Солистка итальянской оперы Елена Баканова: «Из-за кризиса Европа хочет вернуться к репертуарному театру»
В рамках XXIV Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» и Года культуры в Сыктывкар приехала артистка Национального театра оперы и балета Болоньи, приглашенная солистка европейских театров Елена Баканова, которая начала свою певческую карьеру в Магнитогорске. В столице Коми Елена посетила практически все спектакли фестиваля, дала мастер-класс солистам Театра оперы и балета РК, консультировала артистов хора, а сегодня вечером выступит на финальном гала-концерте «Сыктывкарса тулыс». Накануне выступления Елена Баканова дала интервью агентству БНК.
Фото Юрия Кабанцева
- Как давно Вы живете и работаете в Италии?
- Я уехала в Италию в 1998 году. Вначале были большие проблемы с произношением, с пониманием языка, со стилем. Поэтому я решила отложить карьеру, все сольные вещи и просто занялась обучением, дикцией, стараясь вникнуть в стилистические особенности. Я посвятила этому примерно год, но я понимаю, что этого недостаточно, и продолжаю занятия и сейчас.
- Вы являетесь приглашенной солисткой нескольких театров. Такая система, когда артист не закреплен за одним учреждением, характерна для Запада и, как правило, осуждается у нас. В чем ее плюсы?
- Что касается меня, то в Италии есть агентство, которое ищет мне интересные контракты: они узнают заранее, в каких театрах что идет - какие роли, какие прослушивания. Затем на кастинг вызываются солисты из разных агентств. Ты приезжаешь, показываешь партию, то есть выходят десять Виолетт, и из них уже выбирают подходящую. Эта система жесткая, но достаточно справедливая. Артисту необходимо заниматься, постоянно быть в форме, отдыхать. Есть положительные и отрицательные моменты в этой системе. Но сейчас в Европе кризис, и эта система экономически не выжила: очень дорого постоянно менять певцов, легче иметь постоянную труппу, платить постоянную зарплату одному и тому же составу и приглашать солистов на премьеры. Сейчас европейские страны объединились и хотят провести театральную реформу.
- В чем она будет заключаться?
- Сегодня процесс подготовки и выпуска спектакля — его называют продукцией - выглядит таким образом: в постановку вкладываются огромнейшие деньги — это и новые костюмы, декорации, дирижер, дорогущие солисты. Собирается состав, проводятся репетиции, мы живем все вместе практически три месяца, значит, нужны гостиница, перелеты. Затем эта продукция проходит 10-12 спектаклей, и ее забывают, везут на склад, и больше никто ее не показывает. Конечно, сейчас такая система дала очень сильный сбой, театры закрываются. Поэтому Европа пришла к выводу, что можно вернуться к репертуарному театру.
- Вы часто бываете в России с выступлениями?
- Стараюсь хотя бы пару раз в год приезжать. Я артистический консультант в Магнитогорском театре оперы и балета - это мой родной оперный театр, где я дебютировала, где спела первую партию Микаэлы в «Кармен». У нас прекрасный коллектив, директор, я их всех обожаю, поэтому помогаю, чем могу. Когда я там работаю, для меня это равноценно отдыху.
- Вы видели почти все постановки «Сыктывкарса тулыс». Можете дать оценку фестивалю?
- У вас очень хороший уровень вокалистов, я об этом уже не раз говорила. Теперь хочется отметить хор и оркестр — они замечательные, молодые, очень живые. И при постановке все так здорово, умно продумано, что не замечаешь нехватки людей. Ведь в «Кармен» нужен хор огромнейший — больше 50 человек должно быть на сцене. А у вас четыре мальчика там, две девочки здесь — и все звучит прекрасно! Я считаю, что это просто гениально. Я здесь очень много изумительных вещей для себя открыла.
- На ваш взгляд, не чувствовалось ли контраста между нашими солистами и певцами, приглашенными из крупнейших театров страны?
- Ваши солисты были ничем не хуже. Хочу сделать комплимент Тамаре Савченко. От ее исполнения партии графини в «Пиковой даме» я просто была в восторге, это было что-то, она прекрасно спела французскую партию. Я считаю, что в наших проблемах виноват наш менталитет: мы всегда считаем, что мы из провинции, мы недостойны. Это все ерунда. Когда я приехала в Италию поступать в консерваторию, думала, что меня не возьмут, а оказалась в Милане самой лучшей, меня сразу зачислили на четвертый курс. Ваш театр сейчас много гастролирует, и чем больше будет гастролей, тем больше опыта и уверенности в себе — только ее вам не хватает, а не мастерства. Здесь люди выкладываются не на 100, а на 150 процентов. Я посмотрела на Галину Маликову, это было что-то! В Европе певцы ставят рамки в контрактах: я здесь три шага сделаю, а здесь два с половиной. Галина же выдавала такое, что искры со сцены летели. Поэтому не нужно думать, что вы чем-то хуже, а Европа - это эталон. В Европе бывает всякое.
- Италия всегда была очень музыкальной страной. Отношение итальянцев к музыке, в частности к опере, не поменялось?
- Сейчас в Италии произошел культурный разрыв. У нас выпало одно поколение. Я думаю, что это связано с политикой, которая одно время проводилась. Было желание все упростить и перейти на телевизионный бизнес, поэтому немножко народ отстранился, поколение мы потеряли — они не привыкли ходить в театр. Сейчас ситуация меняется, у нас есть новая программа «Опера будущего». В ее рамках детей в школах готовят к опере, учителя рассказывают им сюжеты, молодые певцы приходят и поют арии, показывают сцены из спектаклей. То есть сейчас процесс обратный, идет возрождение оперного искусства.
- Любят ли в Италии русскую оперу?
- Да, но только репертуар ее в Италии очень невелик, хотя публика имеет очень большой интерес к русской опере. Поют, в основном, Чайковского. В маленькие театры просто не поступают предложения. Думаю, что если бы ваш театр предложил «Царскую невесту» или «Иоланту», то нашлись бы желающие это увидеть и послушать.
- Что Вы исполните на сегодняшнем гала-концерте фестиваля?
- Я очень люблю репертуар Россини, колоратурные вещи, но у вас нет нотного материала, поэтому я спою арию Мими в «Богеме» Пуччини и «Болеро Елены» из «Сицилийской вечерни» Верди. Вообще, я очень люблю Россини, Доницетти, обожаю Моцарта — музыку, драматургию, речитативы. Там такие интриги! Когда хорошо знаешь язык, все совершенно по-другому воспринимается.
Комментарии (1)