Кирилл Набутов: «Ыбица» - сильный творческий ход»
Известный спортивный комментатор, журналист, продюсер, автор успешных программ и документальных фильмов на российском телевидении Кирилл Набутов стал голосом четвертого спортивного фестиваля «Зимняя Ыбица». По его окончании журналист дал интервью газете «Республика».
Фото Николая Антоновского, Юрия Кабанцева и Кирилла Затрутина
– Для Коми, безусловно, лыжные гонки являются спортом номер один. Один местный спортивный функционер, сравнивая успехи в лыжах и других видах спорта, провозгласил, что и для России спортом номер один является не футбол, а именно лыжные гонки. Вы согласны с этим?
– Если сравнивать успехи советского и российского футбола и лыжного спорта, то, конечно, это несопоставимые вещи. Но говорить о том, какой вид спорта можно считать номером один, тут надо определить сначала параметры, по которым необходимо вести сравнения. Если по количеству завоеванных наград, то понятно, что футболу далеко до лыж, легкой атлетики, хоккея. Если считать по количеству занимающихся в секциях, то будет другая картина. Если говорить о телевизионном интересе, то побеждает все виды спорта вместе взятые биатлон. Потому что по телевидению показывают международные соревнования по биатлону, кубки мира, где много этапов, а в футболе международных матчей очень мало. Поэтому говорить о месте какого-либо вида спорта просто бесполезно. Футбол – это не спорт, это частично политика, частично религия. Только этим можно объяснить то сумасшествие, которое происходит вокруг футбола, так как ни один из наших футболистов не стоит тех денег, которые за него платят и которые он получает.
– То есть это не наш вид спорта?
– Футбол из существующих в нашей стране видов спорта – самый сложный в математическом смысле. Там самое большое количество людей на поле. Соответственно в единицу времени больше всего возможностей развития ситуации. Требуется чрезвычайно жесткая самоорганизация 11 человек на поле. Чем выше класс игроков, тем больше требуется осознанное самоограничение каждого во имя общего результата. Но самоорганизация – это не наш сильный козырь. Наше – это самоотверженность, терпеливость, готовность к самопожертвованию, умение переносить трудности и боль, беззаветность. Поэтому у нас в стране были по-настоящему сильные футболисты, но никогда не было сильных команд, которые могли что-то серьезное выиграть.
И второе, что говорит не в пользу футбола, – это погода. В мировых футбольных странах, таких как Англия, идеальный климат для игры в футбол, в Испании или Бразилии дети постоянно находятся на улицах и играют в футбол. У нас они тоже на улице, но играют в хоккей или катаются на лыжах, потому что наша погода этому способствует. Но не только климатические условия помогают нам культивировать хоккей. Там имеют значение как раз те качества, которые в нас хорошо развиты и о которых я упомянул. Именно поэтому у нас и в советском, и в российском хоккее было столько великих команд и великих хоккеистов.
– Вы автор многих программ на телевидении. Есть ли такие, за которые вам сейчас стыдно, или вы сожалеете, что приняли участие в их создании? Я не подталкиваю вас к ответу про шоу «За стеклом».
– Как раз тут мне себя не за что ругать. Я, может быть, не взялся за другие какие-то вещи, которые делались под заказ или в приказном порядке. Были такие ситуации, не за деньги, а когда приказали, попросили, в общем нельзя было отвертеться. Что касается шоу «За стеклом», то у него был фантастический успех, и мне не стыдно за него. Кстати, из-за этого шоу я проиграл большие по тем меркам деньги, поспорив с автором Александром Левиным на тысячу долларов, что это никто не будет смотреть, нашей публике это не интересно. Но на самом деле был феноменальный успех с учетом, что шоу выходило на небольшом канале ТВ-6. Основная критика-то заключалась в том, что там якобы было много порнографии. Все это ерунда по сравнению с тем, что показывают по телевизору сейчас или по сравнению с уровнем шуток того же «Камеди клаб». Возможно, что-то не надо было показывать, но как это оценить можно было? Мы все делали в первый раз. Нас также сильно пинали, когда мы «Адамово яблоко» делали. Но если это не нарушает закон, это может существовать.
– Телевидение – это ваша работа. Смотрите ли вы телевизор сейчас и что именно? Какие новости предпочитаете?
– С каждым годом смотрю все меньше. Новостей или новостных каналов как таковых нет на российском телевидении. И что ж я буду ждать определенного часа, если у меня рваный рабочий график? Есть планшет, телефон, залез в интернет и узнал все новости, которые тебя интересуют. Посмотрел разные источники, включая французские, английские, американские новостные сайты, составил картину дня, и этого достаточно. Иногда по телевизору смотрю футбол. Но все чаще обращаюсь к книгам, в музеи хожу, физкультурой занимаюсь. Есть потребность хотя бы немного, но каждый день чего-нибудь поделать. Поэтому если есть лишний час, то я не перед телевизором его проведу, а лучше в спортзал отправлюсь или пройдусь по свежему воздуху. У меня на даче в Комарово промерено три дистанции – три, шесть и двенадцать километров, вот я там быстрой спортивной ходьбой и хожу.
– То, что спортивные комментаторы все чаще отвлекаются на другие проекты, не спортивные, не убивает ли это профессию? Например, Василий Уткин ведет развлекательные программы. Дмитрий Губерниев в разных шоу участвует. Кого-то еще можно вспомнить.
