Профсоюзный лидер становится госслужащим
С ближайшего понедельника должность заместителя министра труда и социального развития Республики Коми займет Максим Синякин, возглавлявший профсоюз работников лесных отраслей. Корреспонденты газета «Трибуна» побеседовали с ним накануне перехода на новую работу.
Фото Кирилла Затрутина
Рука на пульсе
- Максим Владимирович, не получится ли так, что смена профсоюзной должности на государственную станет для вас полным поворотом?
- У меня никакого поворота не произойдет, иначе бы я не согласился на этот переход. Те девять с половиной лет, которые я проработал в профсоюзе, сформировали четкое представление о том, как должны решаться проблемы в сфере трудовых отношений. И та деятельность, которой мне предложили заниматься в министерстве, связана с развитием социального партнерства в республике, с изменениями в области охраны труда.
- Вы руководили рескомом профсоюза работников лесных отраслей последние пять лет. Что реально удалось сделать за это время?
- Наш реском на протяжении всех последних лет ставил во главу угла защиту социально-трудовых прав работающего человека. Мы старались переломить давно сложившийся стереотип о том, что профсоюз – это организатор культурно-массовых мероприятий, праздников и так далее. Лесные профсоюзы сегодня представляют бумажников, фанерщиков, лесозаготовителей, представителей учебных заведений, ветеранов отрасли. При этом в каждой подотрасли есть свои специфические проблемы. И нам удавалось держать руку на пульсе всех этих производств и остро реагировать при любом учащении этого пульса.
Проблемы общие
- Но многие действия и акции лесного профсоюза были заметны как раз потому, что вы отстаивали далеко не узкоотраслевые интересы. К примеру, вы жестко выступили против выселения людей (не только работников лесопромышленного комплекса) из бывших ведомственных общежитий, оказавшихся в ведении учебных заведений.
- В свое время предприятия, особо не задумываясь, передали здания общежитий вместе с живущими в них своими работниками учебным заведениям. Те приняли здания на баланс вместе с людьми. Работники спокойно жили, добросовестно платили за жилье. И вдруг их попросили с вещами на выход. У учебных заведений, у предприятий была своя правда, свои документы, представители. Но заложниками-то стали ни в чем не повинные люди. Мы не могли не вмешаться.
- В прошлом году, когда на «Монди СЛПК» возникло недовольство результатами проведенной аттестации рабочих мест, ваш реском также активно вмешался в урегулирование ситуации.
- Конечно, наше обращение во все инстанции, общественное внимание, которое удалось привлечь к результатам аттестации рабочих мест, помогли урегулировать трудовой конфликт. Но решающую роль тут сыграла сплоченность трудового коллектива СЛПК, желание членов профсоюза предприятия отстаивать свои интересы до конца. Работники с нашей помощью подготовили коллективные обращения в прокуратуру, в государственную инспекцию труда. В итоге той борьбы рабочие места на Монди в большинстве случаев привели в соответствие с действующими нормами.
«Синдром отмены»
- Сейчас жителей республики будоражит тема отмены северных…
- Я противник отмены. У нас немало предприятий, где платят «серую» и «черную» зарплату, где ведется двойная бухгалтерия. Отмену «северных» здесь обязательно используют для того, чтобы снизить выплаты, ссылаясь на закон. Пока проблема «непрозрачности» части бизнеса не решена, вести речь об отмене северных просто вредно. Уверен что наша Федерация и ее лидер Людмила Ляшенкова занимают такую же позицию.
Кстати, профсоюзы сегодня с помощью коллективных договоров сами создают «подушку безопасности» на крайний случай. К примеру, на Монди СЛПК благодаря настойчивости профсоюзного комитета удалось заложить в коллективный договор норму — в случае отмены северных и районных коэффициентов работодатель выплачивает заработную плату в прежнем объеме.
- А готовящаяся реформа ФНПР не вызывает у вас беспокойства? К примеру, обсуждается вопрос о ликвидации отраслевых профсоюзов.
- ФНПР такой цели не ставит. Другое дело, что есть отдельные профлидеры крупных первичных организаций, которые откровенно лоббируют идею упразднения отраслевых профсоюзов. Они предлагают взамен отраслевых создавать межрегиональные профсоюзы. Но если в регионе есть лесная отрасль и нет отраслевого профсоюза, то кто же обеспечит прямой диалог работников отрасли с союзом работодателей, с властью в регионе?
Хочется думать, что эта идея развала, озвучиваемая некоторыми профсоюзными лидерами, не что иное, как скромное желание войти в историю с именем реформаторов. Но тут вполне уместна будет цитата Жванецкого: «В историю трудно войти, но в нее легко вляпаться».
Комментарии (10)