21:45, 20.03.2014

Министр архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Валерий Кучерин: «Стоимость квадратного метра жилья к концу года должна снизиться»

Добиться снижения цены за квадратный метр жилищной площади будет не просто с учетом роста потребительского спроса, однако все возможные меры для этого будут приняты, заявил министр архитектуры, строительства и коммунального хозяйства в интервью агентству БНК. Кроме того, Валерий Кучерин оценил ситуацию с уровнем задолженности за ЖКУ, степень изношенности коммунальных сетей в регионе и рассказал о задачах отрасли на 2014 год.

KIR_1877.jpg

Фото Кирилла Затрутина

- В прошлом году площадь построенных квадратных метров жилья превысила плановые показатели на 17%. За счет чего это стало возможным и каковы прогнозы на ближайшее время?

- Сегодня отмечается рост спроса на рынке жилья. Подрядчики, которые на период кризиса свою деятельность приостановили и дома стояли никому не нужные, продолжают ее развивать. Есть спрос – есть и предложение. Также республиканский бюджет и Фонд содействия развитию жилищного строительства выделяют средства на реализацию программы переселения граждан из аварийного и ветхого жилья. В 2014-м году мы будем вводить 62 тысячи квадратных метров по программе сноса аварийного жилья. По нашим прогнозам, увеличение объемов жилищного строительства гарантировано до 2018 года. Кроме Сыктывкара и Ухты, которые в основном и занимались строительством по принципу долевого участия, у нас начинает действовать программа по развитию других районов республики, пусть и не в таких объемах, как в названных городах. В некоторых муниципалитетах существуют проблемы с разработкой генеральных планов – на это администрации с трудом находят деньги, - но там, где строительство на этот год уже запланировано (оно привязано, в основном, к районным центрам – в Прилузье, Усть-Куломском районе), генеральные планы по застройке территории есть.

- В связи с развитием жилищного строительства не планируется ли снижение стоимости квадратного метра?

KIR_1876.jpg

- Сейчас средняя рыночная стоимость жилья в Республике Коми составляет чуть больше 57 тысяч рублей за один квадратный метр. Но, если сегодня у людей возникает проблема купить квартиру в строящемся доме на третьем или четвертом этаже, потому что остался только девятый, о каком понижении цен может идти речь? При том, что квадратный метр продают и за 60 тысяч. Застройщик не станет снижать цену, если и за такие деньги квартиры берут. Тут действуют рыночные отношения. Мы же ставим для себя задачу на определенный процент снизить стоимость жилья - это одно из приоритетных направлений нашей деятельности в этом году. Поэтому при помощи комплекса мер будем на ситуацию влиять. Так, началось строительство двух жилых домов в районе совхоза «Пригородный» - это не центр, соответственно, купить квартиру в том районе будет дешевле. Ниже цена будет и на объекты малоэтажной застройки (уже есть планы на комплексную застройку целого микрорайона). Большее количество предложений на рынке позволит снизить среднюю стоимость квадратного метра жилья, и, надеюсь, к концу года она снизится процентов на пять-семь. А пока мы, конечно, отличились: по Северо-Западу находимся на первом после Санкт-Петербурга месте по размеру стоимости жилья.

- Сколько средств выделено на отрасль из республиканского бюджета в этом году и на что они будут потрачены?

- Всего по адресной инвестиционной программе Республики Коми на объекты социальной сферы выделено около четырех миллиардов рублей. Эти деньги будут направлены на строительство, реконструкцию и проектирование 108 объектов, среди которых 15 объектов образования, 6 – культуры, 4 – спорта, 8 – здравоохранения, 27 полигонов и площадок хранения отходов и др. Если говорить не о столице республики, а о районах, то в Емве появится спальный корпус со столовой для дома-интерната для престарелых и инвалидов, детский сад в Усть-Цильме, школы в селе Усть-Нем Усть-Куломского района, социально-культурный центр в селе Дон (Усть-Куломский район).

- Заявлялось, что взнос на капитальный ремонт в республике будет ниже, чем в других регионах страны. Действительно ли это так и будет ли компенсироваться разница между необходимой суммой сбора и наличной?

