17:20, 13.04.2014

Пианист Андрей Диев: «Нашуметь каждый может»

11 апреля в Коми республиканской филармонии выступил выдающийся пианист, заслуженный артист России, лауреат премии правительства Москвы, трижды «Музыкант года» по версии газеты «Музыкальное обозрение», лауреат международных конкурсов Андрей Диев. Он стал первым гостем, приглашенным в рамках цикла «Легенды фортепианного искусства», организованного республиканским Колледжем искусств. Сыктывкарским меломанам выдающийся пианист представил программу «Превращение огня».

KIR_5194.jpg

Фото Кирилла Затрутина

В программу вечера вошли фортепианные произведения Чайковского, Листа, Скрябина, Дебюсси, Мессиана, Ребикова, де Фальи, Шостаковича и собственные сочинения пианиста. Сопровождая каждое произведение замечаниями и ремарками, Андрей Диев представил публике удивительный коктейль из знакомых и малоизвестных образцов классической музыки.

- В жизни не видел такой выразительной спины играющего пианиста, - резюмировал в кулуарах по завершении концерта председатель регионального Союза композиторов Михаил Герцман. И действительно, Андрей Диев в отличие от многих исполнителей не просто сосредоточенно играл, он проживал за роялем каждую исполняемую композицию, генерируя эмоции всем своим естеством. На публике Михаил Герцман отметил другое, заявив, что благодаря высокому мастерству профессионала недавно появившийся в филармонии рояль «Steinway» наконец-то «запел». Собственно, во многом из-за того, что в Сыктывкаре наконец стали появляться инструменты высокого класса, и стало возможным приглашение звезд подобного уровня. Поэтому первый вопрос, который задал корреспондент БНК пианисту, был как раз о рояле.

- Как оцените наш рояль?

KIR_5238.jpg

- Инструмент хороший, сразу чувствуется, что новый. Сейчас главное, чтобы за ним следили, чтобы в зале не было слишком жарко и сухо. Все-таки рояль – это прежде всего дерево, а дерево не любит, когда сухо и тепло. А в целом рояль отличный. Я буквально перед приездом в Сыктывкар играл в Санкт-Петербурге, а до этого – в Москве. Так вот – рояль не уступает по качеству и звучанию.

- В 1990 году фирма Steinway включила ваше имя в число наиболее популярных пианистов мира. Как это произошло? Вам телеграмму прислали?

- Я был на гастролях в Лондоне, ко мне подошли представители этой фирмы производителя. И попросили меня подписать контракт. Тогда это было очень круто, потому что в этом списке были поистине выдающиеся имена. Включение в этот список по сути ни к чему не обязывало, то есть никаких гастролей я фирме «Steinway» отрабатывать не должен был, как это сейчас иногда бывает, когда молодые музыканты заключают договоры с крупными фирмами-производителями музыкальных инструментов. Нет, напротив, согласно этому контракту в любом городе, где есть музыкальный инструмент этой марки, я мог прийти и заниматься на нем бесплатно. Ну, конечно, потом я неоднократно участвовал в благотворительных концертах, организованных компанией, но это к списку музыкантов не имеет отношения.

- Наличие хорошего инструмента – принципиально для выступления профессионального музыканта? Многие жители, например, Сыктывкара в свое время очень удивлялись, почему именитые пианисты не хотят приезжать к нам, пока не будет достойного рояля…

KIR_5216.jpg

- Профессиональный гонщик на Формуле-1 ездит только на специально спроектированном автомобиле. Это не значит, что он не может сесть за руль какой-то обычной машины, но зачем он будет это делать? Понятно, что при необходимости хороший пианист и на дровах сыграет. Но зачем? Наверное, в этом случае лучше послушать записи, которые были сделаны на хороших инструментах. Если речь идет о таком явлении как живой звук рояля, то разговор может быть об игре только на профессиональном инструменте высокого качества. Когда не было записей, радио и интернета, тогда да – сам факт приезда исполнителя высокого уровня значил многое, и было не столь важно, на чем музыкант играет. А сейчас можно одним кликом получить сотни записей произведения, которые были сделаны разными исполнителями на отличнейших инструментах. Поэтому сейчас будет откровенной профанацией приезжать играть на плохом инструменте. И, в принципе, я по России с этим не сталкиваюсь уже многие годы, всюду, куда зовут, есть хорошие рояли.

