Министр труда и социальной защиты Илья Семяшкин: «Наша функция — защищать»
БНК начинает серию интервью с членами нового правительства республики. 24 сентября Вячеслав Гайзер подписал распоряжение о назначении руководителей 12 органов власти. Республика в общероссийском тренде обзавелась еще одним министерством — труда и социального развития. Возглавил его экс-руководитель агентства по социальному развитию Илья Семяшкин. В своем первом интервью в новом статусе он рассказал БНК о структуре и функциях нового ведомства, а также о задачах по новой для республике «трудовой» линии.
Фото Юрия Кабанцева
- Вы возглавили новое министерство, в ведомстве которого будут находиться и вопросы труда. В республике есть такая потребность?
- Инициатива преобразования агентства в министерство пошла от главы региона. Объединение соцзащиты с трудом также было прописано в программе развития республики. Еще будучи студентом и работая в нефтегазпрофсоюзе, я знал, что у нас нет министерства, которое бы занималось конкретно трудом. Я думаю, что это давняя идея, желание, которое главе удалось воплотить в жизнь, создав министерство и передав ему ряд функций. Мы будем отвечать за трехсторонние договоры, контроль за условиями работы на предприятиях, спецоценку условий труда, которая раньше называлась аттестацией рабочих мест и прочие моменты, насущные для человека труда. То есть теперь наше министерство будет состоять из двух частей, такое логичное объединение: первая — труд и все, что касается хороших условий работы для человека, вторая — социальная защита, в случае если человек уже в силу возраста не может трудиться, либо относится к категории, которая требует социальной поддержки
- То есть условно министерство сначала человека защищает на предприятии, а затем, по окончании трудового стажа, следит за выполнением социальных гарантий?
- Да, мы будем следить за тем, чтобы люди трудились в достойных условиях, чтобы они не становилось инвалидами, не получали травмы и увечья, чтобы у рабочих не было профзаболеваний и государству не было необходимости тратить деньги на их содержание. Естественно, если такие случаи происходят, мы выполняем свои обязательства, но теперь будем заниматься еще и профилактикой, работать в комплексе: с одной стороны человек трудится, с другой стороны мы его социально защищаем.
- Как будет выглядеть структура нового министерства?
- Сейчас функции, которые раньше выполняло управление труда министерства экономического развития, переходят в структуру министерства труда и социальной защиты. В наше подчинение перейдут три отдела (Отдел трудовых отношений и социального партнерства, отдел государственного управления охраной труда, отдел государственной экспертизы условий труда - БНК), появится новый заместитель, который будет заниматься этим направлением. В республике все знали о нашей работе, имидж у агентства был достаточно крепкий, особых проблем не возникало — все знали, куда в случае чего нужно обращаться. Но когда мы общались с федеральными органами, появлялись вопросы. В России существует министерство труда и социальной защиты, сейчас это объединение происходит во многих регионах, то есть мы тоже в русле тенденций. И в целом в России принято понятие «министерство» в республиках или «департамент» - в областях или краях. На российском уровне все привыкли к такому наименованию, а агентство — не очень понятная структура, зачастую на федеральных селекторах происходит путаница. Новый статус позволит не объяснять коллегам, что мы являемся высшим правительственным органом в республике Коми по вопросам соцзащиты и труда.
- С какими ведомствами будете активно взаимодействовать по линии труда?
- С профсоюзами и работодателями, решать вопросы, связанные с работой трехсторонней комиссии, в которую входят правительство, профсоюзы и работодатели. Кроме того, это работа с коллективными договорами, которая является основой защиты прав трудового человека на предприятиях. Возможно, я еще не готов раскрыть все нюансы, но надеюсь, что у меня будут грамотные в этой области специалисты, задача которых будет не в перекладывании бумаг, а проведении работы разъяснительного характера с трудящимися и особенно с теми, кто на предприятиях отвечает за условия и охрану труда. Мы будем проводить семинары, обучение, чтобы люди понимали, какие меры поддержки и защиты они могут получать. Это важно, поскольку сейчас законодательство стремительно меняется, но, к сожалению, не всегда в пользу работника. Все выплаты на предприятиях оптимизируются, то есть придется прикладывать определенный ресурс, чтобы защитить человека, трудящегося на благо республики и создающего экономическое благо, которое потом распределяется в пользу здравоохранения, образования и соцзащиты.
- Все эти меры касаются тех, кто уже работает. А будет ли предусмотрено что-то для тех, кто только поступает на работу?
- Это не наша функция, она останется у министерства экономического развития, там есть соответствующий отдел. Мы будем защищать человека труда, это наши обязанности теперь. В Минэкономразвития остается отдел, который занимается экономическим потенциалом, расчетом того, сколько и каких специалистов нужно готовить, то есть непосредственно касаемо развития экономики. Наша функция — защищать, раньше была только социальная защита, а теперь еще и трудовая.
- Планируете ли уже в новом качестве — министра, поездки по районам?