KIR_1880.jpg

- Правда, размер сбора в Республике Коми – один из самых низких в России, но мы не единственный регион, определивший сумму взноса ниже рекомендованной. Минстрой РФ рекомендует сбор от 5 до 10 рублей за квадратный метр. У нас пока дороже всего квадратный метр капитального ремонта обойдется Воркуте – 2,52 рубля, дешевле всего он будет стоить в Сыктывкаре – 2,1 рубля. Минимальный размер взноса утверждается постановлением Правительства РК и через несколько лет может поменяться. Но на этапе внедрения опыта мы проанализируем, какова собираемость именно с таким взносом, еще год-два для проведения капитального ремонта будет оказываться государственная поддержка. В большинстве же регионов России размер сбора определен от 6 до 8 рублей за квадратный метр. То, что введение такого сбора было необходимо, думаю, всем уже понятно. Сегодня те, кто хотел, приватизировали квартиры, стали собственниками, а содержать свою собственность почему-то не желают, перекладывая ответственность на государство. Хотя я понимаю, что приватизация прошла не совсем так, как надо: необходимо было сначала привести общедомовую собственность в порядок, прежде чем отдавать квартиры на приватизацию. В то же время государство несколько лет выделяет деньги на проведение капремонтов и еще 2 года будет выделять.

- Как вы оцениваете размеры задолженности за ЖКУ? Она будет расти или есть надежда ее ликвидировать?

- Задолженность населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги составила более 3 миллиардов рублей в прошлом году. Это половина общей задолженности за ЖКУ. Люди не платят по разным причинам. Есть категория обеспеченных граждан, которые просто не могут дойти до сберкассы. Например, я сам знаю несколько семей, проживающих в хороших квартирах, имеющих несколько автомобилей, но оплачивающих счета за ЖКУ от суда до суда. Другой вариант – это безработные и малоимущие граждане. Просроченная задолженность постоянно растет. Причины не только в неплатежеспособности населения: это пустующее жилье, безответственность потребителей ЖКУ, несогласие с суммой выставленного счета и качеством услуг. Такие обстоятельства как нестабильность и несвоевременность выплаты заработной платы, рост безработицы в условиях кризиса, качество работы предприятий ЖКХ практически мгновенно отражаются на количестве должников. Для всех групп должников разработан ряд мер, направленных на оптимизацию сроков погашения задолженности. С введением сбора на капремонт задолженность, надо думать, вырастет за счет тех, кто не платил и платить не собирается. Самыми платежеспособными и добросовестными потребителями коммунальных услуг являются пенсионеры, самая недобросовестная в этом плане категория – молодежь.

- Насколько критичен в регионе уровень изношенности коммунальных сетей? Есть вероятность того, что в обозримом будущем все старые сети будут заменены?

KIR_1887.jpg

- Уровень ветхости сетей я не считаю критическим. Этот отопительный сезон, за исключением двух небольших аварий, до настоящего времени мы прошли без эксцессов. Вообще, у нас остается оптимизм в этом вопросе. Если в прошлом году мы отремонтировали от 8 до 9% сетей, то в текущем году ставится директива 10%. С учетом ежегодного прироста ветхости сетей в объеме 1,25% от имеющихся и выполнения планов по их замене в объеме не менее 10% в год полное обновление коммунальных сетей возможно в течение 10 лет. В вопросе подготовки к отопительному сезону я придерживаюсь такой позиции: если не рвануло при качественных испытаниях летом, не рванет и зимой, а лучше даже пусть что-то случится летом, тогда у нас будет время заменить изношенный участок сети, и в отопительный период ненадежный участок уже не войдет. Вероятно, могут возникнуть трудности с поиском средств, но в таком случае мы займемся перераспределением, главное, чтобы все опасные места были ликвидированы.

1521

Комментарии (40)