- Вы сегодня провели мастер-класс в Колледже искусств. Было ли на нем что-то, что вас удивило?

- Надеюсь, что я чем-то удивил собравшихся. Меня уже сложно чем-либо удивить. В таких мероприятиях главное то, как люди реагируют. Я своей манерой поведения всегда стараюсь сбить страх и волнение, максимально сократить дистанцию между приехавшим «именем» и естественным юношеским неумением. Дети в большинстве своем реагировали адекватно, и это не может не радовать. А вообще мастер-класс – это не то мероприятие, на котором можно научиться играть, на нем можно получить толчок к развитию.

- У вас очень плотный график гастролей. Откуда черпаете силы? Не возникает желания бросить все, остановиться?

- Пока нет. К тому же, все как-то очень естественно регулируется. Следом за выступлениями наступает некая пауза. Есть время подумать, отдохнуть.

- Восприятие концертов столичной публикой отличается от того, как вас принимают в регионах?

KIR_5234.jpg

- Столичная публика более раскованна. Она готова смеяться, когда их откровенно на это провоцируешь. Здесь зритель более настороженный. А вообще важно не это. Главное, как зритель слушает «тихие места», требующие концентрации. И тут зритель един везде. Если ты смог замереть сам, то и зал будет сидеть не шелохнувшись. Если ты можешь создать такой момент - хорошо. Нашуметь-то каждый может, и «браво» крикнуть в ответ – тоже. А вот когда в тишине берешь два звука, и масса людей в этот момент живет этими звуками вместе с тобой и продолжает «тянуть» это состояние вслед за тобой… Вот это очень деликатно и по-настоящему.

- В ходе концерта вы провернули отличную штуку. Исполняя одну из композиций Владимира Ребикова, в финале сыграли нарочито громко вместо рекомендованного автором «тихо», потому что у одного из зрителей зазвонил мобильник. Всегда к таким казусам с иронией относитесь?

KIR_5241.jpg

- Люди везде забывчивые. Обижаться, топать ногами и говорить, чтобы все выключили телефоны, иначе играть дальше не буду – глупо. Есть залы, где борются с этим кардинально, в них установлено подавление сигнала. А так – обязательно найдется человек в зале, который забудет отключить звук. У меня у самого был случай, когда я немало испугался. В Москве был большой юбилейный концерт, огромное количество участников, естественно, хотелось пообщаться с коллегами. И так заболтались, что вот уже надо бежать на сцену и выступать. Я сажусь за рояль и первая мысль: «А выключил ли я телефон?!» Мобильный в это время лежал в кармане смокинга. Спустя три минуты я проверил – аппарат был в бесшумном режиме. Будь иначе, это было бы нечто: на концерте телефон уже звонит не у зрителей, а у исполнителя!

- На просторах интернета можно найти вот такую оценку: критики говорят об Андрее Диеве как об «исчезающем виде музыканта, для которого важны прежде всего дух и поэзия музыки». Как прокомментируете?

- Возможно, речь идет вот о чем. Многие пианисты играют по слуху, повторяя некую усредненную, растиражированную интерпретацию, не озадачиваясь постоянной работой с текстом, поиском новых смыслов. Все очень приблизительно получается. А спросишь про конкретные знаки в нотах, на поверку оказывается, что многие вообще в ноты не смотрели. Мыслительный аналитический процесс важен, его в массе – нет. Мне повезло с учителем – профессором Московской консерватории Львом Наумовым. Он никогда не позволял играть так же, как другие, он заставлял думать, читать ноты, анализировать.

- Вы доцент Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, профессор. Ученики, которые к вам приходят сегодня, сильно отличаются от тех, что были 10-15 лет назад?

