Валерий Марков: «С «Монди» надо работать жестко и грамотно»
В конце февраля МОД «Коми войтыр» проведет встречу представителей семи районов, где работает «Монди», с руководством предприятия. Среди инициаторов переговоров – один из лидеров «Коми войтыр», первый вице-спикер Государственного Совета РК Валерий Марков. На встрече, в частности, пойдет речь о конфликте в Эжве, где из-за несогласия с результатами аттестации рабочих мест без работы могут остаться сотни жителей столицы. Об этом в интервью агентству БНК рассказал Валерий Марков.
Один из лидеров местного сообщества Валерий Марков призвал к грамотному давлению на «Монди». Фото БНК
- «Коми войтыр» давно работает с компанией «Монди». Три года назад началась реструктуризация работы «Монди» с введением скандинавской лесозаготовительной технологии, что потребовало высвобождения людей – уже не нужно такого количества рабочих рук, как раньше. В основном там работало местное население. Где они найдут работу в глубинке, кто в этом им поможет? И наши активисты на местах стали говорить довольно жестко о создании альтернативы. Но это были не голословные требования, а работа с опорой на соответствующие документы, с опорой на международные нормы. И процесс пошел. Не везде, но там, где наши активисты работали грамотно.
- Напомните, что за ситуация была три года назад.
- Тогда в Тимшере и Зимстане Усть-Куломского района закрывалось крупное предприятие. На улице должны были оказаться 150 человек. Работа шла около двух лет. Наше усть-куломское представительство МОД «Коми войтыр» вмешалось, в отличие от Удоры, где закрыли участок в Усогорске, теперь вот чешут затылок. А Усть-Кулом не промолчал. Пострадал, кстати, заместитель генерального директора «Монди» за то, что пошел на переговоры с нами: он был уволен. Но в итоге всех пенсионеров отправили на пенсию, все трудоспособное население трудоустроили. Теперь обратно открывают на Тимшере предприятие.
- За счет чего удалось одержать победу?
- Здесь нужно просто грамотно работать. Нужно искать аргументы. Обвинение в апартеиде – достаточно серьезная вещь, бьющая по имиджу международного промышленного гиганта, и, если оно не подтвердится, могут быть неприятности.
Непростые отношения с «Монди» везде – и в Прилузье, и в определенной степени в Койгородке, но у Усть-Кулома есть успешный опыт работы с этой компанией, который надо использовать. То, что сейчас происходит в Эжве, это другое. Надо требовать, чтобы свои действия четко соотносили с нашим внутренним российским законодательством, но и с международными нормами и принципами.
Любая компания должна действовать в соответствии с законодательством страны, на территории которой работает. Есть международные рекомендации. Это так называемые директивы Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). В соответствии с этими директивами они должны в тех местах, где работают, не только соблюдать законы, но и находить понимание, согласие с местным населением. Это касается социально-экономического партнерства, земельных отношений, согласия населения пустить их на территории своего традиционного проживания. Это одно из основных условий, благодаря которому компания считается успешной. Тогда им будут давать кредиты и прочее. И здесь мы использовали эти рычаги.
- Как зарубежные кредиторы поймут, что взаимоотношения с населением компании выстраиваются в позитивном ключе?
- Когда компания «Монди» брала кредиты на проект «Степ» и приезжала комиссия ЕБРР, они встречались с нами – не с руководством компании, а именно с общественниками – спрашивали, как мы смотрим на проект «Степ», насколько считаем его разумным, нужным и т.д.
Прежде чем высказать свое отношение к проекту, я задал им несколько вопросов, самый главный из которых – сколько человек в результате реализации проекта останутся без работы. После моего вопроса они перестали улыбаться знаменитыми западными улыбками, но на мой вопрос так и не ответили. На мое предположение, что это будет две тысячи человек, тогдашний заместитель генерального директора Самоделкин признался, что несколько больше. Тогда какой ответ вы ждете от нас, когда вы не знаете, сколько высвободится людей и какая будет их судьба? Они провели формальные общественные слушания, получили согласие людей и реализовали проект. Но цель наша была другая – чтобы они пошли на те же принципы работы, по которым работают в западных странах. С Россией они работают по-другому, это тут они позволяют себе вести себя так.
- Почему?
- Потому что в России проще договориться с каким-то чиновником, чем с людьми. Поэтому они предпочитают разговаривать с властью.
- Но ведь сейчас мы видим как раз другую ситуацию: в эжвинском конфликте власть стала на сторону людей…
- Да, ситуация с Эжвой находится под пристальным вниманием руководства республики, но при этом надо действовать иными методами, упирая на законодательные нормы и западные рекомендации. Ни в коем случае не шантажировать.
«Коми войтыр» в ситуации с Эжвой будет требовать соблюдения всех норм и правил. Но вот здесь вмешиваться несколько сложнее, так как это связано с технологическим процессом. Только соблюдение законодательства в полном объеме. Законодательство требует, чтобы аттестация рабочих мест проходила вместе с профсоюзами, значит, мы выясним, почему они не были подключены в должной степени. Если были нарушения – признайте свою ошибку и делайте по новой. Если они сами не отменят свое прежнее решение, значит, надо добиваться этой отмены по суду.
Пока же люди поставлены в такие условия, что вынуждены согласиться с предложенными результатами аттестации. Или подписывайте приказ, или, если считаете, что ваше рабочее место сопряжено с вредными и опасными условиями труда, и не согласны с иным, увольняйтесь. На место уволившихся – получается, что по собственному желанию – работников придут новые, более покладистые, поскольку им не пришлось потерять в зарплате, а они идут на совершенно новые условия. То есть, или вы соглашаетесь с аттестацией и падением заработной платы – или до свидания. Для старых это удар, для новых – новая работа. То есть экономия расходов и издержек производства достигается, в том числе, за счет фонда оплаты труда. Параллельно они тратят немалые средства на улучшение условий труда, дополнительные возможности по облегчению труда на каждом рабочем месте. Уровень шума в цехах уменьшился, работники не стоят, а сидят за пультами управления и т.п. Но опять же, в какой степени – мы судить не можем, тут должны быть серьезные исследования.
При разрешении конфликта в Эжве требуется учесть опыт усть-куломского представительства «Коми войтыр». За нарушения законодательства и соответствующих норм придется отвечать по полной. В этом случае принятые решения надо будет отменить и провести заново. Надо стоять достаточно жестко и требовать, чтобы считались с нашими законами и международными нормами, требующими подключения местного сообщества. Жестко и грамотно.
Комментарии (39)
не верю
монди снижает издержки, так везде
поинтересовались бы для начала что это означает
Ну ещё бы! Выборы скоро....
Строят люди мост через реку, их местная власть попросила это сделать, строят себе и строят, власть попросила самостоятельно это сделать людей из ими же найденных материалов, мост вот уже почти возведен, но не тут то было, власть говорит, что мол материал для моста мог бы быть и лучше, когда появились силуэты моста власть начала проявлять своё мнение.
Сверх 5 процентов предусмотренных Законом РФ вы подарили еще 5 процентов руководителям. А 15 процентов ЛПК вообще продали с нарушениями. Даже было заведено дело но его закрыли. Вы голосовали за или против продажи предприятия, построенного всем народом страны? Вы про народ тогда подумали?