Добавить комментарий
  • Сергей
    20 марта 2014 г., 21:57:51
    Ответить
    ЩАААС тебе министр население ответит.
    Ты хоть думай, что несешь?
    • ссс
      21 марта 2014 г., 1:07:36
      Ответить
      пусть ответит за точечную застройку лучше!!!
      • Василий
        25 марта 2014 г., 12:18:57
        Ответить
        пусть ответит
        И, за парк ветеранов.
  • Глоба
    20 марта 2014 г., 22:17:27
    Ответить
    Не-а! Я такие прогнозы не давал
    Этот г-н с Гробовым консультировался.
  • Что он мелет этот министр?
    20 марта 2014 г., 22:21:06
    Ответить
    Сейчас стоимость квадратного метра на вторичном рынке где то около 85 тыс за кв метр. Цены растут и будут расти. Тем более, что в связи с присоединением Крыма ожидается гиперинфляция.
    • нет
      21 марта 2014 г., 9:09:45
      Ответить
      он не мелет, он предсказывает ,он экстрасенс
    • sdfgsfg
      21 марта 2014 г., 11:12:52
      Ответить
      85 тыс за кв метр
      Это в Сыке, а "в среднем по палате" может и будут такими цифры. В Воркуте, наверное, бесплатно квартиры раздают.
  • Житель
    20 марта 2014 г., 22:41:37
    Ответить
    Почему нами руководят одни СКАЗОЧНИКИ?
  • Дровосек
    20 марта 2014 г., 22:58:30
    Ответить
    Про сказку
    Руками водить не дрова рубить
  • Ромашка
    20 марта 2014 г., 23:03:24
    Ответить
    нет! нет! нет! не подешевеет! покупайте чичас пока дешево!
  • 12345
    20 марта 2014 г., 23:54:42
    Ответить
    Всё это сказки для наивных, дешеветь квадраты точно не будут, у них одна дорога - всё выше и выше и выше:) Покупайте квартиры в крыму, там подешевле.
    • 33
      21 марта 2014 г., 9:26:53
      Ответить
      вы думаете один такой умный крымчане щас сыой рынок недвижимости заморозят что бы узнать истиную стоимость своей недвижимости щас москали залезут и можно свой домик возле моря продать за 2-3 миллиона долларов. ну я бы зделал так
    • В Крыму дорого.
      21 марта 2014 г., 9:53:28
      Ответить
      А вот в центре Киева уже дёшево. Правда, всё равно никто не берёт.
  • чушь
    21 марта 2014 г., 5:44:11
    Ответить
    зачем писать очередную глупость. Идите и купите квартиру за такие деньги
  • Анан
    21 марта 2014 г., 7:00:00
    Ответить
    Словоблудием любители заниматься. Цена должна снизиться... Не снизится, скажет, я же не говорил что снизится, ДОЛЖНА БЫЛА понизиться.
  • будем будем будем
    21 марта 2014 г., 7:00:44
    Ответить
    Вам получку надо платить -----БУДЕМ БУДЕМ БУДЕМ - ПЛАТИТЬ
  • космас
    21 марта 2014 г., 7:22:50
    Ответить
    он ушел в бредни
    и не смог объяснить, что имеет в виду строительство социального жилья и подразумевает его стоимость. Действительно, стоимость социального жилья возможно понижать бесконечно, пока оно не превратится в подобие конуры
  • горожанин
    21 марта 2014 г., 8:41:24
    Ответить
    в тему
    Да...что делает с человеком высокий пост. Отличный же мужик, вменяемый , честный ... был...а такую чушь говорит про цены на жилье и сети, что диву даешься)
    • цеце
      21 марта 2014 г., 11:14:12
      Ответить
      Его заставили.
  • 222
    21 марта 2014 г., 8:51:31
    Ответить
    Вообще, по нынешним временам пора искать территорию, где можно выращивать продовольствие самостоятельно. А это никак не относиться к республике Коми =)) Южнее, гораздо южнее с умеренным климатом и более длинными летними периодами =))
  • хочу квартиру
    21 марта 2014 г., 9:13:30
    Ответить
    Дело в том. что квартиры у нас дорогие в том числе и потому что на этапе застройки скупаются целыми подъездами единолично богатенькими товарищами, а на после сдачи дома продаются по ценам выше рыночных, а т.к. как правило все квартиры скупаются на этапе застройки у конечного потребителя нет выбора, как влезать в пожизненные кредиты и покупать такие квартиры за бешеные деньги. Так может на этапе застройки эти квартиры скупать Республике/муниципалитетам и с небольшой адекватной надбавкой по завершению строительства продавать эти квартиры. Эффект сразу станет очевиден, снизятся цены на рынке жилья, если учитывать, что строить сейчас будут больше это выразится в здоровой конкуренции и застройщикам придется снижать цены. Второй положительный эффект для бюджета, вложенные деньги в итоге будут возвращаться с прибылью, не большой но все таки в доход бюджета. И самое главное позволит обеспечить жильем обычных, среднестатистических бюджетников и других не высокооплачиваемых трудяг, которым тоже надо где то жить. Это сработает, если республика пойдет на такие большие затраты, потому что все вышесказанное будет действовать если будет выкупаться хотя бы 50% строящегося жилья.
    • горожанин
      21 марта 2014 г., 13:12:02
      Ответить
      в тему
      Даже если и захотят скупать - не станут. Головы им пооткручивают нафиг за падение цен и спроса.
      Отправлено из мобильной версии
  • немного строитель
    21 марта 2014 г., 9:19:08
    Ответить
    всё фигня! Цены растут как на дрожжах. Кирпич и цемент дорожает, и цены диктовать им наш министр не может. Кто он для них такой? Как он может диктовать на рынке свои условия, если он их министерство ни копейки не выделило для строительства дома??? Пусть их чудное министерство построит дороги, электросети, котельные, детские сады, водопровод и канализацию к развивающемуся и отданому одному застройщику микрорайону под застройку, - вот тогда он и будет диктовать цены на жильё. Далеко ходить не надо- пример есть в Казани. Там строят целыми микрорайонами. А о несбыточных вещах говорить все могут. Лучше бы так и сказал прямо: что наше министерство занимаеться протиранием штанов, пропиванием чаёв, покупкой Ленд Крузеров для министерства, и собиранием табличек с данными о том кто из строительным фирм сколько построит жилых метров в этом году. А они потом отчитываються в Москву, что вот мы как хорошо работали в этом году- Вон скока понастроили!!! И так на протяжении 15 последних лет. Никому до строительства дела нет!!! Строят как попало, проектируют кто попало, экспертиза проверяет как попало, за строительством никто толком не ведет контроль, только на бумаге всё красиво. Осталась одна контора которая хоть как то влияет на стройки - это Управление архитектуры администрации города во главе с Заборским. И то он всё не контролирует. Толщина наружных стен в пол кирпича (120 мм) с утеплителем на Севере, у нас в Сыктывкаре - это уже реальность!!! Задумайтесь!!! И за эти халупы они просят 60 000-70 000 рублей за метр. Это же не Москва, это же Сыктывкар!!!
    • ну все таки
      21 марта 2014 г., 9:50:39
      Ответить
      цемент не только в Коми дорожает, а мы как то на второе место по СЗ по стоимости жилья выползли. Нам продают цемент с золотой крошкой?
      • .
        21 марта 2014 г., 10:08:37
        Ответить
        .
        вспомнился анекдот в тему. К папе-банкиру подходит сын и спрашивает:
        - Пап, вот смотри - деньги в твоём банке принадлежат другим людям - клиентам, вкладчикам и т. д. А как ты заработал на особняк, "Мерс" и яхту?
        Папа отвечает:
        - Сынок, в холодильнике кусок сала лежит, принеси его сюда.
        Сын принёс.
        - А теперь на место унеси.
        Унёс. Возвращается и спрашивает:
        - И что?
        Папа:
        - А пальцы-то жирненькие...
    • Всё правильно!
      21 марта 2014 г., 9:59:13
      Ответить
      Показатель дешёвого жилья - нанобарак в Лесозаводе слепленный непонятно какими строителями. Каркасник из профилей на севере! Бедные люди живущие там! Зато дёшево.
      • +++++
        21 марта 2014 г., 10:21:36
        Ответить
        и все на электричестве!!! ппц!!
        отопление, плита, вода ужас

