовь к Родине и учим детей защищать свое Отечество. Регулярно стараемся предлагать и показывать эти сказки. Как раз в мае они у нас пойдут.
- Какие преимущества в воспитании детей через игру перед обычными лекциями или уроками?
- В этом возрасте игра - основной метод воздействия на детей, воспитания у них нравственных качеств. Лекции здесь просто не пойдут, детям станет скучно, они отвернутся или будут шуметь. Только через сказку, через игру. Я просматриваю каждую сказку, смотрю за актерами, ведь важно, чтобы они не потеряли внимание ребенка в каком-то месте. Если вижу, что начался шум, значит, мы что-то сделали не так. После каждой сказки разговариваем с актерами, почему это случилось, анализируем, корректируем свою работу. Юный зритель – особенный. Взрослый, если он культурный человек, вытерпит до конца, а дети - нет. Они сразу чувствуют фальшь. Если ты играешь плохо или не от души, они сразу это поймут и не подойдут к тебе после представления. Очень приятно, когда после сказки не подходят, а даже прибегают дети, обнимают, говорят хорошие слова. Это самая лучшая благодарность от зрителей. Как сказал один из наших артистов, ради этого просто стоит жить. Когда к тебе подошли, обняли, заглянули в глаза. Сейчас дети порой получают мало родительского внимания, ведь их мамы и папы много работают. Мы не уходим сразу после спектакля, а остаемся, общаемся с детьми, стараемся уделить внимание каждому.
- В этом году театр отмечает пять лет. Можете подвести итог работы за это время?
- Поначалу, когда не получалось и я практически не понимала театр, хотела бросить. Но, когда стало получаться и я начала слышать благодарные слова воспитателей, видеть радость в глазах детей, я поняла, что это мое и надо двигаться дальше, учиться, посещать другие спектакли, смотреть видео в интернете. У нас постоянно проходят тренинги, мы не останавливаемся и занимаемся самообразованием. Театр пять лет назад и сейчас - это просто небо и земля, чему я несказанно рада. За это время мы поставили более 15 спектаклей. Два-три месяца показываем один спектакль, попутно готовим другой, шьем костюмы и так далее, стараемся раз в один-два месяца представить новый спектакль. Наши основные темы: профилактика детского травматизма на дорогах, противопожарная безопасность, спорт и здоровый образ жизни, основы безопасности жизни, коми национальные мотивы, любовь и защита своего Отечества. Сейчас мы готовим новую сказку про толерантность и нравственность. Есть такие дети, которых называют белыми воронами, их не любят, потому что они не такие, как все. Мы хотим, чтобы к непохожим детям относились так же, как и ко всем остальным. Стараемся передать это на примере дворняжки, которую никто не любит, и пуделя, который сам из себя такой красивый, с медалями. В итоге дворняжка спасает пуделя, после чего он понимает, что та - хороший друг. В этом и есть основная миссия театра - духовно-нравственное воспитание детей.
Комментарии (18)
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/5527ab799a79470f3cd6386f
Интересно про человека, которого не показывают в последнее время в СМИ в движении.
Электоральный рейтинг Путина снизился на один процентный пункт
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/5527cecd9a7947391cbbb3e6
С 76 до 75%. Опрашивают Путина и его окружение?
Молодец Ольга Вениаминовна!В отличии от некоторых занимается делом!
А такие, как незнайка,всё пытаются опошлить.
Не тявкайте!А то бог не мирошка-видит немножко!
А кто нибудь задумывался, что олицетворяет трёхголовый змий и почему по церковной версии змия убивает Георгий Победоносец, а по народному преданию Иванушка-дурачок?
Трёхголовый змей олицетворял языческую веру, где главный Бог Триглав был в трёх лицах: - Свияг, Перун и Световит.
По народной мудрости уничтожать веру предков может только дурак... ну а для новых жрецов это герой...