Фотохудожник Анжелика Штепа: «Каждой фотографии – свое время»
Сегодня, 8 июля, в Центре культурных инициатив «Югор» начнет работу фотовыставка Анжелики Штепа «Память моих снов». Выставка с подобным названием уже проходила в ноябре 2011 года. Спустя почти три года часть старой экспозиции заменили на новые работы, а в названии проекта появилась уточнение: «выставка, посвященная Дню семьи, любви и верности». Накануне открытия выставки Анжелика Штепа рассказала корреспонденту БНК о метаморфозах фотографических и личных.
Фото из архива Анжелики Штепа
- Что увидят зрители, пришедшие на выставку в «Югор»? «Память моих снов» сильно изменилась?
- Всего на выставке представлено 25 работ: часть из старой экспозиции и новые работы. Будут представлены две новые серии, причем, обе они берут свое начало в первой выставке. Если тогда это были одиночные фотографии, то потом темы получили свое развитие, и получилось две серии: «Божки» и «Детскиe пейзажи». Кроме этих серий я покажу публике фотографии «Неиссякаемый источник» и «В гнезде». Последнюю зрители могли видеть на афише. На мой взгляд, это абсолютный символ семьи: сплоченные мужчина и женщина создают единое древо, на котором вьют гнездо-колыбель своему потомству.
- Серия «Божки» участвовала в конкурсах, стала лауреатом фотоконкурса «Полярная перспектива», выставлялась в Москве. Но сыктывкарцы увидят ее впервые. О чем эти фотографии?
- К фотографиям есть аннотация: «Наши дети в наших руках становятся божками. Каждый – со своим характером, с нами – в качестве рабов». Но это не абсолютная трактовка - это одна из интерпретаций.
- Выставка открывается 8 июля. С недавних пор страна в этот день отмечает День семьи, любви и верности. Для вас это праздник?
- Да, это святой праздник, православный. Для меня этот день стал особым задолго до того, как он получил некий официальный светский статус. Для меня в этом смысле 14 февраля сложно отнести к празднику, хотя валентинки я делаю и дарю своим друзьям. Отношение к 8 июля совсем другое. Глубоко чувствую духовность, вдохновение и приношу эти чувства в свою семью. Уже несколько лет праздник отмечают в России официально, и это, хорошо. Повод задуматься о своих близких, провести время с семьей лишним никогда не бывает.
- С момента первой выставки прошло почти три года. За это время в вашей жизни многое изменилось, вы сами стали мамой. Тема материнства всегда была главной в вашем творчестве, но как она изменилась с учетом того, что фотограф стала мамой?
- Изменения произошли глобальные. И выставка, кстати, сыграла в этом не последнюю роль. Благодаря ей, я увидела себя со стороны, стала себя больше понимать. Важным моментом в моей личной жизни стало то, что на экспозиции побывал отец Филипп и благословил мое творчество. Изменилось мое видение фотографии. Прежде тема материнства демонстрировалась мною как бы со стороны, отстраненно.
Но есть уже новые фотографии, которые пока показать публике я не готова. Скорее они составят выставку 2015 года, в них, как мне кажется, я уже смотрю глубже. Постигаю суть самого понятия материнства. Исходя уже из собственного, такого яркого опыта. Ребенок – это счастье, безграничное и безусловное, та сила, которая позволяет преодолеть любую боль. С женщиной, когда она становится матерью, происходят удивительные трансформации. И речь не только в физиологии. До того как ребенку исполнится год, а иногда и дольше, мать осознанно отказывается от своего собственного «я». Это невероятный дар, благодаря которому женщина может отказываться от своего эго. И это в современном мире, когда свое «я» каждый из нас ставит на пьедестал. Для матери очень долгое время нет понятия «я», оно заменяется всеобъемлющим «мы».
- В этот период очень многие мамы вынуждены забросить свое занятие - переключиться с творчества на заботу о ребенке. Как у вас произошло?
- Пять месяцев я не снимала совсем. Но при этом работа не прекращалась. Она сосредоточилась внутри меня. Материнство дает чистые листы. Есть время для самоанализа, появления новых идей. Это время было наполнено творчеством в полной мере, и было очень продуктивным. Это был момент наполнения себя мыслями.
- Знаю, что во время подготовки экспозиции вы намеренно отказались от выставления работы, которая стала победителем престижного конкурса. Почему?
- Я всегда говорю так: каждой фотографии – свое время. Конкурсы нужны для того, чтобы услышать независимую оценку своего творчества. И, конечно, это приятно, когда твою работу отмечают на столь высоком уровне. Но когда речь идет о выставках, возникает другая ситуация. Я занимаюсь творческой фотографией и всегда ассоциирую работы со своим состоянием. И мне хочется показать зрителям то, что больше отражает меня нынешнюю. Да, есть хорошие фотографии, их, возможно, немало в моем портфолио. Но они были сделаны мной прежней, в моей жизни с тех пор произошло множество перемен, мир двести раз успел перевернуться. Мне не стыдно за эти работы, я всегда стараюсь быть честной в этом смысле, но всему свое время. Пока не придет внутреннее ощущение уместности, своевременности, ощущение «того самого момента» работа не будет выставлена мной.