        улицу топить будут в -40
  • снизится!
    21 марта 2014 г., 9:58:26
    Ответить
    вы забыли про могильник. кто захочет жить рядом с могильником,да еще с таким.я уже дала объяву о продаже квартиры.пока не подешевело.
  • Немного покупатель
    21 марта 2014 г., 12:39:00
    Ответить
    Цена квадратного метра (для справки) так для общего развития:
    ООО "Горстрой" - ул Домны Каликова - 67 300 руб/м2, без отделки.
    С отделкой , простенькой, не евро ремонт= 67 300+8000= 75300 руб/м2.
    К примеру в их доме двухкомнатная квартира стоит 52м2*75300=3 915 600 рублей.
    Это так немного выше чем 57 000 рублей.
    Ну не в Тимане же брать квартиры, там же как Соты для пчёл в Улье. Парковки нет вообще, как и везде сейчас.
    И советую перед покупкой квартир посмотреть на наружные стены, и прописать это в договоре купли-продажи или долёвки. А то будут вам потом и сквозняки и плесень и грибок на стене. Вам это надо???
  • ГАЛИНА
    21 марта 2014 г., 14:01:58
    Ответить
    КУПИЛА 1 КОМ/КВ ,НО МЕЖКОМНАТНОЙ СТЕНЫ СКАЗАЛИ НЕ БУДЕТ,ЭТО Я ДОЛЖНА ПОДНЯТЬ КИРПИЧИ И ПОСТРОИТЬ СТЕНКУ РАЗДЕЛИТЬ КОМНАТУ ОТ КУХНИ,БРЕД ПОЛНЫЙ,СТРОИТЕЛИ ОБНАГЛЕЛИ ЦЕНЫ ПОДНИМАЮТ,А ОБЪЕМ РАБОТЫ СЕБЕ УМЕНЬШАЮТ,ОБЯСНИТЕ ЭТО ПРАВИЛЬНО И КУДА МНЕ ОБРАТИТСЯ
  • ГАЛИНА
    21 марта 2014 г., 14:01:58
    Ответить
    КУПИЛА 1 КОМ/КВ ,НО МЕЖКОМНАТНОЙ СТЕНЫ СКАЗАЛИ НЕ БУДЕТ,ЭТО Я ДОЛЖНА ПОДНЯТЬ КИРПИЧИ И ПОСТРОИТЬ СТЕНКУ РАЗДЕЛИТЬ КОМНАТУ ОТ КУХНИ,БРЕД ПОЛНЫЙ,СТРОИТЕЛИ ОБНАГЛЕЛИ ЦЕНЫ ПОДНИМАЮТ,А ОБЪЕМ РАБОТЫ СЕБЕ УМЕНЬШАЮТ,ОБЯСНИТЕ ЭТО ПРАВИЛЬНО И КУДА МНЕ ОБРАТИТСЯ
  • Александр Щиголев
    21 марта 2014 г., 14:03:05
    Ответить
    Как людей дурят!
    .
    .
    "Добиться снижения цены за квадратный метр жилищной площади будет не просто с учетом роста потребительского спроса,"
    -------------------------------------------------------------

