Епископ Питирим: «Праздник Пасхи – это огромная радость, сакраментальная, таинственная»
В воскресенье христиане отмечают Пасху. Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим в своем видеообращении поздравляет всех жителей республики со Светлым Воскресением Христовым. Как встречают Пасху жители Коми, сколько прихожан придут в храмы и насколько ценится этот праздник в современном мире, епископ Питирим рассказал агентству БНК.
Фото Андрея Ретанова
- Насколько масштабно празднуется в республике Пасха в этом году?
- С основания нашей епархии, с 1995 года, когда в декабре я был рукоположен в сан епископа, то есть уже 19-й год такая широкая радость, когда местный епископ может пасхальное послание отправить во все храмы. Раньше было зарегистрировано 10 храмов, а сейчас общин более 300 и больше 100 зарегистрированных, построено 169 храмов с престолами, то есть более оборудованные по отношению к другим 350-ти, также 169 священнослужителей, включая 20 дьяконов. Это довольно-таки широкая аудитория, чего нельзя было сказать о застойных годах, когда всего один, от силы три священника было на всю Республику Коми. Пасха празднуется широко еще в связи с тем, что с министерствами и ведомствами заключен договор о сотрудничестве, изначально еще Юрием Спиридоновым. А в 1995 году был заключен еще договор о сотрудничестве с министерствами образования и национальной политики, в результате во всех городах и селах существуют площадки для народных гуляний и совместно проводимых пасхальных мероприятий. Как обычно, в Сыктывкаре это пасхальный фестиваль, пасхальный концерт, конкурсы. И, скажем, в пасхальном ряду, потому что Пасха празднуется 40 дней, Стефановские чтения.
- В скольких храмах республики пройдут Пасхальные богослужения?
- В 140 храмах, это зависит от священнослужителей. Получается, священников без дьяконов у нас 140, в стольких храмах и пройдут праздничные мероприятия.
- Сколько прихожан вы ожидаете в ночь Пасхального богослужения?
- Более двух тысяч прихожан в Кафедральном соборе, в день здесь проходят более 10 тысяч человек. За день - это постоянные потоки людей в одном храме. Если считать, что в других храмах, в Воркуте и Ухте, также около 10 тысяч, то порядка 300 тысяч людей в пасхальные дни.
- Каково значение празднования Пасхи в современном мире?
- Праздник - отражение души человека, не просто пасхи, куличи, крашеные яйца - это национальные традиции. Значение очень большое. Посмотрите, даже наши воины, когда шли на фронт, всегда в пасхальные дни «Христос воскресе» пели и Пасху праздновали, даже в тюрьмах. При репрессиях вдруг накрывали стол, откуда-то скатерть белую брали, ставили куличи и тоже пели, а конвоиры удивлялись, кто это организовал, что это такое. Традиции очень живы были в первые годы советской власти. Сейчас они возродились. То же самое мы видим, что в Пасху во время сражений в Чечне солдаты научились говорить «Христос воскресе», чего в первой чеченской войне не было, а во второй было на широчайшем уровне. Есть уже капелланы - священники-кормители воинских частей. Это говорит о том, что где-то подспудно, внутри это жило. Я был художником в районном доме культуры Константиновское Ростовской области в 1980 году. У нас главный художник - Михаил Алубаев - он тайком помогал священнику. Вот пришел человек, он ему кисточки, краски дал. Я говорю ему: «Кто это в гражданке, но с бородой?». А это, говорит, священник был. Внешне никак это не проявлялось, просто я заметил. Сейчас он 200 икон написал, как иконописец прославился на всю Ростов-Донскую область. В Новочеркасске, в Константиновске, в Семикаракорске - во многих городах его иконы. В полностью открывшемся храме у себя в городе он восстановил иконостас. А это тот потенциал, который был еще тогда, а сейчас он широко употребил дар, чем может служить Господу.
Сегодня хорошее и благодатное время для реализации того, что осталось у нас генетически. Люди, которые трудятся сейчас в церкви, говорят, что наши деды, прадеды это делали. Это не просто так появилось, это было давным-давно и сохранялось подсознательно в народе. Поэтому праздник Пасхи - он настолько внутренний, настолько личностный! Куличи - это не просто хлеб. Это традиция, восходящая к Иисусу Христу, а вообще еще и к иудейскому народу. Когда умирал человек, кусочек хлеба оставляли за обеденным столом в память, что этот человек с ними обедает. И вот этот «артос» - хлеб - раздается в церкви маленькими кусочками, люди натощак его употребляют. А все куличи мира, в каждом доме, они нас соединяют в одном хлебе. Это определенный вид выпечки, не пряники, не бублики. Это нас тоже соединяет, весь крещеный мир употребляет именно такую форму хлеба - в виде кулича. Это напоминает о воскресшем Христе. Кулич на стол ставится в память о Христе, потом его разрезают и употребляют в память об этом человеке. То же самое сейчас делают, когда хлеба кусок о покойнике кладут у себя дома. Съеденный кусочек кулича во имя Христа, он действительно человека радует и обнадеживает, что он совоскресет воскресшему Иисусу Христу.
Праздник Пасхи – это огромная радость, сакраментальная, таинственная, прибожественная, как мы говорим. Поэтому я считаю, что все, связанное с Пасхой, все традиционные мероприятия, они нас очень сплачивают и дадут нашему народу в трудную годину выжить вопреки всему и несмотря ни на что в память о Богочеловеке.
Комментарии (21)
а если на кайен хватает, значит буратин-дураков хватает тоже, значит богоугодно
Песах называется.
Каждый еврей это понимает.
А гоим это необязательно знать и понимать.
Вы празнуете исход евреев из Египта, как и Пурим, 8 марта.
Зачем посредник?