Олег Алтухов: «Консолидация бизнеса - залог его успеха и процветания»
С 16 по 20 марта в Москве Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) проводил Неделю российского бизнеса. В работе съезда принял участие и президент Коми регионального отделения РСПП Олег Алтухов. Он рассказал «Республике» о том, какие острые вопросы сейчас стоят перед предпринимателями, в чем заключается сотрудничество Союза промышленников и предпринимателей Коми с органами власти и почему бизнесу не нужен излишний контроль.
Фото газеты «Республика»
– Уменьшение количества проверок – тема в последние дни актуальная. Причем не только со стороны надзорных органов, но и общественности. С одной стороны, людей призывают лично контролировать все что можно, включая ценники в магазинах, с другой – те же предприятия торговли жалуются, что из-за возросшего числа проверок, рейдов, запросов уже работать невозможно. В результате происходят странные случаи вроде запрета прокуратурой общественных рейдов по торговым точкам в Усть-Цилемском районе. А как вы считаете, излишек контроля действительно вредит бизнесу?
– Контроль над предприятиями, конечно, должен осуществляться в рамках действующей нормативной базы, но вот всегда ли он оправдан в тех объемах, что диктует закон? Первый вопрос, что у нас уж очень много проверок, поднял Общероссийский народный фронт, и президент Владимир Путин уже неоднократно заявлял, что контроль необходим там, где это действительно целесообразно. Где именно? На особо опасных объектах промышленности, на транспорте. Потому что все инструкции по контролю для таких объектов написаны кровью: случается ЧП, расследуется, выясняются причины и дальше вносятся дополнения в инструкции по проверкам. Строгий контроль необходим там, где существует угроза экологии. Все остальное, думаю, регулярно, и в таких масштабах, как сейчас, контролировать не нужно. Малому бизнесу это действительно иногда очень мешает. Но при этом в случае ЧП на предприятии, где тотального контроля не будет, для руководителей предприятия наказание должно быть очень и очень строгим. Вплоть до уголовного преследования и лишения свободы. Тогда не инспекторы и не общественники нарушения будут выявлять, а директор, собственники предприятия заранее, чтобы ничего не случилось.
В начале сентября в Госдуму должен поступить нормативный акт о контроле в РФ, где все будет расписано и конкретизировано. Пока же у нас в этом плане бывают нестыковки, позволяющие надзорным органам трактовать правила и так и этак. Иногда будет тот или иной предприниматель оштрафован или нет, зависит от того, нашел он общий язык с контролером или нет. Тут разное бывает. Допустим, не прислушался бизнесмен к «совету» инспектора заказать проектную документацию в конкретной фирме.
Например, был случай, касающийся правил лесопользования с нечеткой формулировкой. И предприниматель, у которого бревно на лесосеке лежало «не по форме», заплатил 18 миллионов рублей штрафа в бездонный федеральный бюджет. А эти деньги могли бы пойти на развитие предприятия, на социальную поддержку его работников, на помощь муниципалитету, где предприятие базируется, – на 18 миллионов можно 12-14 школьных автобусов купить.
И другие казусы бывают. Мне один предприниматель в отдаленном сельском районе говорит: «Хотите, покажу дверь-метро?» Оказывается, его надзорный орган обязал в туалете на производстве такую дверь установить, самораздвигающуюся, чтобы в целях гигиены ее руками не трогать. Так ведь человек в туалете не только за дверь держится. Достаточно в таких случаях, чтобы люди нормально руки на выходе мыли, но предпринимателю пришлось эту дверь заказывать, заплатить 80 тысяч рублей. Другого бизнесмена оштрафовали за ущерб в 15 копеек, нанесенный тем, что он, условно говоря, запятую в документе не там поставил. Организовали ради этого проверку, распечатали отчет страниц в сто. Потратили, понятно, немалые деньги. Вот зачем это было надо?
В Прилузском районе есть залежи хорошей глины, из которой раньше производили кирпич. Сейчас местные предприниматели хотели возродить это производство, но выяснилось, что для этого нужно потратить два года, собрать такое количество разрешений и заплатить такие деньги, что они отказались. А могли бы создать новые рабочие места, поставлять населению востребованный строительный материал. Надо искать пути снятия таких административных барьеров.
– Похоже, вы как новый президент союза с такими проблемами намерены сражаться очень активно?
– Да. И с другими подобными. Например, сейчас на федеральном уровне было высказано предложение лишать работающих пенсионеров пенсии, если у них зарплата больше 83 тысяч рублей. Получается, человек, несмотря на возраст, эффективно работает, востребованный специалист, а его так наказать хотят? За что? Этично ли это вообще? И не получится ли так, что сегодня отберут пенсию у тех, кто зарабатывает 83 тысячи, завтра у тех, кто 43 тысячи, а послезавтра у всех работающих пенсионеров? И, кстати, это же целый штат чиновников понадобится, чтобы проверки осуществлять: кто сколько зарабатывает и получает ли при этом пенсию. Удивляют меня иногда решения федеральных структур.
Продолжение – в газете «Республика».
Комментарии (17)
Зашла в магазин Ассорти, а там копченая горбуша, которая стоит 792 руб за кг, а недавно стоила 435 руб. Высохшая уже горбуша по "выгодной покупке" 530 руб за кг.