Композитор Сергей Носков: «Опера «Стефан Пермский» нужна России»
Вслед за оперой «Иван Куратов», премьера которой отгремела в Сыктывкаре в 2009-м году, автор эпохального произведения, коми-британский композитор Сергей Носков задумал написать оперу о крестителе зырян, миссионере 14 века Стефане Пермском. Его задумка, возникшая несколько лет назад, совпала с идеей народного писателя Коми Алексея Попова. Драматург и композитор встретились в феврале этого года в Ницце, где договорились о совместной работе. Алексей Попов создает либретто, Сергей Носков – музыку. Одновременно они решают оргвопросы. В планах творческого союза – убедить в необходимости госзаказа главу Коми. В союзники они собираются привлечь епархиальные власти, минкульт и руководство театра оперы и балета.
Фото Полины Романовой
- Когда у вас возникла идея написать оперу о Стефане Пермском?
- Идея появилась где-то в начале 21 века. К тому времени я попробовал себя в разных жанрах, писал симфонии. А тут решил, что надо оперу писать. Стефан как-то всплыл сам собой.
- Но «Куратов» ведь появился раньше?
- «Куратов» появился раньше, потому что это был заказ. А о Стефане мысли были давно, но, поскольку заказа не было, я эту идею не осуществлял. Мне очень интересна эта тема, я узнавал о нем, собирал все, что написано – и на русском, и на английском, что о нем говорят церковные издания, светские.
- Чем так интересен образ Стефан Пермского?
- Это гигантская личность, которая меня очень будоражит. Как он – тогда, в те времена – это все осуществлял? Ведь тогда, чтобы из деревни в деревню доехать, нужно было два дня. А он гигантские расстояния преодолевал! Я не могу даже представить себе этого! В голове современного человека это не укладывается, хотя сейчас у нас развитие техники, самолеты и прочее. Но тогда настолько все было медленно, мне кажется, в то время и мысли людей текли медленно, все было чинно, степенно, благообразно. Как работал его мозг, как он додумался до этих всех вещей – до миссионерства своего, до азбуки? Я понял, что это личность невероятного масштаба, и мне стало интересно написать о нем оперу. Больше ничего конкретного не было, просто два пласта – опера и Стефан – сошлись. Эти два больших поля постепенно сближались, и в феврале в Ницце, когда я встретился с Алексеем Поповым, сблизились окончательно. Я понял, кто должен быть либреттистом. Бог мне его послал.
- Как вы относитесь к высказываниям, что «Стефан огнем и мечом пришел порабощать зырян»?
- Это уже к политике относится. Поворачивать события ради собственных интересов и выгод недостойно. Но это было всегда и будет. Я в этом плане надеюсь на Алексея Попова, очень опытного драматурга и светлую голову. На моем опыте, а я много жил в коми деревне, коми – люди спокойные, воинствующих очень мало. Они мирные люди и хорошо приняли Стефана.
- А как вы переводите миф о его плавании на камнях, которые есть во многих селах, например, Ыбе, Эжолты?
- Я считаю, что мифы на пустом месте не возникают. Придумано это лишь отчасти, а на самом деле было в реальности. Это наводит меня на мысли, что на свете есть колдовство, и на камне можно плыть. А может, мы и в космические миры можем перемещаться силой своей мысли? Это делает нашу жизнь гораздо интересней и разнообразней.
- Православие и колдовство – вещи несовместимые.
- Так, что, Стефан не колдун, что ли, - такие вещи творить?! Ну, колдовство – это некая сила… Самый сильный «колдун» – это Бог! Он творил такие вещи, что колдунам и не снились.
- Борьба зырянского колдуна Пама и Стефана весьма драматична. Это будет отражено в опере?
- Опера должна быть драматична. Пока не знаю, каким образом это выражу, надеюсь тут на Алексея. Опера без драматизма не опера, а хоровое произведение.
- Какая роль в этом многостороннем союзе отводится Сыктывкарской и Воркутинской епархии?
- Мы надеемся, что все вместе – минкульт, директор театра, владыка – соберемся у главы Коми и донесем ему мысль о необходимости и важности создания такой вещи. Мы хотим сначала поговорить лично с владыкой Питиримом. Мы с Алексеем написали владыке письмо с целью получить благословение. Он ответил положительно, сказал, что с удовольствием поможет. Никаких конкретных обещаний пока не было, но первый контакт был позитивным. Без церкви мы тут не обойдемся. Это вообще гигантский проект, не просто опера или очередной мюзикл. Это, может быть, событие не только для Коми, но и для всей России, всего православного мира. Это не просто наша творческая инициатива, а то, что сейчас действительно нужно людям.
- Чем это может им помочь?
- Я уверен, что 80% населения – те, которые в церковь не ходят, они никогда не слышали ни о событиях, связанных со Стефаном Пермским, ни о его достижениях. Они, может, всю жизнь в компьютерные игры играют, страшно далеки от этого, они не думают ни о прошлом, ни о будущем, о своей душе. Им это не надо.
- Вы думаете, они на оперу пойдут?