    На основании Федерального закона от 24.07.2008 № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" был создан Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, которому были переданы Федеральные земли в различных регионах под строительство ДОСТУПНОГО жилья.
    В п. 6.4 Закона сказано: Фонд осуществляет передачу земельных участков Фонда в безвозмездное срочное пользование жилищно-строительным кооперативам, которые созданы в целях обеспечения жильем граждан, указанных в части 4 статьи 16.5 настоящего Федерального закона, и удовлетворяют условиям, установленным статьей 16.5 настоящего Федерального закона (далее - кооперативы), а также безвозмездную передачу земельных участков Фонда в собственность кооперативов и (или) граждан, являющихся членами кооперативов;
    Во исполнение этого Закона было издано Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2012 г. "Об утверждении перечня отдельных категорий граждан, которые могут быть приняты в члены Жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в целях обеспечения жильём граждан в соответствии с Федеральным Законом "О содействии развитию жилищного строительства..." В список включены такие категории граждан, как учителя, врачи, инвалиды, ветераны и др.

    Выражаясь бытовым языком, Путин решил удешевить стоимость жилья путём воссоздания забытых ЖСК, когда граждане сами, на свои деньги, строят себе жильё, а не покупают его у застройщиков, платя в тридорога в машну строительных олигархов. Т.е. квадратный метр должен был обходиться, примерно, в три раза дешевле.

    На заседании рабочей Группы в ГосСовете господин Кучерин рассказал о выделении земли в местечке Верхний Чов под строительство нового микрорайона, которая уже отдана ООО "Фонд жилищного строительства города Сыктывкара" (отмеченному уже, как минимум,одним уголовным делом), который раздаёт участки частным инвесторам под застройку. Всего там будет около 200 тысяч кв. метров жилья.

    Я поинтересовался, являются ли эти земли Федеральными, которые выделены на основании указанного Закона, на что получил положительный ответ.
    Тогда я спросил, а почему эти земли выделены не Жилищно-строительным кооперативам учителей, врачей и др. категорий из списка, как того требует указанный Закон, а отданы частным инвесторам....

