Руководитель группы компаний «Гарант» в Коми Андрей Климанов: «Новый закон о госзакупках дает больше полномочий заказчику и ставит под удар бизнес»
Меньше месяца осталось до того момента, как вся страна перейдет на новую систему осуществления государственных закупок. 1 января 2014 года в силу вступает 44 Федеральный Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон пересматривает большинство положений предыдущего документа – ФЗ №94. Чтобы разобраться в изменениях в законодательстве и эффективно действовать в соответствии с ними, бюджетным учреждениям и организациям страны, выступающим в роли заказчика товаров и услуг, необходимо наличие квалифицированных специалистов. Это требование предъявляет ФЗ №44: в соответствии с ним члены комиссии по осуществлению закупок могут работать только при наличии свидетельства о повышении квалификации в данной сфере. Руководитель группы компаний «Гарант» в Республике Коми Андрей Климанов рассказал агентству БНК, как закон повлияет на процесс госзакупок в целом и что делать заказчикам, чтобы их закупочные комиссии могли нормально осуществлять свои функции.
Фото Юрия Кабанцева
- Андрей Сергеевич, в чем, на ваш взгляд, предпосылки разработки новых правил в сфере госзакупок и кого в первую очередь коснутся эти изменения?
- Как было отмечено, с 1 января 2014 года, на смену Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», вступает в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Как декларируется, целями его принятия являются существенное повышение качества обеспечения государственных (муниципальных) нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов, обеспечение прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом указывается, что разработка принципиально нового закона была необходима в связи с тем, что комплекс проблем в российском государственном заказе невозможно решить в рамках внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации в сфере государственных закупок. Хотя, согласно первоначальному тексту законопроекта, предлагалось отменить и Федеральный Закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», однако в принятом в итоге законе этого не предусматривается. Тем не менее, закупки по Закону № 223-ФЗ частично интегрируются в контрактную систему. И, на мой взгляд, в ближайшем будущем все распределители бюджетных средств, вне зависимости от организационно-правовой формы, будут руководствоваться положениями нового закона.
- Что принципиально нового внесет закон о контрактной системе в области госзакупок? Чем ФЗ №44 отличается от ФЗ №94?
- К принципиально новым изменениям порядка обеспечения государственных (муниципальных) нужд, вводимым новым законом, можно отнести:
- введение требований об обосновании закупки и возможности ее общественного обсуждения;
- детализацию требований обоснования цены;
- введение института централизованных закупок;
- расширение количества способов размещения заказа;
- установление заказчиком более определенных требований к приобретаемым товарам, услугам.
Очень важные нововведения касаются дополнительного регулирования порядка исполнения государственных контрактов:
- установление порядка приемки товаров, работ, услуг по контракту;
- установление права заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта.
Если попытаться дать общую краткую характеристику новым правилам, то можно говорить о значительном расширении полномочий заказчика на всех стадиях закупочной процедуры. Путем расширения полномочий законодатель дает государственным заказчикам дополнительные инструменты для ограничения доступа к участию в закупке заведомо недобросовестных исполнителей, а также для оперативного реагирования на стадии исполнения государственного контракта. Теоретически, эти меры направлены на достижение максимальной эффективность расходования бюджетных средств.
С другой стороны, законодатель дает право государственному заказчику не только «обложить» закупку требованиями, еще вчера не допустимыми к потенциальным участникам (характеристикам товаров, работ и услуг), тем самым в значительной степени ограничив допуск широкого круга участников к закупке, но и в досудебном порядке приостановить или фактически расторгнуть уже заключенный и действующий государственный контракт по причине ненадлежащего его исполнения. Конечно, у бизнеса не может не быть опасений в злоупотреблении государственными заказчиками такими широкими полномочиями.
- Как это скажется на конкуренции в общем?
- Это правильный и очень сложный вопрос. Сейчас ясно одно: законодатель идет по пути ориентации на качество, и это хорошо. Однако если в рамках Федерального Закона №94 были в большей степени не защищены государственные заказчики, т.к. закон накладывал большое количество требований и ограничений, то в рамках контрактной системы, на мой взгляд, без защиты остается бизнес.
- Коснулись ли изменения закупочных комиссий заказчика? Необходимо ли переобучение специалистам по закупкам?
- Да, требования к составу и квалификации закупочных комиссий изменились. Статья 39 Закона № 44-ФЗ, частично повторяя положения ст. 7 Закона № 94-ФЗ, заметно изменяет и дополняет требования. Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок за исключением закупки у единого контрагента (ч.ч. 1, 3 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии, который и организует собрания комиссии (ч.ч. 2, 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).
Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем 5 человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем 3 человека.
Комиссии должны состоять преимущественно из числа лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч.ч. 3, 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).
