Мастерица Людмила Клёус: «Когда работаю, вся трясусь в буквальном смысле»
Резьба по яичной скорлупе в исполнении сыктывкарской мастерицы впечатлила экспертов в области декоративно-прикладного искусства из Санкт-Петербурга. Людмила Клёус, участница IV республиканской выставки-ярмарки народных промыслов и ремесел «Жемчужина Севера», состоявшейся в начале декабря в Центре культурных инициатив «Югор», стала обладательницей специального приза от Международной гильдии мастеров. Помимо денежного приза, рукодельница получила приглашение на персональную выставку в Северную столицу.
Людмила Клёус рассказала, как «заболела» резьбой по скорлупе яиц. Фото Кирилла Затрутина
Напомним, с 6 по 8 декабря в Сыктывкаре состоялась IV республиканская выставка-ярмарка народных промыслов и ремесел «Жемчужина Севера». Мероприятие, инициированное Центром культурных инициатив «Югор», собрало рекордное количество участников: заявки на участие отправило более 100 мастеров, 70 из них представили свои работы в выставочном пространстве центра. Специальным гостем выставки стала делегация мастеров Некоммерческого партнерства «Международная гильдия мастеров». Гости из Санкт-Петербурга провели для жителей Сыктывкара уникальные мастер-классы. Питерский стеклодув и дизайнер по стеклу Таир Алиев показал, как создавать украшения из стекла. Ювелир Маргарита Фомина познакомила любителей хенд-мейда с авторской технологией: с помощью камней и проволоки мастерица на глазах публики создавала уникальные украшения-трансформеры. Побывала на выставке и Наталья Квасова. В прошлом врач высшей категории, в 1990-е она решила заняться бизнесом, продавая шубы. Погрузившись в «меховую» тему, Наталья стала принимать заказы по индивидуальному пошиву шуб. Спустя почти 20 лет Модный дом Натальи Квасовой специализируется на индивидуальном пошиве оригинальных моделей верхней одежды из натурального меха и кожи, головных уборов и аксессуаров, отличающихся особой лаконичностью и красотой. Модели ее коллекций совмещают современные европейские технологии с традиционными способами обработки меха: сложной вышивкой стеклярусом, бисером, инкрустацией мехом, плетением кружев из шелковой нити на коклюшках и челноках. Удивительные работы мастера можно было увидеть также на выставке в формате дефиле. Кроме того, были представлены и вязаные изделия ручной работы «Златиборска осьмица» сербских мастеров, представленных в Сыктывкаре Галиной Дивац.
Фото БНК
Экспертная комиссия определила победителей выставки по шести номинациям. Приз за лучшую экспозицию получил Кунибский психоневрологический интернат Сысольского района, за сохранение национальных традиций – Усть-Цилемский историко-мемориальный музей имени Журавского. Сыктывкарки Валентина Толченникова и Ирина Артемьева были награждены в номинациях «За инновационный подход» и «Лучший новогодний подарок», соответственно. Лучшим в своем мастерстве был признан резчик по капу Василий Попов. Специальные призы получили сыктывкарская мастерица Людмила Клёус и школьная компания «Агродар» из детского дома-школы имени Католикова. Приз зрительских симпатий достался школьной компании «Мед олас» сыктывкарского детского дома №3. В голосовании приняло участие более одной тысячи посетителей.
Впервые работы мастеров оценивались и как бизнес-проекты. На конкурсе бизнес-идей были отмечены Владислав Грасс и мастерская Dollyland, снэк по-коми в виде сушеной моркови, предложенный районным центром изобразительного искусства Прилузья, и школьная компания «Мед олас».
Санкт-Петербургские эксперты высоко оценили организацию мероприятия.
- Центр «Югор» очень удивил, выставка получилась яркой, разнообразной, с национальным колоритом. Здесь присутствовали и береста, и работа с мехом, и поделки из дерева, и новые технологии, которые сегодня применяются. Даже войлочное валяние – казалось бы, традиционное – нашло воплощение в креативной идее изготовления детских книжек. Очень понравилась атмосфера: среди ремесленников не было чувства ревности, зависти, все были готовы друг у друга спросить, обменяться опытом, - поделилась впечатлением Татьяна Ковша, президент Некоммерческого партнерства «Международная гильдия мастеров».
Особо Татьяна Ковша отметила работы сыктывкарской мастерицы Людмилы Клёус.
- Она представила два удивительных для меня направления. Во-первых, изготовила уникальные тарелки, воспроизведя сложное кружево вышивки ришелье на стекле. Второе направление ее работы — резьба по скорлупе яиц. Лично мне прежде не удавалось найти в России мастеров, которые работают в этой технике. На Украине есть такие мастера, в Чехии, в других странах. А у нас я пока не встречала, - прокомментировала эксперт. - Вырезать на скорлупе ажурный рисунок – чрезвычайно трудоемкое занятие. Более того, даже для российской столицы эта техника является абсолютной редкостью и подарком. Поэтому совместно с Центром культурных инициатив «Югор» мы решили организовать выставку работ Людмилы Клёус в музее «Русский Левша». Кроме того я рискнула бы показать эти работы и на площадках Западной Европы.
Спустя несколько дней после окончания выставки корреспондент БНК встретился с любительницей хенд-мейда. Людмила Клёус с радостью ответила на несколько вопросов агентства. Разговор получился весьма непринужденным.
