Худрук Воркутинского драмтеатра Виктор Ножкин: «Репертуарная политика позволяет нам оставаться в гуще театральной жизни»
Сегодня вечером на сцене Академического театра драмы имени Виктора Савина начинаются гастроли Воркутинского драмтеатра. Коллектив из заполярного города привез в Сыктывкар пять вечерних спектаклей и одну детскую постановку. На этот раз гастрольный репертуар почти целиком состоит из комедий — по мнению художественного руководителя театра, легкий жанр — в хорошем смысле слова — это именно то, в чем сегодня нуждается зритель. Сыктывкарские театралы с этой точкой зрения согласны — об этом свидетельствует хотя бы то, что билетов на спектакли Воркутинского драматического театра в кассе почти не осталось. О том, как живет и развивается театр — в силу географического расположения — в условиях культурной изоляции, корреспондентам БНК рассказал его художественный руководитель, заслуженный артист России Виктор Ножкин.
Фото Андрея Ретанова
- Спектакли, которые в этот раз вы привезли в Сыктывкар, - это лицо театра? Или они просто наиболее подходят под технические параметры сцены?
- Выбранные спектакли представляют и лицо, и все другие части тела нашего театра. Конечно, мы не весь репертуар привезли. Особенность этих гастролей в том, что если раньше мы приезжали в столицу республики при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, по грантам, то сейчас мы приехали за собственные средства. Теперь наша задача не в том, чтобы доказать состоятельность театра, как это было раньше, и привезти совершенно разноплановые спектакли - от комедии до трагедии. Сегодня репертуар, в хорошем смысле слова, легковесный: это комедии, то есть жизнеутверждающий материал, легкий и праздничный — то, чего нам всем сегодня не хватает. Искусство всегда было выше политики, и мы хотим, чтобы зритель пришел и отдохнул на наших спектаклях. Исключение из комедийного репертуара составят детская сказка «По щучьему велению» и спектакль по пьесе Александра Архипова «Дембельский поезд». В нем мы попытались соединить несколько войн, и идея спектакля лежит на поверхности: давайте остановимся и не будем решать конфликтные вопросы агрессивными методами, давайте договариваться - то, о чем сегодня остро стоит вопрос на международной арене.
- Театр много гастролирует? Как вас принимают в разных городах России?
- Говорить о себе хорошо неудобно, но я могу сказать, что с радостью нас встречают практически везде. Но вот, например, ухтинский зритель очень «тяжелый» в силу определенных обстоятельств. Дело, наверное, в том, что город перенасыщен гастролями столичных театров, концертными программами — более, чем Сыктывкар. Мы пытались работать с Ухтой много-много лет, но все равно нам очень тяжело, и я не понимаю, почему. С удовольствием на наши спектакли идут в Усинске, в Лабытнангах, в Салехарде, в Инте, в Печоре, а в Ухте зал собрать сложно. Если говорить о гастрольной деятельности, то я не могу не вспомнить, что к вам мы приехали после важных для нас гастролей в Череповце, которые прошли в ноябре прошлого года. Мы привезли туда шесть спектаклей, залы были забиты, на всех спектаклях были аншлаги — и это при том, что в рамках фестиваля «Золотая маска» под эгидой «Северстали» мы выступали на одной площадке с Московским театром им. А.С.Пушкина. Непосредственно перед нашим выступлением они показали удивительный спектакль «Материнское поле» - без единого слова текста. Сразу после нас спектакль давал театр им. Е.Б.Вахтангова. Таким образом, мы шли рука об руку с лучшими театрами страны, у зрителей был выбор. И нас выбирали: полупустых залов не было, более того, в Череповец даже приехали бывшие воркутинцы, которые теперь живут в Питере, - специально, чтобы сходить на наш спектакль.
- Нет ощущения, что из-за северного и такого отдаленного географического положения Воркутинский театр в других регионах России воспринимают как экзотику?
- Разве что только по географическому положению. Театр приехал из Воркуты — это все равно, что театр прилетел с Луны — настолько это далеко для жителей средней полосы. А если речь идет о спектаклях, то сегодня уровень коммуникаций позволяет общаться и видеть искусство столичных театров, и наша планка поднята высоко. Поэтому в том, что мы показываем, никакой экзотики нет.
- В Воркуте вы не чувствуете себя в культурной изоляции?