Таким образом, к 1 января 2014 года каждый государственный заказчик должен иметь не менее 3 штатных специалистов, прошедших профессиональную переподготовку или повысивших квалификацию по новым правилам организации и проведения закупочных процедур в соответствии с положениями Федерального Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По итогам обучения важнейшим аспектом является получение каждым таким специалистом квалификационного свидетельства утвержденного образца.
- Если требуется пройти дополнительное профессиональное обучение в сфере закупок, то каким требованиям должны отвечать образовательные организации и выдаваемые ими документы об итогах обучения?
- Единственное требование к обучающей организации – наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности по дополнительным профессиональным образовательным программам. Но как всегда особое внимание необходимо обращать на детали.
С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», отменяющий необходимость разработки федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам. Таким образом, при отсутствии федеральных государственных требований к дополнительной профессиональной программе в сфере закупок, образовательные учреждения имеют право разработать содержание такой дополнительной профессиональной программы с различным количеством учебных часов и проводить повышение квалификации или профессиональную переподготовку. При реализации образовательных программ могут быть использованы различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение (ст. 13 Закона № 273-ФЗ).
В настоящее время на рынке образовательных услуг присутствуют программы повышения квалификации на 72, 120 и 144 учебных часов. Все они имеют различные учебные планы и формат обучения. Учебный план имеет очень важное значение. Перед тем как заключить договор с тем или иным образовательным учреждением, необходимо пристальное внимание уделить именно утвержденному учебному плану:
- сделан ли акцент именно на контрактную систему управления закупками;
- осуществляется ли структурный анализ различий всех стадий закупочной деятельности в разрезе утратившего силу 94-ФЗ и вступившего в силу 44-ФЗ;
- предполагается ли в рамках учебного плана обучение практическим навыкам работы на электронных площадках в новых условиях;
- предоставляются ли дополнительные материалы, разъяснительного характера;
- обеспечивается ли доступ к специализированным электронным библиотекам;
- осуществляется ли итоговое квалификационное тестирование;
- имеет ли лектор достаточную квалификацию и профессиональный авторитет для обучения новым правилам организации государственных закупок.
Немаловажным аспектом является: имеет ли образовательное учреждение возможность обеспечить дистанционную форму обучения.
На мой взгляд, для такой большой и рассредоточенной территории, которую занимает наша республика, идеальным форматом повышения квалификации является дистанционная форма (с использованием сети Интернет). Она позволит бюджету сэкономить значительные средства на командировочных расходах при перемещениях специалистов к месту обучения, а бюджетным учреждениям Республики Коми - без отрыва специалистов от своих должностных обязанностей оперативно привести в соответствие с требованиями законодательства уровень профессиональной квалификации специалистов сферы государственного и муниципального заказа.
- Есть возможность у специалистов из Коми пройти это обучение, чтобы уложиться в срок?
- Такая возможность у специалистов, работающих в сфере государственного и муниципального заказа, в нашей республике есть. Автономная Некоммерческая Организация «Образовательный центр Гарант» и Электронная торговая площадка ЗАО «Сбербанк-АСТ» предлагают совместную 72-часовую дистанционную образовательную программу «Контрактная система в сфере закупок. Эффективные приемы работы с правовой информацией».
Группа компаний «Гарант» в РК является официальным партнером АНО «Образовательный центр Гарант» в Республике Коми.
Дистанционная (заочная) программа рассчитана на специалистов, имеющих среднее или высшее профессиональное образование, и предполагает 2 недели (с 16 по 30 декабря 2013 года) заочно-дистанционного обучения.
Программа повышения квалификации включает в себя прохождение теоретических курсов и тестов на базе Электронного университета ЗАО «Сбербанк-АСТ», а также два дня дистанционных семинарских занятий по технологии Всероссийских спутниковых онлайн-семинаров «Гарант».
В ходе обучения, на основании утвержденного учебного плана преподавателями детально рассматриваются вопросы закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также затрагиваются практические аспекты осуществления закупок по действующему законодательству Российской Федерации (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»), приводятся примеры административной и судебной практики.
Слушатели, прошедшие повышение квалификации, получают учебное пособие по программе, DVD с нормативно-правовой базой и Удостоверение о повышении квалификации установленного образца, которое дает право включения в состав закупочных комиссий.
- Что необходимо сделать, чтобы принять участие в данной обучающей программе?
- Необходимо направить на электронный адрес либо на факс (8212) 24-15-90, 20-28-41, 20-28-43 заполненную заявку участника установленной формы, а также анкету участника установленной формы. После подписания договора наши специалисты формируют списки участников образовательной программы и инструктируют участника. После прохождения участником итогового квалификационного тестирования выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца от АНО «Образовательный центр «Гарант» и ЗАО «Сбербанк-АСТ».
Комментарии (5)