Председатель Общественной палаты Коми Галина Киселева: «До принятия любого закона работа над ним должна осуществляться в сотрудничестве с теми, ради кого он пишется»
В этом году Общественной палате предстоит работать по нескольким новым направлениям, которые расширяют сферу влияния и контроля общественников за деятельностью государственных органов. В частности, принятый в прошлом году закон об общественном контроле позволит активным гражданам выходить на конструктивный диалог с министерствами и ведомствами посредством общественных советов, а также работать на местах — в общественных советах районов. Об общественном контроле, нулевых чтениях и новых заботах уполномоченного по правам человека рассказала БНК председатель Общественной палаты республики Коми Галина Киселева.
Фото Юрия Кабанцева
- Что подразумевает под собой общественный контроль?
- Закон об общественном контроле РФ, принятый в июле 2014 года, — очень важный инструмент для работы, осуществляемой общественными организациями и объединениями. Работа над ним шла с большим трудом, но с широким участием общественности было внесено много дополнений, существенных поправок, которые помогли сделать этот закон по-настоящему рабочим инструментом для общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти. В том, что сегодня эта тема актуальна, нет сомнений. Это не означает, что органы власти не работают. Работают, но как? Всегда ли делается все, что положено? Не секрет, что чаще всего люди бывают недовольны тем, как реагируют чиновники на обращения. Притчей во языцех стали отписки на обращения граждан, которые укрепляют мнение о чиновнике как о бездушном бюрократе. Закон об основах общественного контроля призван заставлять государственного служащего быть более ответственным в выполнении своих функций, требовательным в первую очередь к себе. Общественность получила инструмент для оценки качества услуг, предоставляемых людям, органами власти. Закон четко прописывает механизм, начиная с того, кто может осуществлять этот общественный контроль.
- Слышат ли государственные структуры общественность?
- Хотелось бы, чтобы хорошо слышали, своевременно реагировали на замечания и предложения заинтересованных общественников и отдельных граждан. А их немало! Люди активны, разумны! Они способны вести конструктивный диалог с властью. Для этого сегодня в нашей республике есть все предпосылки: регион далеко продвинулся в выстраивании диалога между органами власти и общественностью. Успешно работают общественные институты ветеранского движения, людей с ограниченными возможностями, молодежные объединения, уполномоченные по правам человека, ребенка, предпринимателей. Замечательные диалоговые механизмы наработаны в Общественной приемной главы республики и Общественной палате республики.
- Каков механизм осуществления контроля?
- Разумеется, дилетантский подход и безосновательная критика как со стороны общественности, так и со стороны конкретных инициативных граждан исключаются. Закон регулирует взаимообмен информацией, предлагает формы проверок и контроля, которые требуют грамотно и четко продуманной системы, результатом которой станет объективная оценка деятельности того или иного органа власти, его структурного подразделения и направления деятельности. Итогом должен стать документ, представленный для широкого ознакомления общественности с предложениями не только по совершенствованию работы какого-либо органа, но и в адрес главы республики, председателя правительства в части рекомендаций в отношении того или иного чиновника.
Понятно, что закон должен быть изучен в первую очередь и органами власти. Он преследует совершенствование качества государственной службы. И я бы «контролеров» от народа записала, скорее, в единомышленники к чиновникам. Надо их так воспринимать - всегда должно преобладать желание не просто найти огрехи, а научить власть вести конструктивный диалог — до принятия любого закона его рождение должно осуществляться не в стенах чиновничьих кабинетов, а в сотрудничестве с теми, ради кого он пишется. И тогда повысится обоюдная ответственность, меньше будет ошибок, а значит, недовольства.
- Есть ли уже какие-то конкретные задачи в свете этого закона?
- Сегодня на уровне Общественной палаты России региональным палатам был дан ориентир более пристально присмотреться к еще одному новому закону, вступившему в силу с 1 января 2015 года — Закону об основах социального обслуживания граждан. Его реализация требует достаточно большого количества документов, принятых на уровне региона. Палата России ставит под сомнение, что регионы уже приняли полный пакет документов для того, чтобы полностью его реализовывать. Перед Общественной палатой республики стоит задача — разработать некую программу по проверке готовности региона к реализации этого закона. Мы уже сделали запрос в Минтруд РК с просьбой предоставить нам перечень тех нормативно-правовых актов, которые разработаны во исполнение Закона об основах социального обслуживания.
