Директор Музея МВД Ольга Нигматулина: «Для меня оружие – это лишь вещественные доказательства и интересные экспонаты»
19 сентября в России отмечался День оружейника - праздник всех работников предприятий оборонно-промышленного комплекса страны, создателей отечественного оружия, специалистов, занимающихся историей развития оружейного дела и изучением традиций русского оружия. Он появился в России в 2010 году благодаря самому известному оружейнику современности — Михаилу Калашникову, создателю уже легендарного автомата АК-47. В честь этой даты корреспонденты БНК отправились в музей истории регионального МВД – единственный в городе музей, где представлено оружие, которое проходило по громким уголовным делам. Директор музея Ольга Нигматулина рассказала о том, что изымали в аэропорту столицы региона, какой экспонат в коллекции самый страшный и зачем на экскурсии приходят дети.
Фото Кирилла Затрутина
- Для кого ваш музей?
- Во-первых – для наших молодых сотрудников, для ветеранов, всегда готовых поделиться опытом. Для людей неравнодушных к истории нашей республики. А для подростков – это предостережение, ведь большинство экспонатов – это вещественные доказательства по уголовным делам, что еще раз подтверждает истину о неотвратимости наказания.
- Кто может прийти к вам на экскурсию? Приходят преступники, например, посмотреть на орудия своего преступления?
- Наш музей ведомственный, и поэтому мы принимаем только организованные группы. Просто человек с улицы сюда не зайдет. Но когда музей еще находился в здании пожарной охраны, был случай, когда вечером зашел мужчина уголовной внешности и попросил разрешения посмотреть на один экспонат – его самодельный пистолет, орудие убийства. Человек этот получил срок, освободился. Признаюсь, когда он мне об этом сказал, стало немного не по себе.
- Так он посмотрел?
- Он его увидел.
- Откуда вы берете оружие для музея?
- Здесь есть наградное оружие заслуженных сотрудников МВД. Есть переданное музею личное оружие сотрудников прокуратуры. Есть добровольно сданное оружие. Например, дочь сдает ружье своего покойного отца, поскольку у нее нет разрешения на его хранение. Несколько таких старинных ружей у нас на экспозиции. Есть вещдоки, которые получаем уже после оглашения приговора и вынесения постановления об их уничтожении со склада вооружения. В этом случае готовим специальные запросы на более интересные экземпляры.
- По каким уголовным делам проходили имеющиеся у вас экземпляры?
- Дел много: от простого незаконного хранения до убийств. Например, есть обрез, проходивший по уголовному делу по факту убийства продавщицы в одном из магазинов в Эжве. Преступника тогда разыскали с помощью фоторобота. Есть самодельное оружие, которое было изъято при проведении правоохранительных мероприятий, к примеру, из одного такого «самодела» неблагодарный пациент застрелил врача в Сыктывкаре. Имеется холодное оружие, например текстолитовые кастеты, цепь, булава и перчатка - это со времен драк воркутинских подростков начала 1990-х. На отдельном стенде - оружие, изъятое в начале 1980-х при досмотрах в аэропорту Сыктывкара.
- Пассажиры специально прятали или просто не знали, что такие вещи запрещены к перевозке?
- Есть и классика жанра – пистолет, спрятанный в книге, порох в банках из-под кофе, патроны в тюбиках зубной пасты, пачках сигарет. Есть даже граната. Их провоз – это, конечно, осознанные преступления. Но большая часть – это сувенирные кинжалы и даже нунчаку. Я думаю, что их пытались провезти либо по глупости, либо по недомыслию.
- Из оружия, представленного на экспозиции музея, можно кого-то убить?
- Все оружие по правилам экспонирования предварительно приведено в негодность, произвести выстрел из него невозможно. Более того, в музее надежная система охраны.
- Что для вас оружие?
- Лишь экспонаты с интересной историей их создания. Главное для меня - рассказать о сотрудниках, благодаря опыту и профессионализму которых преступление было раскрыто и оружие преступления стало вещественным доказательством. Вот, к примеру, в 1964 году в Сыктывкаре объявился насильник-убийца. По тем временам это было громкое дело. Преступника долго разыскивали, задержали, доказали его вину и в итоге приговорили к высшей мере наказания. Так вот часть экспонатов посвящена именно тому, кто и как его разыскивал. Сыщики Тарасов, Кочетов, Потапов и многие другие - все работали над раскрытием. В деле появился подозреваемый, у которого в кармане обнаружили засохшие цветы, а одна из жертв была изнасилована и задушена на цветочной клумбе. Тогда эксперты сравнили цветы из кармана и цветы с клумбы, но они не совпали, тогда с человека сняли подозрения. И проверяли так очень много людей, пока не обнаружили убийцу и не доказали его вину.
- Какой экспонат в вашем музее самый страшный?
- Наверно, это серая юбочка изнасилованной и убитой девочки со следами крови и спермы. Но здесь мы рассказываем о работе наших криминалистов, какое количество экспертиз было проведено для того, чтобы доказать вину преступника.
ЭКСПОНАТЫ:
Пистолет системы Коровина образца 1924 года с дарственной надписью «т. Кутькину Д. П. за долголетнюю и безупречную службу в органах Р.К. милиции. Стаж работы с 1925 по 10/Х1 32г.». Калибр 6,35. Этот пистолет - первый образец короткоствольного самозарядного оружия, запущенного в массовое производство в Советском Союзе. Первоначально пистолет Коровина предполагалось использовать в качестве оружия для личной самообороны сотрудников правоохранительных органов. Однако из-за отсутствия в союзе альтернативы ему, ПК единственный в своем роде завоевал популярность, причем наряду с чекистами и милиционерами, он получил распространение у старшего и среднего командного состава Красной армии, а также у советских партийных и комсомольских руководителей, которые имели возможность приобрести его в частном порядке.
Первый получивший распространение пистолет Браунинга (первый слева), известен как образец 1900 года. Семь патронов калибра 7,65мм. Оружие сотрудников прокуратуры России. Пистолеты Браунинга послужили прототипом для большинства самозарядных пистолетов, появившихся позже, а их название стало нарицательным. Пистолет был изъят в Печоре и признан непригодным для производства выстрела. Вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Вальтер ППК. В 1931 году по заказу МВД Пруссии на базе очень удачного пистолета ПП создается его укороченный и облегченный вариант ППК (7 патронов вместо 8) - фирменный знак Джеймса Бонда. Оно стало оружие сотрудников прокуратуры РК. На экспозиции представлен газовый пистолет системы Вальтер Супер ПП (на фото - второй сверху), рассверленный под 9 мм.
Комментарии (6)
если обычный гражданин попасть просто - так не сможет.