Руководитель секретариата председателя Госсовета Коми Ольга Сычугова: «Нам требуется сильно освежить кадры»
На должность руководителя секретариата председателя Госсовета Коми Ольга Сычугова, активная общественница, бывший помощник первого заместителя главы Коми и один из организаторов первого молодежного образовательного форума «Инноватика. Крохаль», была назначена всего несколько месяцев назад. После небольшой, по сути, вводной она активно взялась за работу, не оставив в стороне и свои общественные проекты. О том, чем занимается секретариат председателя Госсовета Коми, как экологи попадают в органы государственной власти и для чего ей сейчас организация Молодежного кадрового клуба, Ольга Сычугова рассказала в интервью БНК.
Фото Кирилла Затрутина
- Когда произошло назначение?
- В Госсовет я перешла в апреле. Насколько я понимаю, это назначение было связано, в том числе, и с итогами Года молодежи в республике Коми, а также с тем, что я вошла в состав резерва управленческих кадров. Все просто так удачно сложилось.
- Было ощущение, что мы наблюдаем какую-то очень стремительную карьеру. Это действительно так? С чего началась карьера в органах госвласти?
- Я на госслужбу попала на самом деле случайно. По первому высшему образованию я инженер-эколог, закончила Лесной институт. После выпуска я обнаружила, что как специалист мало кому нужна. Это было огромное разочарование: вроде, пока ты учишься, ты кому-то нужен. После получения диплома мне пришлось принимать решение о начале нового этапа своей жизни самостоятельно. Я устроилась секретарем на кондитерскую фабрику. Это многих удивило, потому что институт я закончила с отличием. На самом деле любая работа, все мои этапы и учреждения, в которых я работала, дали мне огромный багаж опыта и знаний. Секретарем я проработала недолго, всего семь месяцев. Потом в 2006 году в администрации города создавался отдел экологии, я решила попробовать и устроилась туда специалистом.
- Сколько времени длился этот этап?
- Три года. Мы создали отдел, со специалиста я выросла в нем до заместителя начальника отдела. Круг обязанностей был связан с содержанием зеленых насаждений, а мне хотелось попробовать себя еще в чем-то. Тогда же мне стало интересно работать с нормативными документами, законами, я пошла получать второе высшее образование на юрфаке СыктГУ и перешла на работу в администрацию главы и правительства Коми помощником первого заместителя главы. Судя по всему, это тоже было результатом моей активной деятельности на прежнем месте работы.
- То есть была какая-то активная общественная деятельность?
- Общественная деятельность была всегда, я себя не мыслю без нее. Даже перейдя на работу в Госсовет, я оставила для себя возможность общественной работы, потому что не могу без этого. Я по-прежнему вхожу в состав Общественного совета при Комитете лесов Коми, общественно-экологического совета при администрации Сыктывкара.
- Отдел экологии в администрации Сыктывкара часто критикуют общественники. Однако и во время своего существования отдел также часто подвергался критике. Насколько она была обоснована на твой взгляд?
- На мой взгляд, мы, люди, просто еще не созрели для бережного отношения к природе и ее ресурсам. Это экологи готовы жертвовать собой, отстаивая свои убеждения. К сожалению, большинство людей не может найти компромисс между экологией и экономикой, во главу угла до сих пор ставится экономика, а потом мы начинаем думать о том, какие последствия принесет то или иное наше решение. Например, строится в центре города новое здание, а о комфорте жителей никто не задумывается, как никто не просчитывает наличие рекреационных зон в шаговой доступности. Экология все-таки остается занятием для богатых. С другой стороны, если кушать нечего, задумываться об экологии ты будешь в последнюю очередь. Отношение к экологии – показатель уровня развития государства, мы пока к этому не готовы, к сожалению.
- Конфликта интересов не было?
- Был, и часто. В первую очередь конфликты были на тему застройки и сохранения зеленых насаждений. Приходилось с пеной у рта доказывать, что зеленые насаждения в городе необходимо сохранить. Очень много вопросов возникало по поводу полигона твердых бытовых отходов, тогда решалось, строить ли вторую очередь этого полигона. А как они могут расширяться, если существуют достаточно жесткие санитарные нормы? Вообще, это была очень яркая часть моей карьеры: я и на свалки выезжала, и от крыс убегала, осматривала биотермическую яму, измеряла диаметр деревьев в лесу. Я полдня работала с документами, а полдня проводила в поле.
