Директор бизнес-центра Ольга Муллаянова: «Мы созданы для того, чтобы предприниматели шли к нам, как к себе домой»
В конце мая в Сыктывкаре распахнул свои двери Городской центр предпринимательства и инноваций. Современный бизнес-центр создан в помощь как начинающим предпринимателям, так и уже действующим представителям бизнеса, где, кроме консультационно-информационной помощи, можно пройти обучение и даже арендовать офис за неимением своего помещения. Насколько популярен бизнес-центр в предпринимательской среде, в каком формате проходят встречи, какие проблемы на них всплывают и что планируется осуществить в будущем, в интервью агентству БНК рассказала директор Центра Ольга Муллаянова.
Фото Юлии Купер
- Сколько предпринимателей обратились за консультацией за полгода вашей работы, в каком формате проходят эти встречи?
- Мы ведем регистрацию всех обратившихся к нам субъектов малого и среднего бизнеса, и на сегодняшний день число их достигло 800 человек. Это консультационная, информационная помощь, помощь в юридических, налоговых и экономических вопросах, а также по составлению бизнес-планов. В этом году у нас большой поток студентов. Инновация сейчас модное слово, поэтому для них это ново, интересно. Студенты видят нашу вывеску, заходят и спрашивают, что такое инновация, предпринимательство, как в нашем городе это происходит. Мы проводим для них презентации и рассказываем, как они могут стать стартаперами, начать свой бизнес или работать по франшизе. Вообще, вопросов масса - по лицензированию, патентной системе, сертификации. Люди у нас стали инициативные - кто-то что-то делает своими руками, очень много творческих людей. Соответственно, им нужно подсказать, как зарегистрировать свое ноу-хау или запатентовать свой товар. С каждым детально прорабатываем вопросы и получаем результат. Пока отрицательных отзывов не получали.
- Насколько широк круг предпринимателей, которые к вам обращаются?
- Когда мы установили большую вывеску, которая подсвечивается в вечернее время, люди начали заходить к нам просто по пути. Это приятно. Мы у них не спрашиваем о прописке. Потом уже в диалоге узнаешь, что они приехали из какого-то района или других городов республики. Мы консультируем всех, но с оговоркой, что поддержку они должны получить в своем районе. При этом мы консультируем не только в рамках программы, которая существует в муниципалитете, люди приходят по вопросам, относящимся к другим ведомствам. Все консультации и помощь оказываются на бесплатной основе.
- Приведите пару интересных примеров, как из желания заняться собственным делом вырос полноценный предприниматель.
- Срок для этого еще небольшой. К нам идет уже действующий бизнес, который сталкивается с какими-то проблемами. Приведу пример: ребята изобрели станок, который изготавливает рекламную продукцию. Они делают то, что не делает никто. По документам они не подходят под нашу поддержку по лизингу. Чтобы заявиться для начала предпринимательской деятельности, их не устраивает сумма. Мы предложили им зарегистрировать ноу-хау. Ребята согласились, но здесь им пришлось самим немножко поработать. Для регистрации нужно было доказать, что такого нигде в мире больше не существует. В министерстве экономического развития они попали под программу поддержки инновационных проектов. На сегодняшний день защитили бизнес-план, который прошел конкурсный отбор. Сейчас бизнес находится в стадии оформления всех документов. То есть люди приходят к нам с идеей, мы вытаскиваем ее, потом эту идею раскладываем по полочкам, помогаем решать возникающие проблемы и находим ветви, где они могут свою идею воплотить и как лучше с ней работать.
Более того, начинающим предпринимателям мы помогаем имущественной поддержкой по льготным тарифам. У нас сдаются в аренду помещения на 140 квадратных метров. Тарифы действительно смешные - за кабинет от трех тысяч рублей в месяц с учетом коммунальных платежей. Для начинающих предпринимателей - это реальные деньги и реальная помощь.
- На открытии бизнес-центра руководитель администрации Сыктывкара Иван Поздеев говорил, что здесь будет не только оказываться информационная и консультативная помощь и обучение, но проходить семинары, круглые столы.