- Работая руководителем Агентства по соцзащите, я объехал всю республику, и многие районы и не по одному разу. Сейчас мои поездки или поездки моего заместителя будут связаны с посещением специалистов на местах, которые работают с трудом. Их не так много: в Воркуте, Печоре и Ухте, - всего три подразделения, где работают, надеюсь, грамотные специалисты. Предприятия у нас рассредоточены по территории республики, поэтому им придется больше бывать непосредственно на местах, чем сидеть у себя в кабинете. Сейчас наша задача — установить понятные, приемлемые правила работы, а также получать побольше информации с мест. Мы должны держать связь с каждым предприятием, поскольку там пока у нас не все так хорошо, как хотелось бы. Количество инвалидов в республике не снижается, много умирает людей трудоспособного возраста, немалый уровень смертности связан с производством, бывает, что такие случаи даже скрываются. Так что поле работы в этом направлении не то, чтобы непаханное, но подлежит большей обработке.
- Какие районы республики можно назвать проблемными по вашему министерству?
- По труду я могу пока только предполагать — там, где больше производств, там больше и проблем. В местах расположения крупных работодателей. Кроме того, работодатель расположен, предположим, в Эжве, а его предприятия разбросаны по лесным районам, у нефтяников — по тундре. По соцзащите мы в конце каждого года определяем приоритет на следующий. Первый приоритет — чтобы люди приходили получать услуги в нормальные условия, так как больше всего получателей услуг проходят через наши центры. Они обратятся к нам один раз, два, а может быть постоянно, но приходить они должны в комфортные условия, как можно меньше ждать в очереди. Мы, насколько позволяли средства, делали все, чтобы навести порядок и создать людям комфортные условия труда. Второе направление — это учреждения круглосуточного пребывания, где у нас находится три тысячи пожилых граждан и инвалидов. Необходимо, чтобы они жили в приемлемых условиях — не в бараках и сараях, из которых мы их вытаскиваем, забираем и отмываем, а в нормальных человеческих условиях. Третье направление — детское. Приоритетом следующего года будет именно оно.
- Над чем конкретно будет вестись работа?
- Если позволит бюджет, средства планируется направить на социально-реабилитационные центры для детей, потому что они ветшают и их надо приводить в порядок. Иногда дети к нам поступают из хороших семей, например, если заболел единственный родитель, иногда они приходят из жутких жилищ, но в любом случае, мы должны создать им комфортные условия, максимально приближенные к домашним. Дети должны понимать, что дом — это не просто матрас на полу, где можно спать. Бывают случаи, когда дети вырастают в наших приютах, хотя пребывание в них временное, до полугода. И эти дети вырастают и возвращаются со словами благодарности. Они говорят спасибо, потому что дома тепла и заботы они не видели, а, приходя в приют, узнали, как можно нормально питаться, как создавать уют дома и свою нормальную семью. Есть пример — девочка из Ижмы, выпустилась из приюта, только вышла замуж, приехала в приют, который считает своим домом, подарила им пылесос. Ребенок только-только сам становится на ноги, но едет и дарит пылесос. Ей, может быть, самой дома еще чего-то не хватает, но она поступает так, потому что понимает, что это ее дом, где ее научили жить правильно.
- За какие учреждения и приюты возьметесь в первую очередь?
- В планах улучшение сыктывкарского приюта. Также будем думать над сельскими — это касается и улучшения деревянных зданий, в частности, в Прилузье. Ижма с Усть-Цильмой — удаленные территории, которые тоже требуют внимания. В Воркуте на здание приюта у нас есть предписание на закрытие, необходимо искать другое. Кроме того, в планах строительство на условиях государственно-частного партнерства новых корпусов психоневрологических интернатов – в республике существует достаточно большая очередность в них. Благодаря проекту государственно-частного партнерства на этой неделе завершится строительство здания для работы сотрудников соцзащиты в Усть-Куломе.
Комментарии (33)
Родился 20 декабря 1978 года в г.Ухта Республики Коми.
Образование высшее. В 2003 году окончил Ухтинский государственный технический университет, специальность «Экономика и управление на предприятиях» (топливно-энергетического комплекса)
С 1994 года - студент Ухтинского горно-нефтяного колледжа. По окончании получил диплом с отличием по специальности «Бухгалтер-экономист».
С 1998 года - студент Ухтинского государственного технического университета. По окончании получил диплом с отличием по специальности «Экономика и управление на предприятиях».
С февраля 2002 года - председатель первичной профсоюзной организации Ухтинского государственного технического университета.
С июня 2002 года - специалист 1 категории, ведущий специалист, главный специалист Комитета по делам молодежи Республики Коми.
С 2005 года - главный специалист Министерства образования и высшей школы Республики Коми.
С 2007 года - заместитель руководителя администрации муниципальный района «Печора».
9 февраля 2010 года распоряжением Главы Республики Коми назначен на должность руководителя Агентства Республики Коми по социальному развитию.
Коми севера, юга...отличаются довольно таки
Идея о преобразовании агентства в министерство была изложена мной в январе 2913 года в публикации «Социально-гуманитарная модернизация республики: предложения эксперта Общественной палаты РК по реализации в регионе некоторых идей Послания Президента России», размещенной на сайте Общественной палаты РК (см http://www.oprk.ru/news/1035/).
В статье среди комплекса конкретных предложений по соцально-гуманитарной модернизации региона было записано: «возможно (по примеру Башкортостана и ряда других регионов) объединить агентство с Управлением РК по занятости и преобразовать его в министерство труда и социального обслуживания населения».
Желаю успехов.