- Выставка «Память моих снов» проходила не только в Сыктывкаре. Ее видела публика Ухты, Сосногорска, Объячево, Кирова. Каково это представлять свои работы там, где тебя никто не знает?
- Это был очень интересный опыт. В Ухте, например, люди сначала шли на выставку с неохотой, но потом мы получили множество добрых отзывов. Для меня был очень показательный момент, когда на выставке побывал ухтинский фотограф Александр Скорняков. Он был очень требовательный, критично относился к фотоделу. Он был под большим впечатлением от моих работ, долго расспрашивал меня, как я ставлю свет, как снимаю. Это была очень запоминающаяся встреча. Очень интересно было сравнивать реакцию зрителей из разных населенных пунктов. Особенно, когда мы после районов Республики Коми поехали в Киров, где есть свой выставочный зал современного искусства, множество фотографов. И люди со знанием и опытом в сфере искусства были поражены и там.
- Насколько важно сегодня выставляться в зале? Все-таки сегодня есть интернет, где любая лента в социальной сети – это галерея.
- Интернет – это, безусловно, хорошо. Особенно, когда речь идет о безграничной базе знаний, сегодня можно сидеть дома за компьютером и узнавать уникальные методы и технологии. И это здорово. Но если мы говорим об общении со зрителем, все-таки, мне кажется, это должен быть зал и распечатанные снимками. В выставочном зале художник имеет возможность создать особую атмосферу, выстроить экспозицию так, как представляется именно ему. Размер снимков, цветопередача, качество бумаги – все это имеет значение. Автор в данном случае задает более конкретный вектор для размышления. Естественно, зритель сам будет перерабатывать увиденное и поймет фотографию исходя из своего опыта. Но, выставляясь в галереях, у фотографа есть шанс более точно передать свой замысел.
- Когда выставка проходила в первый раз, в информации об авторе можно было прочитать, что Анжелика Штепа – дизайнер, иллюстратор, фотограф. Сейчас какое творческое направление занимает большую часть деятельности?
В данный момент я – мама. И, если честно, я не особо люблю все эти определения. Вот, например, я всегда смущаюсь, когда обо мне говорят, как о фотографе. Я не помню того момента, когда я стала фотографом. Это до сих пор не является моей профессией. Меня периодически коробит, когда меня называют так.
- Почему? Сейчас большинство из тех, кто покупает «зеркалку» мнят себя фотографами. Каждый второй – крутым фотографом…
- А каждый третий заявляет во всех интернетах о том, что большой профессионал, потому что умеет зарабатывать фотографией деньги. Конечно, такие моменты могут вызывать ироничную улыбку, но сам по себе факт того, что люди заняты некой творческой деятельностью – это положительная тенденция. Фотоаппараты действительно стали очень доступными. И это правильно, если люди разбираются в технике и могут сделать достойные снимки. А если, занимаясь фотографией, человек познает новое, изучает историю фотографии, например, стремится к искусству это вообще замечательно.
- Количественное увеличение фотосреды не может не влиять на ее качество. Как оцениваете развитие фотографии в Сыктывкаре?
- Всегда есть те, кто ищут свой путь и выбиваются из общей массы. Мне всегда любопытно наблюдать за такими фотографами. Денис Шулепов, например, растет, развивается. Хотя он многими в Сыктывкаре не понимаем. Он недавно выпустил фотокнигу, которая получила много восторженных отзывов. Сергей Котов делает очень интересные заметки о Сыктывкаре. Андрей Ретанов большой хулиган, его портреты цепляют. Он умеет показать в каждой модели что-то запредельное. Олеся Симакова, Кирилл Шучалин…
- А насколько вообще Сыктывкар, как город, как место проживания, способствует развитию творческих личностей? Говорят же, что очень многое зависит от окружения, от архитектуры, от объектов. А у нас тут недавно в сфере культуры большой спор вышел насчет архитектурной безвкусицы города…
- Мне Сыктывкар нравится. Я люблю этот город. Архитектура…для меня существует иная проблема, которая в нашем городе стоит куда острее, чем архитектурные изыски. Это мусор. Мне хотелось бы, чтобы было больше дворников, мусорных урн.
- Но ведь чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят…
- Где валяется одна бутылка из под пива, там будет и вторая. А где стоит урна и вокруг чистота там, я думаю, у любого человека не хватит наглости бросить мусор на землю. Если вокруг чистота и красота, большинство людей не будут рушить это. Они, напротив, будут это поддерживать и пропагандировать.
Комментарии (6)