- Нами проведено восемь встреч с мэром. С заместителем главы Натальей Хозяиновой решили, что будем делать встречи в отраслевом разрезе. Представители бизнеса с удовольствием приходили на круглые столы - во-первых, формат интересный, во-вторых, не всегда удается пообщаться с мэром напрямую. Какие-то встречи проходили напряженно, но затем переливались в дружелюбное русло, другие получались позитивные. Эту традицию мы не теряем, встречи с мэром продолжатся и в следующем году. Кроме того, они давали положительный результат, после мы проводили повторные встречи с представителями тех же сообществ. И все они приходят к мнению, что им необходимо объединяться по отраслям. У нас существует некоммерческая торговая ассоциация «НОТА», которая объединяет всех представителей торговли. Это неплохой опыт, поэтому и ремесленники, и предприниматели в сфере бытовых услуг и других более крупных направлений желают объединиться. Я только «за», тем более они могут собираться в стенах нашего центра.
- Исходя из этих встреч, можно ли выделить общие проблемы в предпринимательской среде?
- Это конкуренция. Например, существует пласт, когда человек зарегистрировался как предприниматель, платит налоги в бюджет, страховые взносы, несет социальную ответственность за своих работников, а есть те, кто находится в «тени». Эти вопросы возникали на всех встречах, и решить их можно только создавая некоммерческие ассоциации. Каждый по отдельности не может бороться с людьми, которые работают в «тени». С такой проблемой сталкиваются салоны красоты, общепит. На встречах присутствовал уполномоченный по правам предпринимателей в республике Игорь Бобков, с которым у нас подписано соглашение. Проблемы мы решаем совместно. Если мы не можем решить проблему предпринимателя, обращаемся к нему и, наоборот, когда мы можем это сделать на муниципальном уровне. Я считаю, что сегодня мы достигли результата именно в сближении предпринимательского сообщества с муниципалитетом.
- С какими проблемами сталкивается бизнес-центр?
- Я не назову это проблемой, это просто оттягивает нам возможность развернуться еще шире. Мы находимся в стадии получения лицензии на образовательную деятельность. Все готово, но нам необходим пандус, потому что, придерживаясь программы развития экономики по развитию малого и среднего бизнеса, мы будем заниматься обучением. В программе прописано, что люди с инвалидностью могут пройти обучение в школе предпринимательства. Любой инвалид может заняться своим бизнесом, и это сегодня поощряется, так как он считается самозанятым. Такие люди у нас есть. На сегодняшний день цена на пандус колеблется от 300 до 840 тысяч рублей. Благодаря мероприятиям, которые мы проводим на платной основе, копим деньги на пандус. Надеюсь, что к концу декабря - началу января мы получим лицензию и распахнем двери для начинающих бизнесменов, которые хотят получить поддержку в виде гранта, где обязательным условием является обучение. Сейчас мы не можем взять конкретного предпринимателя и вести его проект от начала до конца, это нецелесообразно, мы его не взрастили, а только оказали помощь. Как только начнется учеба, мы будем выделять таких людей и, думаю, к следующему году такой проект осуществим. Будет интересно, получится такое реалити-шоу.
- А в настоящее время в бизнес-центре ведется какое-то обучение?
- Для тех, кто записался на обучение и сейчас ходит на наши семинары, будет зачтено в обучение. После семинаров люди выходят с квадратными глазами, потому что это действительно интересно. Лично я хочу, чтобы будущий предприниматель не просто прошел обучение и получил деньги на поддержку. Есть люди, которые действительно предприниматели, а есть те, кто с деньгами. Иногда это не совмещается, жилка в голове должна быть. Поэтому большой уклон мы хотим сделать на психологический фактор, дать больше психологии, чтобы было самопознание и человек понял, надо ему заниматься бизнесом или нет. Если у него есть какие-то финансовые средства, но нет предпринимательской жилки, может легче нанять исполнительного человека, а самому развивать бизнес. Сегодня очень много обращений от тех, кто встал в ступор в своем бизнесе - 10 лет отработал и стало неинтересно. Мы хотим им помочь психологически во всем разобраться. Сейчас появилось очень много так называемых центров бизнес-тренинга, с которыми надо быть осторожными, теперь только ленивый не читает ту или иную тему или что-то еще. На нашем сайте мы проводим анкетирование с целью выявить, что хочет и малый, и крупный бизнес. Одни и те же начитки неинтересны, мы хотим за что-то зацепиться и внести новую линейку.
- Как сейчас в условиях кризиса чувствует себя малый бизнес?
