Комментатор «World of Tanks» Сергей Карапетян: «Комментировать игры по саамскому футболу? Почему бы и нет?!»
Одним из гостей второго чемпионата Республики Коми по компьютерному спорту, состоявшегося в рамках мультифестиваля «Ыбица» 23-24 августа, стал один из самых известных авторов фан-видео и комментатор турниров по World of Tanks Сергей Карапетян, пользователям глобальной сети больше известный как Vspishka. Сергей комментировал финальные бои чемпионата в дисциплине World of Tanks, превратив разборки танкистов в полноценное шоу. Корреспонденты БНК задали несколько вопросов именитому гостю из мира компьютерного спорта.
Фото Юрия Кабанцева
- Сергей, вы один из самых известных стримеров игры World of Tanks. Помимо этого был период, когда вы выступали как игрок. Сейчас какое амплуа актуальнее?
- В мире интернета я больше известен как Vspishka автор обучающего видео на канале YouTube. Я создавал и продолжаю создавать обучающие ролики по игре World of Tanks, сам играю в танки и передаю свои знания другим. В определенный момент своей жизни я попал в команду Virtus.pro – первый профессиональный российский проект в компьютерном спорте. Сначала был игроком в составе сборной команды. Позже плотно занялся комментированием, и вот уже на протяжении двух лет катаюсь по России и ближнему зарубежью по турнирам и как комментатор. Сейчас я вряд ли могу сесть и заменить кого-то в команде. Нужны тренировки. Хотя при желании вернуться в киберспорт я, наверное, смогу.
- Работа стримера напоминает работу спортивного комментатора. Такое сравнение уместно?
- Да, вполне. Как и спортивный комментатор, стример очень хорошо, досконально должен знать комментируемый материал, разбираться в игре, понимать, что к чему. И также как и спортивным комментаторам, нам не рекомендуется проявлять свои симпатии какой-то одной команде-участнице. Хотя стример работает все же на публику, его задача не только объяснить, что происходит, сколько создать атмосферу развлечения для зрителей. Поэтому могут быть и шутки. Главное при этом не подсказать случайно соревнующимся.
- А бывает такое, как в большом футболе, например, когда мяч туда-сюда катают, но ничего толком при этом не происходит?
- Мы это называем «стоялово». И оно было, есть и будет всегда. Причем, вот тут ТВ-комментаторам немного проще. Пока кто-то тупит на поле, редакция прямого эфира может поднять статистику, какие-то факты из истории встреч этих команд, еще что-то. У стримера, как правило, в распоряжении только своя голова и знание игрового эпизода, карты. Приходится выкручиваться.
- В финале World of Tanks на Ыбице стоялова было много?
- Достаточно. С учетом того, что одна команда настойчиво придерживалась тактики глухой обороны, первые четыре боя проходили примерно по одному и тому же сценарию. Потом произошел перелом в игре. Команда, которая проигрывала, стала увеличивать давление на противника и в конечном итоге сломила сопротивление, показав красивую игру. Хороший финал получился, не без интриги.
- Как оцениваете уровень игроков в Коми?
- Большинству не хватает опыта командного взаимодействия, на уровне «понимаю без слов». Но при определенных занятиях, работе над собой, мне кажется, финалистов можно смело рекомендовать участвовать в российских и международных турнирах.
- А если в целом оценивать уровень развития компьютерного спорта в республике?
- Я удивлен. И очень рад. Мало где в России можно такое найти. Пальцев одной руки хватит, чтобы перечислить регионы, где ведется работа по развитию компьютерного спорта. На ум приходит Кемерово, где я был совсем недавно. Там инициатором выступает интернет-провайдер, который организует компьютерный праздник уже на протяжении четырех лет. Не российский пример, но показательно в отношении масштаба: в Одессе подобным мероприятием занимается семейная пара, у которой есть магазин геймерской атрибутики. Очень радует организация этого праздника здесь в Республике Коми. Ведь тут не только игроки. Продумана зона для зрителей, можно наблюдать за боями с комфортом. Есть зона личного зачета, где зрители могут посоревноваться между собой. Сама концепция говорит о том, что это не какой-то закрытый тематический праздник, тут все открыто и максимально развернуто на широкую аудиторию. Не просто чемпионат, а полноценный компьютерный праздник.
- На территории Коми почти 600 человек, которые заявили о своем желании играть в World of Tanks на турнирах, принимать участие в соревнованиях. Еще огромная масса людей играет в танки просто для себя дома. Такая же ситуация с Dota, Counter-Strike и другими игрушками. При этом все равно для большей части общества компьютерные игры остаются убиванием времени и чем-то совершенно непонятным. Почему?