- Самым ярким этапом работы в качестве помощника первого заместителя главы Коми для стороннего наблюдателя стала, наверное, «Инноватика» 2012 года. Так было на самом деле?
- На самом деле и внутри было очень много интересного, по ходу деятельности приходилось очень тесно взаимодействовать с Минприроды Коми, начиная с 2006 года разрабатывалась республиканская программа обращения с отходами, мы занимались муниципальными образованиями, работали в межведомственной комиссии по охране окружающей среды.
- Как так вдруг получилось перейти от темы экологии к теме молодежи? Не слишком резкий получился переход?
- У меня три образования – педагогическое, экологическое и юридическое. Я не считаю, что меня бросает в разные стороны, я просто хочу работать с людьми, которые желают воплощать свои проекты вне зависимости от того, связано это с молодежью, экологией или юриспруденцией. Мне просто интересно сотрудничать с активными, умными людьми, которые хотят работать. Я могу заниматься разными проектами, правда, от экологии я не намерена отказываться. Надеюсь, у меня и в дальнейшем получится работать в этом направлении.
- Работать по первому образованию нет желания?
- Опыта педагогической деятельности у меня нет, только на общественных началах. А желание есть, но я бы хотела заниматься преподаванием экологического права, вот что мне интересно. После перехода в Госсовет пока времени на это не находилось. Не думаю, что успокоюсь только в рамках деятельности Государственного совета, уверена, рано или поздно я буду преподавать.
- Чем вообще занимается секретариат председателя Госсовета?
- Председатель Госсовета ведет и курирует множество различных направлений, у него есть личные приемы, поездки, совещания в рамках законодательной деятельности и мероприятия за пределами Государственного совета. Я являюсь точкой входа его поручений и источником информации для него. Мы готовим материалы к совещаниям, координируем его участие в мероприятиях, готовим встречи и поездки. Во многие темы приходится погружаться очень и очень глубоко. По сути, мы аккумулируем у себя всю деятельность председателя Госсовета. Это как в преподавании – перед уроком ты пишешь полностью его сценарий, изучаешь тему, погружаешься в нее, определяешь цели и задачи урока, то же происходит в секретариате с любым мероприятием председателя Госсовета Коми.
- С ребенком при такой загруженности как удается общаться?
- Удается, конечно. Мы по телефону уроки делаем, вот пересказ «Чиполлино» повторяли. Уроки вообще-то она сама делает, а я вечером просто проверяю. Если она встречает какое-то сложное слово в тексте или задание, то звонит мне. Если проводятся какие-то экологические акции, мы идем вместе. Если проводится какое-то мероприятие, я беру ее с собой, правда, к концу мероприятия уже засыпает, конечно. Она очень вписана в мой рабочий график, как бы это странно ни звучало. Выходные я стараюсь посвящать семье, мы печем с дочерью пироги, катаемся на велосипедах, коньках, много гуляем. Пока справляюсь, как дальше будет, не знаю.
- С проектным комитетом, который был создан в Год молодежи для поддержки и продвижения молодежных проектов, сотрудничество сохранилось?
- Да, мы по-прежнему встречаемся, обсуждаем проекты и ведем их. Вот сейчас как раз Вячеслав Михайлович (Гайзер – БНК) заявил о том, что предполагается ввести грантовую поддержку молодежных проектов в размере около 1 млн рублей. А мы видим этих ребят и понимаем, что, да, им нужна наша поддержка. Кроме того, просто не представляю, как я буду жить без общения с этими молодыми ребятами. У меня и сейчас постоянно кто-то бывает из Молодежного парламента, проектного комитета. Почему, если у меня есть возможность помочь человеку, мне не сделать этого? Это же означает, что проект, который придумал молодой человек, останется в республике и будет реализован для наших людей.
- А что, кроме проектного комитета, еще осталось из общественной деятельности?
