Владимир Шарков: «По результатам ЕГЭ стоит обратить серьезное внимание на подготовку учителей»
В Республике Коми в период выпускных экзаменов участвовали в ЕГЭ 5232 человека, из них 4769 человек — выпускники 2014 года. 89,5% участников ЕГЭ выбрали для сдачи три и более экзаменов. Школьники республики успешно решили ЕГЭ по математике — средний балл на 6 баллов выше общероссийского, но немного «недотянули» физику — 23% выпускников не добрали до минимального балла. О результатах ЕГЭ этого года и сочинении для будущих выпускников в интервью БНК рассказал министр образования Коми Владимир Шарков.
Фото Юрия Кабанцева
- Как республика справилась с ЕГЭ в этом году?
Если говорить о результатах этого года, то есть цифры, которые радуют, а есть показатели, над которыми стоит поразмышлять. Начнем с того, что в этом году планка по обязательным предметам понизилась. Соответственно, изменились и результаты. В прошлом году в республике более 200 человек не получили аттестаты. В этом году 83 человека не сдали оба предмета, но у девяти выпускников еще есть шанс исправить положение — 9 июля они пересдавали экзамен по математике. В процентном соотношении это 3,53% не получивших аттестат в прошлом году к 1,71% в этом. Так как большее число выпускников сосредоточено в Сыктывкаре, то и по числу не сдавших лидером может стать столица Коми. Но при этом в Сыктывкаре четко прослеживается тенденция роста средних баллов по ряду предметов. Достаточно много не дотянувших до минимального порога по математике в городах Воркута, Усинск и Ухта. Среди сельских районов – Корткеросский, Усть-Куломский, Сысольский. Но аутсайдером является Княжпогостский район – где 17% выпускников не справились с обязательными экзаменами.
- Как соотносятся показатели республики с результатами ЕГЭ по стране?
- В России в этом году средний балл по математике составил 39,63, в Коми — 46,13, что уже практически на шесть баллов больше. По химии и по информатике средний балл выше, чем в России, на три балла. Историю выпускники из Коми сдали в среднем на 4 балла лучше, географию — на 6. По обществознанию опередили Россию на полбалла. По остальным предметам отличия в республике в худшую сторону, но они незначительны, составляют десятые доли балла. Так, средний балл по русскому языку по России — 62,05, в Коми — 61,52. И только один предмет вызывает у нас большую тревогу — на 2,5 балла отличается в худшую сторону физика. Более того, 23% тех, кто писал физику по выбору в этом году, как я уже и говорил ранее, не набрали минимального количества баллов. Если учесть, что ребята, сдающие физику, планировали поступать, и использовать эти результаты в качестве вступительных испытаний, то значит, что пойти учиться по выбранной специальности они не смогут. А для нас это серьезно, поскольку физику сдают на технические специальности, которые на сегодня для региона и страны являются самыми востребованными.
- Какая «работа над ошибками» будет проводиться со стороны министерства образования?
- В этом году на 4 балла был снижен минимальный балл по математике и на 12 баллов (на треть!) — по русскому языку. Это говорит о ежегодном снижении уровня освоения предмета. На сегодня у нас имеется разработанная и утвержденная российская концепция математического образования, утвержден план мероприятий по ее реализации. Сейчас мы занимаемся тем, что планируем разработку своей республиканской концепции. Планируем создать рабочую группу, в которую привлечем лучших республиканских педагогов, методистов, преподавателей вузов, соберем всех тех, кто заинтересован в улучшении качества преподавания математики. Такое же поручение мы получили от Министерства образования и науки Российской Федерации и по русскому языку. Кроме того, нам стоит обратить серьезное внимание на повышение квалификации учителей, их подготовку.
- Какие ЕГЭ пользуются наибольшей популярностью среди выпускников?
- 89% участников ЕГЭ сдавали три и более экзаменов, а это говорит о том, что большая часть выпускников ориентирована на поступление в вузы. Наиболее востребованные экзамены - обществознание, биология, история, физика. Обществознание сдавали около трех тысяч выпускников, и эти цифры нас несколько настораживают, потому как обществознание нужно прежде всего тем, кто ориентируется на специальности экономического и юридического толка, что свидетельствует о недостаточном уровне профориентационной работы. Ежегодно у нас выпускается большое количество экономистов и юристов, но экономика республики нуждается в других профессиях. И доводить до школ информацию об этом нужно уже сейчас. Кроме того, бюджетных мест на невостребованные специальности с каждым годом будет все меньше.
- В прошлом году республика отличилась стобалльниками. В этом набравших максимальное количество баллов не так уж и много. С чем это связано?
- Что бы мы ни говорили, результаты прошлого года Рособрнадзором и Министерством образования России считаются аномальными. В этом году у нас всего 14 стобалльников, количество высокобалльников также снизилось, и это мы считаем более объективной ситуацией. На всероссийском совещании министр образования Дмитрий Ливанов порекомендовал сравнивать ситуацию не с 2013 годом, а с 2012-м и не делать серьезных выводов о качестве работы того или иного образовательного учреждения, учителя или региона в целом по результатам ЕГЭ. Сейчас мы проводим анализ результатов с двух позиций: с позиции тех баллов, которые были установлены Рособрнадзором по русскому и математике, и с позиции изначальных минимальных баллов до понижения — 24 по математике и 36 по русскому языку, чтобы выстраивать работу дальше.
