«Лебединое озеро» на фестивале «Зарни джыджъяс» пройдет с литовским акцентом
В столице Коми стартовал Международный финно-угорский фестиваль балетного искусства «Зарни джыджъяс». Вчера, в день открытия фестиваля публика увидела балет-водевиль «Барышня-крестьянка». Сегодня вечером культурный марафон продолжится жемчужиной русской классики – балетом «Лебединое озеро». В главных партиях в спектакле выступят ведущие солисты Литовского национального театра оперы и балета Анастасия Чумакова и Геннадий Жуковский. Накануне выступления перед сыктывкарским зрителем гости фестиваля ответили на вопросы корреспондента БНК.
Фото Юрия Кабанцева
- Анастасия, первый вопрос вам. Читаешь вашу творческую биографию, и глаза разбегаются: Пермь, Челябинск, Каир. Почему происходило столько перемещений?
- Я жила в Челябинске, закончила Пермское хореографическое училище, вернулась домой, где проработала три года. А потом поступило предложение поработать в кордебалете Каирской национальной оперы в Египте. Меня не звали на партии солистки или ведущей, речь шла именно о кордебалете. Но мне тогда очень хотелось новизны, поэтому я сразу согласилась. И отработала в Египте чуть меньше сезона. Это был хороший опыт. Крупных партий я не танцевала, работала в кордебалете, в творческом плане была пауза. Но именно с Каирской оперой я съездила на гастроли в Шанхай. И в любом случае происходил процесс профессионального становления меня как балерины.
- Но, вернувшись в Россию, вы не долго танцевали в Челябинске.
- Да, сначала я вернулась домой. А потом к нам приехал постановщик Сергей Бобров. Ученик Юрия Григоровича, он выступал в качестве солиста в Большом театре, а к тому времени уже некоторое время работал в Красноярске. Он приехал на постановку «Щелкунчика», после чего пригласил меня с партнером как ведущую пару в Красноярск. И года три до 2005 года мы танцевали в Красноярске. А потом уехали искать себя в Москву. И нашли – это была труппа, которая специализировалась на выступлениях за границей, в Москве мы практически не танцевали. Зато выступали на подмостках Англии, Италии, Испании. А потом я переехала в Литву. И уже шесть лет тружусь на славу Литовского балета.
- Уже больше 20 лет прошло с тех пор, как Литва вышла из состава Советского Союза, и уже восемь лет как страна входит в Евросоюз. Участие и влияние России в культурной жизни страны изменилось?
- Мне кажется, ситуация больше изменилась после того, как Литва вошла в Евросоюз. Причем, больше стало финансовых трудностей, нежели политических. Если раньше Большой театр и звезды Мариинского театра регулярно давали у нас спектакли, то сейчас количество таких гастролей заметно сократилось.
- Геннадий, вам – банальный вопрос. Почему балет?
- С самых малых лет я увлекался танцами, ритмикой. Поступил в школу с хореографическим уклоном, доучился там четыре года, а в пятом классе уже пошел в Белорусский государственный хореографический колледж.
- Это изначально было такое осознанное детское желание – танцевать?
- Честно признаюсь, в школу с хореографическим уклоном поступил по настоянию мамы. Но потом меня затянуло. Концерты, поездки, выступления. Когда был маленький мы выезжали недалеко, но все равно это было интересно. В хореографическом колледже началась совершенно другая история, более профессиональная. С Белорусским Национальным Государственным Большим театром оперы и балета, где я проработал в течение трех лет после колледжа, мы объездили много стран, было много спектаклей, гастролей. В какой-то момент я понял, что мой карьерный рост приостановился, и решил попробовать свои силы в другом театре. Так я оказался в Литве.
- Как давно танцуете в паре?
Геннадий: Я в Вильнюсе живу четвертый год, с Анастасией мы начали танцевать практически сразу.
Анастасия: Так же, как и мне в свое время, Гене пришлось очень быстро и активно вводиться во все партии. Русская и белорусская школа достаточно сильные, поэтому у нас был определенный запас и выучка.
Геннадий: Спасибо Насте, она мне как партнерша очень помогала во многих спектаклях.
- Как отреагировали на предложение приехать на фестиваль в Сыктывкар?
Анастасия: О Сыктывкаре я знаю достаточно давно. Еще когда я училась в Перми, одним из наших студентов был танцовщик как раз из Сыктывкара. Так что название было на слуху. А когда поступило предложение, мы долго не сомневались. Фестивали – это всегда очень интересно, это новые знакомства и опыт. Нам в Вильнюсе этого очень не хватает. У нас не бывает ярких гала-концертов, когда ты можешь испытать себя в новом образе.
Геннадий: Нам предложили выступить в «Лебедином озере». Тут уже речь шла именно о паре, а не об отдельных сольных выступлениях. И в этом тоже свой плюс и привлекательность – больше выступлений на разных площадках, больше опыта.
- Вот как раз по поводу «Лебединого озера» вопрос. Это одно из сокровищ мировой классики, визитная карточка русского балета. Персонально для вас что значит танцевать в этом спектакле?
Анастасия: Это большое испытание. Это сложный спектакль, и если честно, в моей жизни получилось так, что я станцевала его один раз в Красноярске, один раз в Челябинске, и сразу уехала на гастроли, где я исполняла партию Одетты-Одиллии пять раз подряд. И это были мои первые такие гастроли в роли ведущей солистки. Я танцую «Лебединое» уже лет одиннадцать, и уже настолько вжилась в этот спектакль, что не могу представить, как танцевать без этого балета. Мне кажется, в жизни каждой балерины должен быть этот спектакль. Он безумно красивый, интересный, сложный. И он очень ловко предоставляет выбор: если балерина не находит отклика в одном персонаже, она сможет воплотить себя в другом.
Геннадий: Я полностью согласен с Настей. Очень красивый и технически сложный спектакль. Хотя мне у вас выступать в «Лебедином» будет чуть сложнее, потому что в Сыктывкаре балет поставлен немного в другой редакции. За короткий промежуток времени приходится что-то менять, переучивать. Но основное остается неизменным. Надеемся, что спектакль пройдет с успехом.
Комментарии (1)