Балерина из Харькова Елена Шевцова: «Война – войной, а балет по расписанию»
В столице Коми проходит XXIV Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс». Сегодня на сцене Государственного театра оперы и балета Республики Коми публика увидит одну из «визитных карточек» русского балетного искусства – спектакль «Лебединое озеро». Партию Одетты-Одиллии исполнит Елена Шевцова, солистка Харьковского национального академического театра оперы и балета имени Лысенко. Балерина прибыла в Сыктывкар за несколько дней до представления и после одной из репетиций пообщалась с корреспондентами БНК.
Фото Николая Антоновского
- Вы к нам прибыли из Харькова. Украина сейчас, мягко говоря, в крайней нестабильном положении. У вас проблем с приездом в Россию не было?
- Граница с Россией находится в 80 километрах от Харькова, возможно, поэтому все было спокойно, без происшествий. Проверки на границе были стандартные, никаких вопросов мне никто не задавал. Мне кажется, что сейчас война в большей степени происходит в информационном поле. Наш город, наверное, вообще один из последних городов, где начались демонстрации и собрания на площади. Конечно, на всех выходных перекрывают центральную часть Харькова, дежурят патрули. Наш театр находится как раз в центре, недалеко от городской администрации. Но все очень мирно.
- Театр продолжал работу, когда начались волнения в стране?
- У нас вообще никаких изменений не произошло. На балетные спектакли собирались полные залы, на оперные – тоже. Единственное, детские мюзиклы проходили без аншлагов, но у нас и зал немаленький. А так – война войной, а балет – по расписанию.
- Почему вы выбрали балет?
- В пять лет я еще ходила в детский сад, меня отобрали для балетной школы. Спасибо родителям за конституцию и физическую форму – они у меня оба худенькие – я отлично подходила по всем параметрам. Родители никак с балетом не связаны. Но мама – в прошлом спортсменка, занималась легкой атлетикой. Примерно она представляет все нагрузки, которые ложатся на плечи балерины. И в этом плюс, потому что она меня всегда поддерживала.
- В пять лет выбор был явно не осознанный.
- Да, это был выбор родителей. Но был очень конкретный момент, когда я четко осознала, что балет – это мое. В нашей балетной школе ты учишься десять лет. Но уже с шести-семи лет – а сейчас это происходит и с пяти лет – ребята участвуют в постановках детских балетных спектаклей. Меня сразил первый выход на сцену. Нас – учеников двух классов – толпой впустили на сцену. Мы танцевали что-то про птичий двор по сказкам Оле Лукойе. Я отлично помню, как впервые увидела зрительный зал по ту сторону рампы. На меня даже педагог потом ругалась – я настолько обалдела от энергетики зала, что даже замерла на сцене вместо того, чтобы танцевать. Это что-то невероятное, когда сотни людей пристально смотрят, что происходит на подмостках, и конкретно на тебя, потому что ты – неотъемлемая часть представления.
- Больше в карьере таких «замираний» не происходило?
- Нет. Но чувство зала – совершенно фантастическое – переживаю всегда. Публика ведь принимает по-разному. Бывает, что тебе начинают аплодировать буквально с первых аккордов. И бывает иначе, когда весь спектакль зритель сидит тихо-тихо, будто боится спугнуть волшебство, царящее на сцене. И тогда артист балансирует словно на лезвии ножа, ожидая реакции зрителя. Адреналин невероятный!
- Что нравится в работе?
- Репетиционный процесс. Работать с партнерами, с балетмейстерами. С каждой новой постановкой открываешь в себе что-то новое, отыскиваешь незнакомое в известном содержании. Кстати говоря, этот процесс актуален для всех. Потому что иногда и балетмейстер-постановщик, когда приезжает к новой труппе и начинает работу с новыми артистами, тоже переосмысливает какие-то акценты и эпизоды, иначе смотрит на материал. Я очень жалею, что не попала на вашу премьеру балета «Жизель», который поставил Алексей Бураков. Было очень любопытно посмотреть. Но отменили два рейса, и я прилетела слишком поздно.
- В 2011 году вы участвовали в постановке балета «Золушка» на музыку австрийского композитора Иоганна Штрауса-сына. Как отмечали постановщики, это был комедийный балет с оригинальной пластикой. Как относитесь к подобным современным постановкам?
- Спектакль действительно был очень необычный по пластике. Более того, наряду с тем, что мы работали на пуантах, периодически нужно было выходить на сцену в туфлях на каблуках, на шпильках. По сюжету Золушка - это секретарша, которая работает в модельном агентстве, а все действо разворачивается в 60-е годы XX века. Было очень интересно! Такие эксперименты хорошо развивают актерскую игру. Чем еще хороши модерн постановки – в них можно себе позволить то, чего никогда не сделаешь в строгом классическом спектакле. У меня вообще репертуар разный очень. Я обожаю классику, но готова участвовать и в экспериментах. Например, у меня есть партия в балете Стравинского «Весна Священная». В нем очень много экспрессии.
- Есть любимая партия?
- Если у меня душа к партии не лежит, я не буду ее танцевать. Все, что есть в моем активе, – я люблю. Очень люблю «Жизель», «Баядерку», «Лебединое озеро».
- «Лебединое озеро» – визитная карточка русского балета. Почему для балерины так важно иметь партию Одетты-Одиллии в репертуаре?
- Я часто слышу эти вопрос: не надоело ли зрителям смотреть «Лебединое», не надоело ли нам танцевать этот балет. Я не буду говорить за всех балерин, но мне эта партия нравится, она очень интересная. Одна артистка должна сыграть две роли. Можно показать нежность и трепетность Одетты, и бравурность, яркость и демонизм Одиллии. Это перевоплощение дается сложно, но поэтому интересно. Очень многое дает музыка. Она восхитительна. Вот сидишь в антракте, гримируешься, меняешь образ, украшения, пачку. Но окончательная смена образа случается у меня лишь тогда, когда я слышу аккорды.
- Вы – гость фестиваля, более того – гость из ближнего зарубежья. Но наши артисты с вами хорошо знакомы, вместе с труппой нашего театра вы принимали участие в гастролях по городам Германии полгода назад. Какие впечатления произвели на вас гастроли и наши ребята?
- Гастроли в Германии прошли очень достойно. А труппа у вас – удивительная. Да, возможно, труппа небольшая, но все друг друга поддерживают. Артисты как единая, очень дружная семья. Очень теплые отношения царят между ребятами, и с ними было очень комфортно работать и проводить время. Честно признаться, я очень по всем скучала и рада, что наконец приехала.
- Вы являетесь лауреатом государственной премии Вирского в номинации «Одаренная творческая молодежь». Есть в арсенале какая-то награда, которая по-настоящему греет душу?
- Я буду банальна, но мне больше всего радости приносят аплодисменты зрителя и цветы. Хотя благодарностей, дипломов, грамот – огромное множество.
- У вас есть сын Александр, ему сейчас шесть лет. Он проявляет интерес к балетному искусству?
- Он как заводной носится под любую музыку. Но я была, наверное, последним человеком в семье, кто согласился, чтобы мой сын в три года пошел в балетную школу. У него есть все данные, но мне кажется, нужно понять, к чему у ребенка есть талант и способности. Я ни в коем случае не буду настаивать, чтобы он занимался балетом, если ему это будет неинтересно. Балет – очень сложная профессия особенно для мужчины. Тут нужно обладать сильными амбициями и иметь высочайшее трудолюбие.
Комментарии (7)
талант!