- Насколько сейчас расширится пространство для работы уполномоченного по правам человека?
- Президент внес в Госдуму проект по совершенствованию деятельности по правам человека. Проектом закона предполагается расширить права уполномоченного в сфере взаимодействия с государственными органами и должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и свобод граждан в субъектах РФ — право оказывать им, органам госвласти организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своих компетенций, а также создавать в качестве консультативного совещательного органа совет уполномоченного по правам человека, включив в его состав по одному представителю от каждого федерального округа. Будет создан мощный, сильный правозащитный институт. Кроме того, данным законопроектом уполномоченному разрешается при посещении центров временного размещения для беженцев, а также специальных учреждений беседовать с находящимися там лицами наедине. Момент доверительного разговора во всех отношениях полезен уполномоченному — он будет иметь возможность оценить обстановку, в которой находится человек. А это еще один новый шаг в защите интересов и прав человека вне зависимости от того, где и в каких условиях он сейчас находится, — это говорит только о цивилизованном развитии нашего общества. Я вижу, как работает институт уполномоченного в республике, но, на мой взгляд, совершенствованию всегда нет предела. Считаю, что в Коми этот институт работает достаточно уверенно, а новый закон позволит расширить его возможности, а значит, дать положительный результат.
- Насколько расширяет возможности общественников нулевое чтение законов и какие проблемы оно поможет решить?
- Вопрос о нулевых чтениях ставился еще с начала двухтысячных, но достаточно долго двигался к тому, чтобы осуществиться. Закон преследует основную цель — формирование цивилизованного общества. Нельзя формировать такое общество без участия непосредственно общественности. На сегодняшний день практика нулевого чтения внедряется и в работу Общественной палаты России, и начата она была с работы по закону о налогах, в результате чтений закон вышел с минимальными погрешностями, что позволило несколько свободнее вздохнуть предпринимателям. Закон этот был настолько актуален и настолько своевременно прошел широкое обсуждение, что на сегодня считается одним из самых эффективных. Нужно говорить о том, что практика нулевого чтения законов будет внедряться и в Общественной палате республики. Безусловно, не всех — специфика некоторых законопроектов не предполагает такого тонкого вмешательства. Существует еще практика, когда законопроект перед принятием на очередном заседании Госсовета обязательно поступает в Общественную палату. К его рассмотрению присоединяются эксперты палаты, они представляют интересы и мнения граждан на заседаниях комитетов Госсовета. Когда закон появляется на сайте в том черновом варианте, в котором его предлагает законодатель, очень важно, чтобы на начальном, нулевом этапе он был широко представлен общественности. Далеко не все могут зайти на сайт. Роль Общественной палаты здесь состоит в том, чтобы инициировать обсуждение на уровне муниципалитетов, в общественных советах, чтобы там проводились слушания, круглые столы, а после обсуждения итоги оформлялись в конкретные предложения. Общественная палата России готова выступить солидным арбитром в заинтересованном разговоре с разработчиком закона. Вот тогда мы будем уверены, что новый закон не навредит, как это нередко случается, а еще уверенней продвинет нашу страну в направлении цивилизованного развития. Если этот закон ориентирован на общество, значит, он должен быть хорошо продуман, «проштудирован» обществом, и общество точно также должно нести ответственность за качество появившегося закона. Цель нулевого чтения законопроекта — согласование интересов на уровне взаимодействия государства и общества.
Комментарии (18)
те, кто их сочиняет, пишет и утверждает
делают это исключительно для себя и в сотрудничестве с собою.
чаще по делу и без лишнего "озорства".
так что- отвянь
У нас Законы и так принимают кто угодно, - врачи, педагоги, предприниматели, инженеры... - только не юристы!
Теперь к неграмотным депутатам добавятся ещё дилетанты общественники....