- Сейчас мы начинаем реализацию нового проекта совместно с администрацией главы и правительства Коми, Министерством образования Коми и Ухтинским государственным университетом по молодежному кадровому клубу. Мы уже сделали первые шаги, и теперь останавливаться нельзя. По сути могу рассказать, что мы уже получили ответы от всех муниципальных образований с рекомендациями активных, креативных, перспективных, талантливых и молодых людей. Вузы также откликнулись. Теперь ждем, что откликнутся и сами люди, что они не станут ждать, пока за них кто-то походатайствует.
- И что вы намерены делать с этими молодыми и активными?
- Мы сейчас добираем информацию по потенциальным участникам проекта. Из всего списка будут отобраны 300 человек, и вот уже они пройдут специальные испытания в виде личных собеседований, самопрезентаций и лекций федеральных экспертов. Если связывать этот проект с «Инноватикой», можно увидеть, что мы стараемся не вариться в собственном соку, а стремимся вырваться за пределы информационных границ региона за счет приглашения разного уровня экспертов. Так вот эти самые федеральные эксперты уже будут тестировать эти три сотни ребят и из их числа отберут 60 человек. Это будет не просто стандартное тестирование на уровне интеллекта, а тесты на стрессоустойчивость, командную работу. Мы хотим сформировать команду потенциальных управленцев из действительно молодых и активных людей в возрасте до 35 лет.
- Каково практическое применение проекта?
- Мы ощущаем реальную нехватку молодых людей, на которых мы могли бы положиться и встроить их в свою команду. Несмотря на то, что молодежь заявляет, что она невостребована, нам не хватает именно таких – умных, перспективных и активных, готовых работать на результат для себя и для республики. В том числе нужны руководители госучреждений, отделов в них, помощники депутатов на первых порах на общественных началах, проектные менеджеры, общественники и главы муниципальных образований. Помимо того, что эти люди пройдут тестирование и обучение, они будут стажироваться. Те, кто работал в госструктурах, понимает, что не все там так сладко, как кажется, по будильнику в 17 часов тут никто домой не уходит. Вот я, например, домой ухожу в восьмом часу вечера, на ходу по телефону делая домашнее задание с ребенком. Не каждый готов пойти на это. А нам требуется сильно освежить кадры.
- А чем этот проект отличается от кадрового резерва?
- Кадровый клуб стал продолжением Года молодежи в республике Коми и был поддержан главой республики. Его главное отличие от кадрового резерва заключается в том, что к подготовке наших кадров привлекаются специалисты совершенно иного уровня. К примеру, сейчас натаскивать участников кадрового клуба приедет специалист кафедры психологии Санкт-Петербургского университета. В рамках проекта мы прорабатываем вопрос командообразования, мы затачиваем и готовим не каждого отдельно взятого специалиста, а делаем из них команду. Однако в дальнейшем мы будем сопровождать участников кадрового клуба в индивидуальном режиме. И все участники этого проекта, а их 60, как я уже говорила, смогут четко видеть свои кадровые перспективы: сегодня он начальник отдела, завтра - управления, а потом - заместитель министра.
Комментарии (34)
Предлагаю Ольге внимательнее присмотреться к тому, как на протяжении многих лет "освежаются" кадры в регионе усилиями "жёлтодомовской братии". Уже неоднократно на форуме говорилось, что эти "dэffективные манаhеры" сменяют один другого с периодичностью год-полтора, притом умудряются обрастать не только ложью и 'фальвшивостью', но и конкретными уголовными дела за неизбывную тягу к мздоимству и воровству, а некоторые даже подаются в бега. Где их находят таких? Давно не тайна: на "единороссовских" сходках, где всё перевёртывают с ног на голову, даже государственный флаг, поэтому и получается у них, что "Когда порок в чести, тот грешен, кто правдив!". А вот почему находят, подбирают и выдвигают именно таких? - это всё ещё загадка!
Хотя... замаранными людишками манипулировать
всегда легче, чем самодостаточными...
Однако понятие энтропии им чуждо...
тоже считался очень образованным...
Подспудно, наверно, жила:
"О, если бы молодость знала!
О, если бы старость могла!"
Огласите вашу Зарплату, пожалуйста.
И тже интересует - сколько еще образований вы намерены получить? Медицинское, например. Ну, так что б уж совсем во всем, везде и сразу!