- Малому бизнесу очень сложно и тяжело. Многим тяжело даже от не информированности. Предприниматели приходят и удивляются: «Как? Деньги дают в муниципалитете и не надо их возвращать?» Мы объясняем условия возврата, форму поддержку, какие риски они несут и как должны отчитаться. У нас все привыкли - взял в банке, и надо вернуть в два раза больше. Приходится разъяснять от и до. Многие – молодцы - не теряют надежду и ищут новые направления в бизнесе. Я сама принимаю участие в защите проектов в бизнес-инкубаторе, который проводит обучение по основам предпринимательской деятельности. 20 октября в муниципалитете закончился прием заявок на гранты, мы уже провели конкурс и рассмотрели 18 бизнес-проектов, семь из них одержали победу. Для меня это самое приятное время, когда люди работают не покладая рук: кто-то развивает свою сферу, кто-то приходит с новой идеей. В основном радует, когда представляют что-то связанное с производством. Когда человек «завязан» на производстве, у него есть стимул работать, развивать свой бизнес и двигаться дальше. На выставках-ярмарках, которые мы устраиваем, мы стараемся их товар «раскрутить». Это наша цель, так как их малый бизнес, который пока что закрыт, но они уже грантовики и получают поддержку, ударен в производство, предприниматели пока не могут вынести свой продукт на реализацию. Бизнес у нас очень широкий, и уделять внимание производству как виду деятельности правильно. Также мы поддерживаем и ремесленников, собираем базу - на нашем сайте появилась вкладка «мастера-ремесленники», где каждый из них может заявиться. Есть много талантливых людей, тем более handmaid сейчас очень моден.
- Какие направления работы планируете развить в будущем году?
- Мы планируем помочь событийному бизнесу, который существует сейчас отдельным блоком и варится в своей каше. Примерно в апреле собираемся организовать мероприятие на базе бывшего кинотеатра «Парма-2», где все будет посвящено свадьбам. Тамада уходит в прошлое, и зачастую люди заказывают проведение свадеб в комплексе. То же самое - развлечения для детей. Даже на защите бизнес-проектов каждый раз один из них направлен на организацию внеклассной работы и развлечений для детей. В будущем году мы планируем провести день предпринимательства в новом формате. Еще наша задумка - это программа «Бизнес по-женски», Сыктывкар все-таки больше женский город, и я горда, что женщины не боятся вести бизнес. Их надо «вывести» и показать начинающим бизнесменам, что женщина еще тот воин на тропе предпринимательства. Также мы хотим открыть «горячую линию» - не просто позиционироваться как телефонный центр, а именно горячая линия поддержки предпринимательства, куда можно обратиться за всеми видами консультаций, а по итогам - проводить консультации специалистов еженедельно. Еще одно направление, которое мы будем развивать, - бережливый офис. Сейчас все экономят, а в наших условиях экономить надо умеючи: начиная от карандаша и заканчивая кадрами. Некоторые сталкиваются с проблемой организованности - как организовать себя, свой офис, предприниматели узнают на наших семинарах. Все те направления, которые у нас есть сейчас, мы также будем развивать. Я думаю, что мы созданы для того, чтобы предприниматели шли к нам как к себе домой.
В рамках нашего Центра создано рабочее место предпринимателя. В связи с изменениями в Налоговом кодексе практически всех обяжут сдавать электронную отчетность по каналам связи. По договоренности с пенсионным фондом, фондом социального страхования и налоговой инспекции мы установили такой компьютер, где будем отправлять за предпринимателя электронную отчетность. Это будет происходить на бесплатной основе, предпринимателю нужно будет пройти регистрацию, оформить доверенность, заключить соглашения с фондами. Система заработает с января. На компьютере будут установлены и правовые системы. По ссылкам на инстанции, которые будут размещены на нашем сайте, предприниматель сможет найти интересующий его вопрос. Все это создано для того, чтобы сократить расходы предпринимателя, для чего мы и существуем.
Комментарии (31)
Текст не читала, хватило посмотреть на фото.
да и ощущение от интервью что как раз на лекциях и учились: где у нас в Сыктывкаре 800 предпринимателей, кто им сказал что в нормальном банке вернуть надо в 2 раза больше и неужели они разберутся в стартапах лучше чем Сбербанк и его обучение
Остальным, реальным предпринимателям поддержка муниципалитета никак не светит, даже если и восстребована!!!
Ильф-Петров.
Эти девочки с их "глЫбокими" мыслями и таким же менталитетом не стоят обсуждения.
Такое ощущение, что все из вышеоставленных комментариев принадлежат любителям различных телешоу, типа шоу Андрея Малахова, которых больше интересует кто во что одет и с кем спит!
Не стыдно? Чем такое писать-лучше ничего не писать...
Все претензии редакции БНК.