- Могут ли выпускники, набравшие 100 баллов, рассчитывать на какое-то поощрение?
- Сейчас мы думаем о том, как их можно поощрить, тем более в этом году стобалльников не так много. Мы понимаем, что никаких преференций, кроме своих баллов, при поступлении они не имеют, но со стороны Министерства образования России рассматривается моральное поощрение — награждение медалью «За особые успехи в учении».
Я думаю, этих ребят действительно нужно поощрить, тем более в связи с ужесточением контроля результаты становятся все ближе к реальности и эти 14 человек, которые у нас получили 100 баллов, реально показали выдающиеся результаты.
- В этом году за проведением экзаменов велся серьезный контроль — на пунктах действовал пропускной режим, а сам процесс фиксировался на видео. Много ли выявили нарушителей?
- Несмотря на все принятые меры, нарушения были зафиксированы. Самое серьезное — выброс в интернет заданий во время проведения ЕГЭ. В позапрошлом году подобный случай произошел в Печоре, в этом году – в Ухте. Рособрнадзор ведет постоянный мониторинг в сети, поэтому в течение получаса нам сообщили, в каком пункте произошел выброс. Это сделал уже взрослый человек, выпускник вечерней школы, который сначала отказывался от того, что использовал телефон, но на видео это было зафиксировано. В результате, административный штраф получили и организаторы на пункте проведения экзамена, и сам выпускник. Решение по делу принимал суд. Всего по республике было 11 нарушений, большая часть из которых — использование шпаргалок. Сейчас нам упрощена работа по доказательству: запись была — мы используем ее для того, чтобы показать и родителю, и выпускнику, что ситуация не придумана организатором, а раньше такие обвинения имели место.
- Что будет нарушившим правила проведения экзамена?
- Мы аннулировали их результаты. Если это касается обязательных предметов, то такие выпускники не получают аттестаты, но их единицы. Если шпаргалками и телефонами пользовались во время экзаменов по выбору, то школьники не получат возможности поступить в вузы в этом году, но они могут поступить в учреждения профобразования и даже за год получить профессию.
- Много ли было в этом году апелляций?
- Еще один факт, доказывающий, что в этом году работы были проверены достаточно качественно, раньше было много нареканий к проверке. В прошлом году было подано 279 апелляций, в этом — 231. Напомню, что апелляционная комиссия — не место разбора ошибок, нужно быть готовым к тому, что оценка будет изменена и в сторону понижения баллов. Если в 2013-м около 20,5% апелляций были удовлетворены с повышением балла, то в этом году — лишь в 8% случаев удалось улучшить результат. Это говорит о том, что качество проверки в этом году гораздо лучше. Связано это с серьезным отбором экспертов: после специальной учебы они сами сдавали экзамен, по результатам которого некоторые эксперты допущены к проверке не были.
- Каких изменений в системе выпускных экзаменов ждать в 2015 году?
- В декабре этого года выпускники-2015 будут писать сочинение. Скоро мы получим документы, где будет указано, что сочинение станет допуском к ЕГЭ. Сочинение будет совмещенное — по русскому языку и литературе, как и прежде, но оценка будет недифференцированной: зачет/незачет. Если в декабре выпускник получает незачет по сочинению, у него будет больше месяца на подготовку к пересдаче в феврале. Изначально министерством задумывалось, что сочинение будет писаться так, как и ЕГЭ, в пунктах, под видеонаблюдением, но это тоже большая нагрузка. Решено, что этот этап выпускного экзамена пройдет в школах. Проверять сочинение будет экзаменационная комиссия, созданная при образовательной организации. Как только мы получим все документы, то подготовим к ним сопроводительное письмо с разъяснениями, чтобы директора проинформировали своих учителей и те уже летом начали методическую работу по подготовке ребят к сочинению. Не думаю, что это будет совсем страшно, единственное - темы сочинений мы узнаем практически накануне единого дня написания сочинений. К сентябрю мы получим ряд направлений, по которым будут распределяться темы. Сейчас известно, что они будут связаны с серьезными датами в культуре или истории России.
- К чему еще стоит начать готовиться учителям и нынешним школьникам?
- Очень серьезная подготовка предстоит к тому, что с 2020 года в России появится третий обязательный экзамен в форме ЕГЭ — иностранный язык. Планируется активизировать работу в части обеспечения кадрами, поскольку сегодня в республике учителей иностранного языка готовится не так уж и много, а потребность в них остается очень высокой, особенно в сельских школах.
Комментарии (23)
считаю министру тоже подучиться не помешает!
Е п т давайте ЕГЭ проводить в зонах! а что все под рукой! попался на шпоргалке сразу срок!!
в министерстве образования что российском ,что местном мозги уже поехали со своим ЕГЭ! пора возвращать принудительное лечение в психушке! боюсь только очередь будет из этих либералистов ! все похе рели! и все успокоится не могут! надо до конца все разрушить! это же школа! надо учить детей думать анализировать а не тупо натаскивать на тесты! и учитель должен оценивать как ученик думает , как мыслит а не тупо закорючки ставит в тестах! и как быстро виновных то нашли!!! оказывается учителя виноваты! красавы!
Нужно вернуть советскую систему образования!