- Тут важно правильно подать. Реклама – страшная штука. Если провести правильную кампанию, даже если они в театр не пойдут, они будут слышать об этом по телевизору, читать афиши, глядишь – и на оперу сходят. Подать ведь можно по-всякому: «Стефан против Пама – кто победит?», к примеру. Это уже интрига, экшн. Реклама – великая вещь!
Вот нам и надо решить вместе с главой, надеюсь, глава примет правильное решение.
- Можно сказать, что это опера вашей жизни?
- До сих пор «Куратов» был оперой моей жизни. Я думаю, после написания этой оперы ею станет «Стефан».
Комментарии (46)
А колдовство от Бога.
то епархия запретит просто напросто,
что произошло с "Жил был поп - толоконный лоб " ??
Кто создаст ?? )
Нормальное предложение - и тут налетели. Идиёты...
Коми народа проклинает злодея и убийцу Стефана Храпа, позднее прозванного Пермским. И что вы хотите прославлять? Как он в ярости рубил топором жилища и людей, в поисках идолов? Как он сжигал жилища и людей?миф о коми азбуке - он и есть миф. Никакой коми письменности он не мог придумать, потому что не знал и русской письменности.
Были зыряне.
Во времена стефана крапа горели избы и деревни зырян, людей топили в прорубях, а идолов (записанных знаниях о природе зырян)степан рубил топором, как и берёзу (БЕР_ЙОЗА- защитница народа) срубил и это не скрывалось в поповских летописях.
Стыдно этому поклонятся.
О том, как степан крап плавал с дружиноой и вспорол живот мирному старику Мелейке.
Имя Мелейка, как и имена большинства тунов-соперников Стефана пермского в к.-з. легендах, по всей видимости, имеет топонимистическую подоплеку, объясняя происхождение названия мезенской деревни Мелентье-во (к.-з. Мелей): Мелей + айка "старик" = М. (Меляйка).
Состязание Стефана с Мелейкой предстает в фольклоре как состязание в силе двух колдунов, по канонам "колдовского эпоса" к.-з. Вначале следует сюжет "Сусло, стой! - Коли сусло, стой, то и лодка стой!": Стефан едет на лодке по Мезени и видит, что на берегу М. гонит сусло для пива. Стефан произносит заговор, на что следует ответный заговор М.. И сусло, и лодка одновременно останавливаются. После этого Стефан и М. произносят опять же стандартные для аналогичного эпизода, в "колдовском эпосе" фразы: "Сусло, беги! - Сусло бежит, тогда и лодка твоя побежит!" После чего статус-кво восстанавливается. Стефан причаливает и вылезает на берег. М. нападает на него с оружием, но Стефан произносит заговор и становится неуязвимым. Догадываясь, что М., как и все туны, имеет тесную связь с водной стихией, Стефан приказывает своим спутникам преградить ему путь к реке. Тогда М. произносит заговор, в результате которого сусло моментально остывает, прыгает в чан, произносит еще один заговор, и сусло начинает бурным потоком заливать окрестности. В ответ на это последовал заговор Стефана, после которого костер под чаном ярко разгорелся, сусло закипело, а ошпаренный М. выскочил из чана и бросился к реке. Спутники Стефана встали у него на пути и стали рубить М. топорами наотмашь, но сумели убить его лишь после того, как по совету самого М. разрезали ему нательный пояс (вспороли живот).
Лит.: Доронин 1947.
Н.Д. Конаков
Нет данных о том, что в это время зыряне(тем более коми) населяли этот бассейн реки.Что качсается Вашки, может быть, но только не Мозым.
Их называли и биармийцы от БИАРМА (огненно яркая земля)отсюда и слово БИЯРМИЯ, далее ПЕРМИЯ, были и Чудь, и народ ПЕЧОРА,и зыряне от ЗАРни_АНЕ и КОМИ от медведи... Названия менялись, но народ нет.
То что этот народ жил богато и миролюбиво, восхваляли и завидовали даже греки. А греческий бог АППоЛУН (по угорски ЮЖНЫЙ БОГ) даже летал к своей ГО:ТЫР (ГЕТЕРЕ) к северным борейцам.
А греки язычники считали себя потомками этих самых пришлых пеласков, научивших их писать, а правильнее ПАСИТЬ от коми слова ПАС знак.
Пор поводу археологических находок,то самый древний идол с письмом найден на южном урале и ему 8000 лет, он древнее ШУ_МЕРов, которые появились на юге примерно 5000 лет назад уже с писменностью и узким разрезом глаз, как северян.
Даже лыжа ЙОРКАПА, что в музее Сыктывкара древнее Шумерской цивилизации.
Почему же так мало находок того периода? А это вы скажите спасибо, тому самому любителю рисовать пальмы извергу стефану крапу и тюрским попам в черных рясах, который со своей дружиной уничтожал культуру северных народов.
Таких крапов "просветителей" много было
на Руси от сахалина до британи и у всех народов хранятся былины о зверствах ОР_ТОД_ОКСОВ ( по коми ЛЖИВЫХ УЧЕНИЙ КНЯЗЬЯ) с южных пустынь.
пример для подражания молодому поколению.
Рубить , уничтожать деревья ," священные " рощи -
в этих действиях так много негативной энергии , нетерпения , ненависти к Матери -Природе, ненависти к мирозданию , к инакомыслию......
Это означает, что Стефан стал епископом без пострига в монахи.