    Пауза длилась секунд двадцать, потом был дан ответ: " А никто из учителей и врачей к нам не обращался...".

    На мой наивный вопрос, а знают ли люди, что есть возможность создать ЖСК, которому вы выделите землю, что бы они могли без посредников построить себе дешёвое жильё.
    Тут вмешался Председатель комиссии ГосСовета господин Медведев, который заявил: "А мы не обязаны доводить до них эту информацию.!" (?).
    На мой вопрос, а не является ли он народным избранником, господин Медведев отвечать не стал, перевёл стрелки на следующую тему.

    Я не знаю все подводных камней земельных распределений, но кажется мне, наивному, что людей просто очередной раз кинули, забрав Федеральные земли, предназначенные под кооперативное строительство дешёвого жилья, и отдав их всё тем же частным инвесторам и застройщикам, что бы теперь нам откровенно заявлять:
    "... по Северо-Западу находимся на первом после Санкт-Петербурга месте по размеру стоимости жилья".

    В соответствии с Законом "О прокуратуре в РФ" (ст.10), обращение в Прокуратуру может быть не только в виде заявлений и жалоб, но так же и иных видов.
    Прошу Прокурора Республики Коми считать данный комментарий моим к нему обращением на предмет проверки законности выделения указанного участка земли ООО "Фонд жилищного строительства г. Сыктывкар" и передачи участков этой земли частным инвесторам, а не Жилищно-строительным кооперативам.
    • Александру
      21 марта 2014 г., 15:27:31
      Ответить
      Уважаемый, Вы нашли очень оригинальный способ совершить суицид
      за 200 тысяч квадратных метров (это, примерно, 12 миллиардов рублей ЧИСТОЙ прибыли) Вас могут очень легко в этом помочь.)
  • 1
    21 марта 2014 г., 14:04:04
    Ответить
    1
    Кучерин производит впечатление честного и адекватного человека, чего не скажешь о его предшественнике товарище Поздееве, который руководил данным министерством много лет. А теперь народ задайтесь вопросом - почему при министре архитектуры Поздееве, по совместительству владельцу строительной фирмы, цены на недвижимость в маленьком северном городе взлетели до небес, а при министре архитектуре Кучерине Сыктывкар сейчас представляет собой большую стройку с перспективой значительного снижения стоимости жылья через 2-3 года. Мое мнение-дайте Кучерину время, вроде нормальный мужик.
    • 2
      21 марта 2014 г., 14:49:42
      Ответить
      2
      А что, есть хоть один чиновник, на ком весит бейджик - ВОТ И ДУРАК ?

      Все они выглядят равноапостольными святыми... Воровская власть никогда не поставит на хлебное место честного человека. Зачем им ЭТО НАДО ?
    • Александр
      21 марта 2014 г., 17:03:58
      Ответить
      Так Поздеев уже три года говорит что жилье будет дешевле, а оно как дорожало так и будет дорожать.
  • боже
    21 марта 2014 г., 14:33:31
    Ответить
    какой бред тут печатают((( квартиры будут дешеветь... или это все весна так действует?
    • 222
      21 марта 2014 г., 15:01:04
      Ответить
      Это не квартиры будет дешеветь, это уровень жизни населения будет падать. А потом будем "уплотнять" имеющих квартиры большой площади =)) Как в украине =))
  • плотник
    21 марта 2014 г., 16:28:36
    Ответить
    грядут рчередные выборы-!!!!!!!!! оснижении стоимости жилья уже трендят много лет-хотя в объекты вклад. и бюджетные деньгипусть скажет желтый дом и ольшевский кучерин просто не вкурсе все дорожает кроме жизни человека просто нам замазывают глаза фекалиями
  • Пенсионер
    26 марта 2014 г., 15:06:53
    Ответить
    Ты лучше расскажи...
    Зачем запретили платить по счётчикам за воду и тепло? Какой идиот додумался до такого?!
    Что ты строишь, вместо 1-й поликлиники?! То что ты городишь, ни куда не годится, ни функционально, ни по обьёмам.
    Когда же ты умник , достроишь "Серёгово"?
    Зачем вырубили парк рядом со школой и вместо парка или стадиона для школьников, строишь "пентагон"
    Шёл бы ты занимать ся чем умеешь, если вообще, что то умеешь, а не лепил бы тут свои тупые мыслишки.