- На лавочке не сижу, занимаюсь очень многим, декупажем, например, делаю кукол, тарелки, шкатулки. Но основное мое увлечение, которому я предана вот уже сорок с лишним лет, - рыбалка, - представила себя мастерица.
-Рыбалка?
- Да. У нас дача в Седкыркеще, мы ее и выбирали, чтобы к реке было ближе. И я там могу с утра до утра рыбачить.
- Главный секрет успешной рыбалки?
- Терпение. Я иногда смотрю, как у нас некоторые товарищи рыбачат, и диву даюсь: прибегут, пять минут постоят и бегут дальше. Ты постой, прикорми место, пусть рыба подойдет, на тебя посмотрит. Я могу часами стоять на одном месте, даже не перетаптываясь с ноги на ногу.
- Изделия, подобные тем, что вы делаете, тоже невозможно создать, не обладая большим терпением. Откуда это? С детства?
- Да, наверное. Мне всегда нравилось творить. При этом я всегда понимала, чтобы получилось аккуратно, нужно стараться. С детства я любила рисовать, шить. Сначала обшивала кукол, потом, с класса шестого – себя.
- На выставке «Жемчужина Севера», помимо прочих работ, вы представили тарелки, узор которых был выполнен в технике вышивки ришелье. Эта технология рукоделия достаточно сложная, почему вы решили к ней обратиться?
- Техника ришелье легкая, воздушная, ажурная. Лично для меня эта вышивка всегда ассоциировалась с понятием чистоты. Ведь она всегда на белом. Посмотрите, не встретишь эту вышивку на синем или на черном фоне - только белый. Я решила создать имитацию кружева на стекле. Попробовала на тарелках. Принесла их на выставку, и у меня почти сразу же купили. Хотя, если честно, я впервые продавала что-то из своих работ.
- Больше всего экспертов поразили ваши образцы резьбы по яичной скорлупе. Откуда взялась идея?
- Увидела в интернете. На 35-летие нашей свадьбы муж подарил мне ноутбук. До этого я не особо была знакома с интернетом, а тут меня затянуло. Столько площадок для обмена опытом, столько идей, мыслей. И как-то раз я искала информацию по декупажу, которым тогда уже занималась активно, и увидела эти яйца резные. И все, с того момента я начала болеть этим делом. Нигде не было технологии, как это делать – вообще не было понятно. Три месяца я не могла ни есть, ни спать, тихо сходила с ума.
- Если не раскрывать всех секретов, как сделать такое яйцо?
- Берем яйцо, гравер. Подбираются тонкие сверла разных диаметров. Знакомый стоматолог отдал свои боры старые. Звук и запах, кстати, один в один – это стоматологический кабинет. Внутреннее содержание яйца выдувается, делается два отверстия и яйцо выдувается. Потом скорлупа моется и сушится.
- Яичная скорлупа – она же очень хрупкая. Вы поверхность чем-то обрабатываете?
- Если вы о том примере, чтобы, как в рекламе, укрепить скорлупу зубной пастой, ерунда все это. Я попробовала, потом долго смеялась сама над собой. Никакой особой обработки не нужно. Просто, когда скорлупа высохнет, наношу рисунок и берусь за гравер.
- Вы используете гусиные яйца. Где берете исходный материал?
- Для такой работы нужны свежие яйца. Я пробовала покупать у разных людей, но столкнулась с проблемой – покупаешь десять-пятнадцать яиц, а восемь из них гнилые, тухлые. Скорлупа в таком случае тоже не подходит, она все черная. Теперь мне привозят яйца фермеры из Емвы.
- Самую первую свою работу помните?
- Конечно. Свою первую бабочку я вырезала с лету. Возможно, если бы у меня так легко не получилось тогда, я бы не с таким энтузиазмом взялась за это дело.
- Много времени уходит на изготовление одного такого яйца?
- Все зависит от сложности рисунка. Но вот перед выставкой я готовила несколько яиц, сидела часа по четыре над каждым. И это только вырезание. Потом идет обработка маленькими борами, работа с контуром. Но постоянно заниматься этим не будешь, очень сильно страдает зрение, напряжение потому что огромное. И тяжело это, гравер у меня хотя и легкий, но все равно, я когда работаю, вся трясусь в буквальном смысле.
- К выставке в Санкт-Петербурге коллекцию будете пополнять?
- Да, конечно, буду готовиться. Сейчас в моей коллекции около 20 яиц, нужно сделать побольше. Эксперты посоветовали комбинировать разные техники. Если получится, попробую к этой выставке сделать свою давнюю задумку – яйцо в яйце, вырезать яйцо гусиное и поместить в него куриное. Хотя на самом деле – не верится, что в северную столицу пригласили. Я яйцами занимаюсь с 2011 года, и по городу они уже «гуляют», и выставляли их на разных площадках не раз. Но ни разу не получала такую высокую оценку своей работы.
Комментарии (8)
Перечитайте еще раз внимательно положение. Участниками могли быть не только и не столько предприниматели, а еще достаточно большой круг лиц. Гораздо проще ведь не делать что-то самому, а обвинять других. Выставка направлена в том числе и на поддержку предпринимательства, его развитие. Не все рождаются предпринимателями, ими становятся, пройдя какой-то путь изначально как физлицо.