- Если скажу, что не чувствуем, это будет неправдой. Когда рядом с тобой есть конкуренция, когда ты смотришь спектакли разных форматов, разных режиссеров, разных театров, появляется возможность не сбавлять творческий ритм, двигаться дальше. Конечно, в этом отношении мы обделены. Но, с другой стороны, много лет подряд мы приглашаем в наш театр абсолютно разных режиссеров — и это мое глубокое убеждение, моя репертуарная политика. Вот, например, последний спектакль - «Безымянная звезда» - поставил режиссер из Белоруссии. Мы приглашаем режиссеров из Нижнего Новгорода, сейчас ведем переговоры с Москвой и Петербургом. Новые люди привозят свое понимание искусства, свое мастерство, и посредством этого наша труппа находится в гуще театральной жизни. Надо сказать, что сейчас полным ходом идет подготовка гастролей в Санкт-Петербурге в октябре-ноябре этого года. Если все состоится, мы посвятим их 70-летию Великой Победы. Если с федеральными программами ничего не случится, то, думаю, наш амбициозный проект состоится. По крайней мере, уровень спектаклей Воркутинского театра позволяет везти их даже в Санкт-Петербург.
- После того как в Воркутинском театре сделали ремонт, работать стало комфортнее? Может быть, появились новые возможности для творчества?
- Недавно нас посетила наш обаятельный министр Анастасия Прокудина. Во время визита в театр она задала вопрос: «У вас всегда так аккуратно или только к нашему приезду?» У нас так аккуратно всегда. Что касается ремонта, то он был косметическим. Но для нас самое главное — это сценическая площадка. Из финансирования, запланированного на 2014 год, остались деньги на ее реконструкцию. Световое и звуковое оборудование у нас 1960-х годов, очень старое. Зритель пока этого не замечает - мы стараемся сделать все, чтобы он этого не замечал, но профессионалы — режиссеры, технические цеха — чувствуют, что реконструкция сцены давно назрела. В этом году мы попытаемся в рамках сметы закупить оборудование для сценической площадки. А когда будет произведен монтаж, выполнены все работы по установке, я боюсь загадывать: на это тоже необходимо финансирование.
- Создатель театра, ученик Станиславского и Немировича-Данченко Борис Мордвинов с самого основания труппы поднял творческую планку очень высоко. Как сегодня удается сохранять традиции, заложенные первым художественным руководителем, и поддерживать уровень театра?
- У нас достаточно жесткий отбор. Мы пытаемся привлечь талантливую молодежь и заработной платой, и северными надбавками, сегодня на уровне Министерства культуры и местных властей решен вопрос по выделению молодым специалистам полноценных благоустроенных квартир. К нам приезжают актеры из разных регионов: два года назад мы приняли двух актрис из Владивостока, совсем недавно приехали два актера из Екатеринбурга, сейчас ведем переговоры с Белгородом, Красноярском — у нас есть возможность выбирать. Если бы была возможность сделать студию на базе музыкального колледжа, мы бы не отказались, но, поскольку такой возможности нет, привлекаем актеров и режиссеров со всей страны. Это разные театральные школы, они приносят свое понимание искусства, свой способ существования на сцене. Я думаю, это здорово. Надежду на дальнейшее развитие нам дает включение Воркуты в Арктическую зону: город будет развиваться во всех отношениях, будут привлекаться трудовые резервы, государство будет заинтересовано, чтобы люди здесь оставались. А это значит, что будут поднимать и культуру. Мы верим, что будем принято решение о строительстве нового здания драматического театра, и я доживу до того момента, когда оно будет построено. В Архангельске, Мурманске, Норильске прекрасные здания драматических театров, а мы живем в приспособленном здании бывшего политпроса. Работать сложно, но залы у нас всегда полные.
- Как оцениваете работу Академического театра драмы имени Виктора Савина?
- Всегда сложно оценивать своих коллег, не всегда это бывает объективно, тем более, если ты не совсем погружен в эту кухню. Как мне кажется, театр идет в верном направлении. Насколько я знаю, руководство театра пытается поднять уровень режиссуры и актерского мастерства. Труппа выезжает на большие гастроли, на уровне России принимается, в конце концов, у вас есть прекрасное здание. У театра большой потенциал для развития. Самое главное, руководство театра не говорит: «У нас все хорошо, давайте почивать на лаврах». Администрация театра обеспокоена поиском новых форм. В связи с этим приходится расставаться с людьми. Расставание с человеком, который несколько лет работал в театре и вложил в него свой труд, часть своей жизни, всегда болезненно - и для театра, потому что многие актеры приросли к этому режиссеру, и для самого режиссера. Но это специфика театра: никто сегодня не дает навечно титул руководителя, будь то Нестеров, Матвеев или Ножкин. Если ты не удовлетворен тем, что есть на данный момент, и нацелен на движение вперед, это уже хорошо.
Комментарии (2)
И теперь, после ремонта, даже не скажешь, что это -
бывший дом "политического просвещения".