KIR_5224.jpg

- Я разницы не вижу. Ко мне приходят те, кто конкретно хотят учиться у меня. Они что-то ловят, берут из того, что я им объясняю. И лично я не сталкивался пока с такими учениками, которые не были бы заинтересованы.

- Есть какой-то универсальный совет молодым пианистам от Андрея Диева?

- Никто из нас не приобретает в жизни новых талантов и достоинств. Нам что-то дано или не дано. Но в наших силах закамуфлировать, побороть свои недостатки – в этом смысл профессии.

***

Андрей Диев — один из ярчайших представителей «нейгаузовско-наумовской» ветви русской фортепианной школы ХХ века. В его искусстве гармонично сочетаются виртуозный блеск и благородство артистической манеры, интеллектуальная мощь и романтический порыв, глубокий аналитический подход к исполняемой музыке и разнообразие интерпретаций. Сегодня Андрей Диев активно гастролирует в России и многих зарубежных странах. В его репертуаре более 30 концертов для фортепиано с оркестром. Как солист и ансамблист он постоянно принимает участие в крупных музыкальных фестивалях в России и за рубежом. Широкую концертную деятельность А. Диев совмещает с преподавательской работой. Он преподает в Московской консерватории, где воспитал известных пианистов, лауреатов российских и международных конкурсов (А. Коробейников, П. Домбровский, Э. Кунц, А. Панфилов и другие). Регулярно проводит мастер-классы в городах России, а также в Великобритании, Японии, Франции, Италии, Турции, Корее, Китае. С 2011 года проводит открытые мастер–классы в Санкт–Петербургском Доме музыки.

3040

Комментарии (10)

Добавить комментарий
  • С.А.
    13 апр. 2014 г., 19:41:59
    Ответить
    представители этой фирмы производителей

    Не "фирмы производителей", а фирмы-производителя.
    • Ред.
      13 апр. 2014 г., 21:41:14
      Ответить
      Спасибо, поправили.
  • музыковед
    13 апр. 2014 г., 21:30:08
    Ответить
    "он проживал за роялем каждую исполняемую композицию"- Ну не говорят так о классическом произведении! Видела уже немало поправок на этот счет. Так трудно запомнить?
    • Жу
      13 апр. 2014 г., 22:35:23
      Ответить
      плевать на то, как говорят. нужно было видеть Андрея Борисовича за роялем.
      • пролж
        14 апр. 2014 г., 17:59:51
        Ответить
        Может слышать все-таки?
  • зритель с 14 ряда
    14 апр. 2014 г., 14:54:39
    Ответить
    отличный исполнитель, но репертуар у него очень своеобразный, я не все смог понять-прочувствовать, более всего понравилась одна вещь "на бис", где звучание было под клавесин, это супер!

    но тететьки наши, забывающие отключать звук, это видно разновидность мелкого, но вечного зла)
  • шапокляк
    14 апр. 2014 г., 18:29:33
    Ответить
    впечатление от концерта- НИКАКОЕ!И музыка не интересная,и исполнение скучное...Возможно он хороший преподаватель,но исполнитель..увы
  • шапокляк
    14 апр. 2014 г., 18:29:33
    Ответить
    впечатление от концерта- НИКАКОЕ!И музыка не интересная,и исполнение скучное...Возможно он хороший преподаватель,но исполнитель..увы
    • прохожий
      14 апр. 2014 г., 21:30:47
      Ответить
      музыка не интересная,и исполнение скучное...
      Не у всех ещё и рука повернётся охаять столько гениев разом:). Чем Вам не угодили Чайковский-Лист-Скрябин-Мессиан-де Фалья и даже Шостакович? Судя по строчным буквам, впечатление от концерта оказалось достаточно сильным:)
  • Alla
    10 июня 2015 г., 17:28:38
    Ответить
    Удивительно: и говорит-то все правильно , остроумно даже ...И , вроде, играет ... неплохо. Вроде.И ученики - известные : А. Коробейников, Э. Кунц . А ведь и с учениками та же история : профессионально , - не более. Артистизмом- настоящим- не пахнет даже. Увы!