Летный директор «Комиавиатранса» Анатолий Самойлов: «Потребность в кадрах в авиации есть всегда»
Став основным региональным перевозчиком в прошлом году, авиационное предприятие «Комиавиатранс» постепенно расширяет свою деятельность. Недавно руководителем «Комиавиатранса» Александром Пономаревым было заявлено о разработке и продвижении бренда компании. На данный момент ведутся переговоры о покупке нескольких среднемагистральных самолетов Embraer для увеличения парка и, соответственно, возможностей предприятия. Сейчас самолеты «Комиавиатранса» выполняют около 30 рейсов в неделю по республике, в Пермь, Нижний Новгород и Челябинск. Заместитель генерального директора «Комиавиатранса» Анатолий Самойлов рассказал БНК, как предприятие занимается подготовкой летных кадров.
Фото Андрея Ретанова
- В прежние годы школа авиации в Коми считалась одной из самых лучших в стране, после распределения пилоты стремились летать по республике, чтобы за короткое время получить хороший опыт. Как в этом плане дело обстоит сейчас?
- Да, раньше республика считалась большим полигоном для подготовки авиационных кадров, потому что на территории Коми были крупнейшие вертолетные предприятия страны: Ухтинский, Печорский, Воркутинский объединенные отряды, где эксплуатировали вертолеты всех модификаций - Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-8, Ми-10, Ми-26, то есть все типы вертолетов здесь летали. Сейчас, конечно, те объемы упали в разы. Если раньше только в Печоре две эскадрильи вертолётов МИ-8 летали до 36 тысяч часов в год, то сейчас, в целом, компания летает 20 тысяч с небольшим часов. Сложные полетные условия на Севере сами о себе говорят, и летчики были подготовлены.
- А теперь?
- И сейчас летчики подготовлены, но объемы резко сократились. Сегодня летные училища выпускают гораздо меньше специалистов летного состава. Если раньше только в одном выпуске Бугурусланского летного училища было по 600 человек ежегодно, то в застойные времена выпускалось по 40 пилотов. Сейчас ситуация получше – выпускают до 150 человек.
- Где учатся пилоты, летающие в «Комиавиатрансе»?
- На L-410 у нас летают выпускники Сасовского летного училища гражданской авиации. На Ми-8 специалистов готовит Омское летное училище. Есть поступления из армии – бывшие военные, вышедшие в запас. В армии они летали на вертолетах, у нас проходят дополнительное обучение по нормам и требованиям для гражданской авиации и получают свидетельства пилотов коммерческой авиации. Вообще, пилотов на вертолеты, которых выпускает Омское училище, не хватает. Только у нас в предприятии ежегодная потребность в молодых пилотах порядка трех-пяти человек.
- В прошлом учебном году у «Комиавиатранса» появилось два подшефных класса. То есть будущих сотрудников для себя вы готовите прямо со школьной скамьи?
- В сыктывкарских школах №12 и №25 есть два таких класса, но я бы не назвал их авиационными, скорее, это классы профессиональной ориентации. Наши специалисты проводят со школьниками занятия, оба класса водили к нам на экскурсию. Мы пытаемся рассказать ребятам об авиации, но цели, чтобы они после выпуска обязательно пошли в летное училище, не ставится. Хотя все-таки рассчитываем, что часть выпускников выберет эту профессию. В авиации десятки специальностей, и, по большому счету, каждый может выбрать то, что ему нравится. Наше предприятие заключило договоры о целевой подготовке с несколькими учебными заведениями – это Сасовское и Омское летные училища, Московский государственный технический университет гражданской авиации. В предприятии создана и действует цепочка, по которой мы рекрутируем себе кадры. Мы пытаемся процесс увести в молодость, заключаем договоры с курсантами в тот момент, когда они поступают в летное училище. В прошлом году мы стали сотрудничать со школами, я не говорю, что завтра мы пойдем в детский сад, но, по крайней мере, стараемся привить интерес к этому производству с ранних лет.
- Несмотря на то, что вы каждый день рассматриваете запросы на трудоустройство, потребность в кадрах все равно есть?
- Потребность в кадрах на любом предприятии есть всегда. В авиации «текучка» тем более понятна, что молодые ребята, по мере повышения квалификации как пилотов, хотят летать на больших самолетах. Те, кого мы взяли на L-410, через какое-то время перейдут на тяжелые суда – и мы относимся к этому совершенно нормально. Есть такие, кого все устраивает, и они останутся здесь. Но мы понимаем, что человек, у которого есть далекая цель, более дисциплинирован внутренне, а тот, которому довольно того, что есть сегодня, менее мотивирован в своей деятельности. Поэтому надо быть готовыми, что ребята уйдут, и четко понимать, кто придет к ним на смену.
- Сколько человек в летном составе «Комиавиатранса»?
- Около двухсот. И мы стараемся состав омолаживать. В конце 1990-х – начале 2000-х годов средний возраст пилотов у нас приближался к 50 годам. В лучшие времена нашей авиации в возрасте более 50 лет мало кто летал, это тяжело. Сейчас, за счет того, что мы взяли молодежь – около 15 молодых пилотов на L-410, 20 человек на вертолёты - средний возраст летчика опять начал снижаться.
- Почти в каждом аэропорту республики стоят так называемые памятники самолетам. Есть планы вновь установить такой в Сыктывкаре?
- В Сыктывкаре такой памятник – Ил-14 – был, но его в свое время убрали. Сейчас рассматривается возможность восстановления этого памятника, мы хотим сохранить таким образом один из основных типов самолетов для будущих поколений и занимаемся сейчас этим вопросом. Тем более, в этом году исполняется 85 лет гражданской авиации республики.
Комментарии (25)
а премию надо заслужить.