Фермер Петр Попов: «Серьезный хозяин всегда сумеет подстроиться под обстоятельства»
Фермер из Усть-Куломского района Петр Попов, продукция которого представлена на портале «КомиФерма», рассказал агентству «Комиинформ», как переживает непростые времена и что предпринимает, чтобы даже в новых условиях его хозяйство продолжало развиваться.
Фото Николая Антоновского из архива БНК
- Петр Михайлович, на портале «КомиФерма» на вашей странице среди традиционных овощей представлен березовый сок. Откуда зимой этот деликатесный напиток?
- В мае я заготовил достаточно сока, сразу разлил его по полуторалитровым бутылкам и заморозил. Теперь до следующего «урожая», который нам дает сама природа, его смогут купить в замороженном виде все, кто заботится о своем здоровье, ведь березовый сок насыщен целым комплексом необходимых для организма полезных веществ.
- Многие ваши коллеги жалуются, что забойные пункты не дают им работать в полную силу.
- Да, для многих это стало серьезным ударом. До пункта надо животное довезти, получить необходимые справки и уж потом вести на реализацию. Это значительно увеличивает затраты и становится причиной того, что хозяева «уходят в тень»: как и прежде, забивают скот самостоятельно, а мясо реализуют «по знакомым» - так гораздо дешевле. И если простой потребитель будет доволен ценой и количеством мяса на своем столе, то у бюджетных организаций возникают проблемы с его закупкой.
- Вы готовы отказаться от производства мяса?
- Напротив, я перейду с производства свинины, субсидия на которую сократилась, на производство говядины. Сейчас у нас на ферме в селе Керчомья после забоя осталось пятнадцать, летом содержалось более ста голов скота.
- Как расходится картофель, ведь тут у вас серьезная конкуренция?
- Уже никак – его раскупили. Весь картофель мы реализуем до морозов, чтобы не тратить ресурсы на его хранение в течение долгой зимы. Запасов других овощей у нас достаточно, чтобы обеспечить покупательский спрос.
- Как, кстати, дело обстоит с покупательским спросом?
- Он в последнее время заметно упал. Еще недавно я возил из города в село в свои магазины еженедельно до ста тонн продукции. Теперь же этот показатель упал втрое. Все зависит от семейного бюджета. Если он сокращается из-за повышения цен, то рацион земляков станет скромнее, а это, в свою очередь, отразится на благосостоянии фермеров.
- Вас это страшит?
- Нет. Времена бывали всякие, и если вы имеете в виду западные санкции, нам от них ни тепло ни холодно. Настоящий хозяин должен уметь вовремя перестроиться, лавировать и подстраиваться под обстоятельства. Обстоятельства бывают разные, но мы должны твердо стоять на ногах.
- В некоторых районах за этот год закрылось до четверти фермерских хозяйств. Значит, не все справляются с трудностями.
- Это не относится к тем, кто занимается фермерством серьезно. Закрываются те, кого убедили открыть дело в центрах занятости, для кого это была вынужденная, временная мера. Как и бизнесменом, не каждый ведь может быть фермером – не всем это дано просто. А кто-то, напротив, открылся «случайно», из-за финансовой поддержки, которую предлагало государство, а потом втянулся, и дела пошли на лад.
- В поселке Зимстан вы уже с 90-х годов прошлого века печете хлеб. Как на этом производстве отразятся возможные перемены?
- Они уже отразились. Мы производим три вида хлеба и около пятидесяти – хлебобулочных изделий. Месяц назад сахар в Сыктывкаре стоил оптом 32 рубля за килограмм, сейчас нам пришлось его покупать за 41 рубль. И это касается всего. Пока нам пришлось уменьшить свою наценку: вместо 20% до 10-15-ти, но рано или поздно мы поднимем цены – это вынужденная мера, ведь мы не сможем работать себе в убыток.
Комментарии (20)