- Как правило, негативно высказываются те, кто достаточно далек от компьютерных технологий. У них на работе, скорее всего, есть компьютеры, но там они всего лишь инструмент для совершения действий а ля отправить почту или создать отчет. В их детстве не было ни интернета, ни компьютеров. Играли в основном на улице и у них сформирован стереотип, что игра – это нечто спортивное, подвижное. Есть и другая категория людей, которым лет по 20 и младше. И они всегда жили в мире компьютеров и интернет-технологий. И они себя с компьютером отождествляют. Если в жизни 30-летнего человека могла быть реплика «что такое компьютер, я не знаю, у меня его нет, и поэтому я могу и умею развлекать себя другими способами», то для тех, кому 20 и младше, это практически невозможно. Темп жизни ускорился, само время нашей жизни как будто изменило свойства. И выбежать куда-то на улицу во двор погонять мяч, согласитесь, есть возможность и желание далеко не у каждого. И поэтому многие выбирают то, что ближе. Проще и доступнее – компьютерные игры. К тому же создатели игр отлично понимают, что нужно человеку. Кому-то нужно соревнование и выброс адреналина, кто-то ждет интересной истории, кому-то просто отвлечься и убить время. Не стоит забывать и об очень важном моменте реализации мечты. Вот есть, например, любитель американского футбола, который понимает, что никогда не сможет играть в него по-настоящему. Пожалуйста, компьютерные игры предлагают поиграть и хотя бы отчасти приблизиться к воплощению своей мечты. Игры стали неотъемлемой частью жизни, но далеко не для всех. Пока в обществе среди активного населения, кто с играми себя никак не отождествляет и не воспринимает их как реальную составляющую жизни, будет существовать непонимание, неприятие. И противоречие. Нужно просто время. Мне кажется, пройдет лет 10-15 и ситуация изменится.
- Играми можно зарабатывать. Причем я сейчас не о производителях игр говорю. А о тех, кто играет и разбирается в играх. Но это в обществе вызывает еще больше скепсиса…
- Это тоже вполне объяснимо. Не все играют настолько круто, чтобы соревноваться друг с другом, тем более, чтобы соревноваться за призовые деньги. Не все умеют увлекательно рассказывать другим об играх и находить в этом экономическую выгоду. К примеру, одна из профессиональных команд по Dota2 на мировом чемпионате выиграла 6,5 миллионов долларов. Все увидели цифру и удивились, Кто-то подумал: «За что?». И сразу начал хаять, мол, какого черта им такие деньги. И ругают, как правило, не разбираясь ни в дисциплине, ни в том, что такое киберспорт. Вторые подумали: крутые ребята эти чемпионы, и будут дальше «гамать» дома, оставаясь потребителем. Третьи заинтересуются: 6 миллионов за первое место. Почему я до сих пор этим не занимаюсь? Среди них могут оказаться и потенциальные инвесторы, которые просто не знакомы с индустрией компьютерного спорта.
- А сколько можно заработать, играя или комментируя игры?
- Если речь идет о роликах на YouTube, как части медийной составляющей, то создатель видео оплату получает с рекламных роликов. В России стоимость просмотров рекламы очень невысока. Составляет примерно 80 центов за 1000 просмотров, это с учетом того, что не все простые просмотры можно считать рекламными. Поэтому тут заработки совершенно не баснословные. Другое дело, если просмотры миллионные, тогда можно говорить о чем-то более ощутимом. Но не ютубом единым жив стример. Есть различные проекты, спонсорство, рекламные компании. Тут цена варьируется в зависимости от договора. Что же до зарплаты киберспортсменов, в топовых командах она составляет от 500 долларов в месяц плюс призовые.
- Избитый вопрос, но не могу его не задать. Почему все-таки компьютерные игры – это тоже спорт?
- Спорт – это когда один человек в каком-то виде деятельности хочет быть лучше другого человека. Если оба согласны посоревноваться, обговариваются правила игры, и в этой игре всегда есть победитель и проигравший. Могут быть и случаи ничьи, но редко. Компьютерные игры - это спорт, соревнование людей эволюционировало, и им стало удобнее соревноваться в такой форме. При этом это вовсе не отменяет соревнования на баскетбольных и футбольных площадках. Это все отлично можно совмещать. Другое дело, что и сам спорт, если говорить о спорте высших достижений, вызывает немало вопросов и удивления. В последние годы достигаются уже не человеческие результаты, выполняются нормативы, которые не подвластны человеку, за счет аномалий, отклонений и развивающейся фармакологии. И спортсмены иногда уже не очень похожи на людей. Киберспорт в этом смысле более человечный. Играющие ребята, посмотрите, они совершенно обычные, они похожи на любого человека из толпы. Просто они могут своей головой и пальцами на мышке и клавиатуре сделать что-то чуть лучше, чем другие.
- Вернусь к спорту и комментированию. Мультифестиваль «Ыбица» традиционно включает турнир по саамскому футболу. Успели понаблюдать за этой игрой?
- Да, немного посмотрел. Очень забавное зрелище.
- Если пригласят еще на Ыбицу, согласитесь прокомментировать матч-другой?
- Почему бы нет. Нужно только подробнее с правилами игры познакомиться. Возможно, самому сыграть.
Комментарии (8)
Столяру что стул делать, что стол, что кухонный гарнитур. Все - работа.