Тренер по северному многоборью Александр Чупров: «Звезды» национального вида спорта живут в Кипиево
Одним из новшеств мультифестиваля «Зимняя Ыбица», отгремевшего в этнокультурном парке «Финноугория» 29 марта, стали дисциплины северного многоборья, в перспективе обещающего стать олимпийским видом спорта. Мастер-классы по северному многоборью демонстрировали мастера спорта, чемпионы в этой дисциплине в Коми Кирилл Ануфриев и Константин Чупров, воспитанники тренера и учителя физкультуры из самого отдаленного ижемского села Кипиево Александра Чупрова. Корреспондент БНК побеседовал с наставником чемпионов об истории и перспективах национального вида спорта.
Фото Константина Романова
- Где родился этот вид спорта?
- У оленеводов. Несколько лет назад ижемские коллеги предложили мне развивать его. Так как сам я из семьи оленеводов, мне это было близко.
- Какие дисциплины входят в него?
- Две прыжковые – прыжки через нарты, тройной национальный прыжок, две метательные – метание тынзяна на хорей и метание топора и бег с палкой. Всего пять.
- Как вы прививали этот вид спорта в Кипиево?
- Начал заниматься со школьниками, со второго класса. Теперь они уже мастера спорта. Причем прогресс налицо: начинали они с мастеров спорта по прыжкам через нарты, а теперь уже по всему многоборью. Кирилл Ануфриев и Константин Чупров – это наши звезды.
- Как проходят тренировки?
- Методики как таковой нет, я изобретаю ее сам. У меня нет спортзала, я занимаюсь с детьми в коридоре, причем индивидуально. Наш «зал» - это улица и коридор, обязательны физические упражнения, бег. Детей я отбираю по прыгучести. Чем прыгучей, тем больше шансов достичь успеха в этом виде спорта. Вот у нас Вера Канева. Ей 12 лет, а она обыгрывает 17-летних. Начинают они с малых нарт, потом переходят на средние и большие – семьдесят сантиметров в ширину и полметра в высоту. Начинают с нескольких прыжков, а рекорд у моих ребят – 570 прыжков.
Важно, чтобы детям было интересно, чтобы они не бросили занятия, ведь у них сейчас огромный выбор – и телевизор, и компьютер. Но главный мой «конкурент» – лыжный спорт. Второй тренер в Кипиево тренирует лыжников. Он себе забирает лучших, а я набираю уже тех, кто останется. Войну с тренером ведем за способных детей. Всегда ему «жирный кусок» достается. У нас в Коми приоритет лыжам отдается. Он и моих еще переманивает. У них и лыжи, и снаряжение: деньги, которые выделяют на спорт на район, все идут на лыжи. Одаренные ребята в Кипиево есть. И среди наших лыжников тоже есть мастер спорта международного класса.
- Сколько у вас воспитанников?
- Всего в кипиевской школе девяносто учеников. Из них двадцать занимаются у меня, и еще двадцать – лыжами.
- Кто считается родоначальником этого вида спорта?
- Ямал. Они начали заниматься северным многоборьем после войны, с сорок шестого года. А потом братья Раисы Сметаниной Степан и Илья выполнили нормативы мастеров спорта по северному многоборью, когда учились там.
- А зародилось все в тундре, когда у оленеводов была свободная минутка?
- Не совсем. Это утилитарные дисциплины. Вот ходили оленеводы по болоту, чтобы проверить кочки, прыгали через нарты. Возьмем бег с палкой. Ненец весной, когда наст уже крепкий, бежит, бежит за оленями, устал, упал, потерял сознание, собрался умирать. Ворона своим карканьем привела его в чувство. Поэтому, кстати, оленеводы ворон почитают.
А самое интересное, я слышал, как ненцы придумали метание топора. Весной ненец любуется на полет гусей: летят они медленно, низко, красиво. Ненец думает: как бы мне сделать так, чтобы топор мой так летел, и начинает метать топор. Иной раз и на двести метров улетает.
- И не возвращается?
- Нет. Хотя над формой топора надо очень работать. Бывает так, что пойдет хорошо, но угол броска такой, что он обратно летит на десятки метров – бросок не удается. Вес топора не должен быть меньше 350 граммов. Но чем тяжелей – тем хуже для тебя. Все эти стандарты закреплены федерацией РФ по северному многоборью. Топоры я делаю сам. Можно из березы, лиственницы. Ручка – дерево, топор – металл и эпоксидка. Для каждого спортсмена делаю индивидуально. Чтобы изготовить топор, надо набить руку, навык нужен. Для малышей – ручка короче, вес легче.
Метание аркана – тоже сугубо насущный навык, необходимый оленеводу. Но, чтобы научиться этому, необязательно быть потомком оленеводов, хотя среди моих ребят такие есть.
- Они смогли бы заарканить оленя?
- Конечно! А в прошлом году на соревнованиях метали – заарканили того, кто снимал петлю с шеста. Тут важна не меткость, кстати, а то, как аркан раскроется. Некоторые так красиво это делают – аркан взлетает прямо из-под ног и раскрывается как парашют. Важно правильно смотать его.
- Девочки тоже метают аркан?
- Девочки нет, хотя уже в прошлом году они метали топор, т.е. сугубо мужские дисциплины становятся и женскими. Девочки не хотят отставать. А раньше они только прыгали и бежали с палкой. В Нарьян-Маре девушки уже бросают аркан.
- Этот вид спорта присущ только Северу?
- Не совсем. И в Бурятии бросают аркан, и в других областях. Этим летом в Ульяновске пройдет фестиваль национальных видов спорта. Там соберутся все – и городки, и копья, и арканы, и самые лучшие три вида станут олимпийскими.
- Ваша команда поедет на фестиваль?
- Пока мы, к сожалению, не можем представлять там республику: надо как минимум пять сильных мужиков и три девушки, а у нас молодежь и дети. Север будет представлять Ямал. Они сильны, ездят уже по всему миру. Они обладатели рекордов в северном многоборье: например, по прыжкам через нарты их результат 1090 прыжков. Топор они метают на 270 метров, а аркан – 60 раз подряд с одного подхода. Мы можем пока только десять. Тройной они прыгают 12 метров, мы пока десять.
- Как вас поддерживает район? Я знаю, что вас ценят – ваш портрет висит на Доске почета в Ижме.
- Район поддерживает чем может.
- Но спортзал в Кипиево не построит?
- Нет, не построит (смеется). Хотя, когда я ехал в Красноярск на соревнования, познакомился с тренером из Татарстана. Он спрашивает: сколько у тебя мастеров спорта? Четыре – отвечаю. А где вы занимаетесь? В коридоре. Он удивился: как так? У них, если есть мастер спорта, под него спортзал строят. Но дело не в условиях, главное, чтобы интерес был.
- А от кого это зависит?
- От тренера, конечно. Как тренер заразит ребенка, так он и пойдет дальше. Если у тебя самого интерес пропадет, от детей ждать нечего.
- А вы себе смену растите? Кто придет на ваше место?
- Моя дочь. С этого года она в Кипиево будет преподавать физкультуру. Когда училась в школе, тоже занималась у меня.
Комментарии (3)