– Нет, на самом деле они все живут спортом. Бывает, что принимают приглашение поучаствовать где-то еще. Я не знаю мотивов своих коллег, возможно, это финансовая составляющая, возможно, желание расширить свой профессиональный круг. Если речь обо мне, то я начинал как спортивный обозреватель. И если бы не было перестройки, не стало бы развиваться телевидение, я бы, наверное, всю жизнь в этом спортивном отделе и работал. Это было наименее противное занятие, нежели на остальном ТВ. Там меньше нужно было врать, так как все всё видят. Красный победил синего – значит красный победил. Не нужно говорить, что синий проиграл, не называя при этом красного. Хотя и в спорте доходило до идиотизма. Когда запрещали употреблять фамилию гроссмейстера Василия Корчного после его эмиграции, программа «Время» матч за звание чемпиона мира по шахматам между Карповым и Корчным объявляла: «В очередном матче за шахматную корону Анатолий Карпов сыграл Е2-Е4, а его соперник ответил Е7-Е5». Идиотизм полнейший, но в спорте его было меньше, чем в советских новостях.
Но когда появилась возможность пробовать и делать разные другие вещи, я уже думал, что со спортом совсем закончил. И самое интересное, что после того, как ушел из спортивной дирекции ленинградского телевидения и мы начали делать «Адамово яблоко», появилась своя компания, вот тут меня и стали приглашать наперебой. И все олимпиады пошли одна за другой, чемпионаты мира и т.д. Так что я думаю, что это не уничтожает профессию, а наоборот – расширяет кругозор.
– Мы обратили внимание, что во время комментирования финального матча по саамскому футболу вы не сильно следили за игрой, а как бы уходили в себя, иногда поворачивались спиной к игрокам, но при этом речь ваша не останавливалась.
– Здесь же не чемпионат мира проходил. Все понимают, что это стёб. Здесь главное – поддержать градус, чтобы народ повеселить. Я не успел узнать, как зовут игроков, кроме одной девочки, но я должен был постоянно поглядывать на зрителей, вдруг там что-то происходит, чтобы как-то это обыграть. Поэтому и бросал взгляд на лица, поймали ли они шутку, как реагируют. В профессиональном спорте все понятно, есть определенные правила, вы знаете, как зовут спортсменов. Если игра хорошая и драйвовая, твоя главная задача – не мешать. Если она плохая и скучная, то поддержать. Сегодня был не телерепортаж, а работа на публику, и надо было сделать весело, забавно и живо для людей, которые стоят вокруг, чтобы у них было хорошее настроение. Эта работа гораздо сложнее, потому что надо быстрее рот раскрывать, реагировать, пошутить, чтобы никого не обидеть. Работа такого типа даже сложнее, чем очень многие вещи, глобальные события, как Олимпийские игры. Там другие сложности.
– Успели что-то увидеть в Сыктывкаре? У вас же до фестиваля было несколько встреч.
– Немного, и не могу сказать, что у меня сложились общие заключения о жизни в Коми из того, что удалось посмотреть. Много познавательных вещей было на встрече со студентами и ректором местного университета. Прекрасно, что у вас замечательный лыжный стадион, на который съезжаются спортсмены со всей республики и России. Я был очень рад увидеть, что Раиса Сметанина в отличной форме и добром здравии. Я пробовал бегать на лыжах, когда в студенческие годы занимался греблей. У нас было заведено, если зима – это лыжи. Бежали и тридцать, и сорок километров. Я один раз марафон бежал – не добежал, но «тридцатку» регулярно. Когда видишь, как люди бегут с такими результатами, особенно если это женщины, то понимаешь, что это сверхлюди, поэтому у меня к ним всегда глубокое почтение.
– Как вы считаете, история, которую продвигает регион о родине лыж, может ли вылиться во что-то серьезное? И как вам сам фестиваль?
– Мне кажется, да. На каких-то брендах и фишках всегда строится игра. Это как раз та история, вокруг которой можно построить что-то серьезное. И сама лыжа, которой восемь тысяч лет, и этнопарк, и название фестиваля «Ыбица» – все это здорово придумано. Этих традиций у нас меньше, чем в Европе, но они тоже появляются – ивент-продакшн, брендинг и т.д. И самое главное, что это не просто этника или традиционные пляски. Мы в XXI веке живем – поэтому нужно привлекать и молодежь тоже. И это вам пока удается.
Что касается «Ыбицы», то, когда я стал смотреть, интересоваться фестивалем, мне показалось, что это правильное направление. Это самая доступная и работающая методика привлечения внимания к территории, региону и стране. Отличный дизайн, само название «Ыбица» – сильный творческий ход, который цепляет. Здесь же заложен интересный сюжет, легенда о Йиркапе. Я понимаю, что снаружи не видно, сколько трудностей пришлось преодолеть организаторам для того, чтобы провести фестиваль. Мое мнение таково, что в условиях нашей страны отношение к проектам подобного рода зависит от разных ветвей власти и конкретных ее представителей. Я наблюдал, как выступал глава республики Вячеслав Гайзер, здравый, вменяемый мужик. Сам факт, что приехал на фестиваль, вышел по-простому без охраны на сцену, поприветствовал всех без понтов, это характеризует его чрезвычайно положительно. Судя по этому, сейчас линия отношений построена успешно за счет усилий организаторов и авторов идеи. Мне кажется, что потенциал у вас реально очень большой.
Комментарии (10)
1. Во сколько обошлась первичка строительства Ыбицы.
2. Тоже по "доводке".
3. "Арендаторы" и иже с ними, пофамильно условия аренды.
4. Погодично - баланс Ыбицы.