Дмитрий Коган: «Перформеры просто-напросто издеваются над искусством, поскольку внутри у них – духовная пустота»
Маэстро Дмитрий Коган посетил столицу Коми в рамках федеральной благотворительной акции «Время высокой музыки», проводимой при поддержке «Единой России». Он дал единственный концерт в театре оперы и балета республики, послушать который собрались меломаны всех возрастов, в том числе юные северяне из разных городов и районов. Интервью с известным скрипачом разместила в своем блоге на БНК главный редактор газеты «Красное знамя Севера» Дарья Шучалина.
Фото Андрея Ретанова
Подтекст и контекст
– Дмитрий Павлович, сочетаются ли, на ваш взгляд, музыка и политика?
– А почему так поставлен вопрос?
– Ну, ведь проводимая благотворительная акция, хотя и направлена на продвижение музыкального искусства, однако же имеет политический, точнее – партийный, подтекст…
– Во-первых, подтекстов нет. Есть контекст: да, «Единая Россия» в данном случае выступает в качестве партнера, так что акция действительно проводится при поддержке партии. Не вижу в этом ничего зазорного. Во-вторых, я не считаю, что политика и музыка должны совмещаться. Вот если бы мне поставили условие: на концертах агитировать за какого-то политика – я бы просто-напросто отказался от таких партнеров. Музыка хороша, когда она сама по себе.
– На концерте у нас было сказано, что акцией охвачены уже 14 регионов. Как подбираете программу?
– Стараюсь ее разнообразить. Хотя, конечно, есть повсеместно популярные произведения, слушать которые желает публика всех уголков страны.
– Я так понимаю, одно из таковых – «Времена года» Вивальди?
– Да. Поэтому и в Сыктывкаре я исполнил этот цикл. Хотя, конечно, прозвучал он не так, как я хотел.
– В смысле?
– Планировал сыграть с оркестром, однако в последний момент приезд музыкантов, к сожалению, сорвался. Я понимаю, что под рояль звучание именно этого произведения – не то… Ну да ладно. Рад, что зрителям понравилось. Я почувствовал это.
– По аплодисментам?
– Не только. Любая аудитория источает энергию: либо положительную, либо отрицательную. Сыктывкарцы мне посылали хорошие флюиды.
Республике повезло!
– В других регионах реакция иная?
– Везде по-разному. Хотя в целом могу констатировать, что зал благодарный. Наверное, потому, что на такие концерты приходят именно меломаны. Жаль, что не всегда среди них оказываются местные власти.
– Чиновники не приходят на ваши выступления?
– Не везде. Потому, кстати, пользуясь случаем, через вашу газету хочу выразить благодарность Вячеславу Гайзеру (врио Главы Коми – прим. авт.) за то, что не просто пришел и высидел вечер, а поднялся на сцену и высказал очень теплые и очень правильные слова. Они шли от сердца. Так, как он, мог высказаться только человек, который разбирается в искусстве и ценит его. Республике Коми в этом смысле повезло с руководителем.
Да и вообще: мое мнение – не может быть чиновник полноценным, если не тяготеет к культуре. Увы, но для многих власть имущих в стране «культура» – это пустой звук.
– Быть может, имеет смысл популяризировать классику, чтобы она стала привлекательнее для масс?
– Нет. Во-первых, классика – будь то музыка, архитектура или живопись – это элитарное искусство. Тотальной любви среди населения быть не может. Это нормально. Но власти должны создавать условия для того, чтобы люди могли выбрать, чему посвящать свое время: праздному досугу или культурному.
– То есть вы против осовременивания классики?
– Конечно! Я никогда не буду читать Гюго по отрывкам из его произведений, размещаемым в соцсетях интернета, да еще и в чьей-то дилетантской интерпретации. Так и с музыкой. Если произведение написано в определенном виде и для определенных инструментов – играть надо, следуя партитуре автора.
Пример. Ныне многие под предлогом упрощения классики играют произведения, востребованные веками, не на классической скрипке, а на электронной. У меня вопрос: а почему эти люди не хотят написать произведения непосредственно для электронной скрипки и играть их себе на здоровье?! Почему надо обязательно поганить классику?!
Или вот возьмем живопись. Не так давно я увидел «осовремененного» Да Винчи. Его «Мона Лиза» изображена в военной форме. Ну, к чему это? И разве возможно таким вот образом пробудить любовь к великому художнику – уродуя его картины?
Даром не пройдет
– Такого рода «деятели» позиционируют себя создателями современных арт-объектов.
– Да уж... Эти перформеры просто-напросто издеваются над искусством, поскольку внутри у них – духовная пустота.
– Дмитрий Павлович, выходит, основы основ надо закладывать с детства?
– Само собой. Хотя тут тоже есть нюансы. Я вот, например, когда был маленьким, после первого же музыкального урока ощутил отторжение, поскольку скрипка в моих руках издавала не ласкающие слух звуки, а какое-то шипение и хрип. Мне хотелось всего и сразу. Со временем я понял, что для достижения результата нужно прикладывать массу сил, и даже при этом путь до большой сцены все равно долгий и непростой.
– Между тем, вы его прошли…
– Потому что дали всходы те зерна, которые были посеяны в мою душу в детстве благодаря музыкальным занятиям. Я советую всем родителям приобщать своих детей к музыке и другим видам истинного искусства. Уроки культуры, поверьте, даром не пройдут! Только так ребенок вырастет высоко духовным и правильно воспитанным.
– Сейчас не жалеете, что посвятили себя музицированию?
– Что вы! В жизни надо заниматься тем, что любишь и что умеешь. Вот я этим и занимаюсь. Ничем другим. Потому что умею только это.
Стрельба, кровь…
– А отдыхаете как?
– Если говорить о спорте – плаваю. Традиционное мужское хобби – охота – не мое. Стрельба, кровь… Это ужасно. А вот рыбалку признаю, но жутко раздражаюсь, когда долго не клюет.
– Возвращаясь к вашей профессии, скажите: а как быть регионам (таким, как Коми), которые находят талантов, взращивают их, а потом те уезжают в большие города и больше не возвращаются?
– Статус кузницы кадров – престижен для любого региона. Хотя, конечно, 100-процентного оттока музыкантов, артистов и других представителей искусства быть не должно. Выход прост: надо создавать условия, в которых им было бы комфортно самореализовываться на своей малой родине. Многие ведь едут в мегаполисы от безысходности.
– Дмитрий Павлович, я сама по первому образованию музыкант, так что, думаю, вам есть, что ответить на мой следующий вопрос: что из еще не сыгранного вы мечтаете разучить и исполнить?
– Ой, очень много всего! Так вот сразу, наверное, и не назову.
– Ну, вот прямо сейчас что на ум приходит?
– Цикл виртуозных произведений Бетховена.
Комментарии (4)
Д.Коган– Что вы! В жизни надо заниматься тем, что любишь и что умеешь. Вот я этим и занимаюсь. Ничем другим. Потому что умею только это.
А наша Даша на все руки от скуки: Дмитрий Павлович, я сама по первому образованию музыкант.
Получается , что духовная пустота, пространство - это вовсе не плохо. Так как она духовная.
Духовное пространство .......)