08:40, 21.11.2013

Дмитрий Черевко: «После услышанного ваша жизнь уже никогда не будет прежней!»

Хэдлайнером предстоящего в двадцатых числах ноября Музыкального фестиваля Pro-ЭТНО станет полюбившийся сыктывкарцам уникальный коллектив, зажигательно исполняющий средневековую музыку, - ансамбль ранней музыки DROLLS из карельского Петрозаводска. Услышать его можно будет 23 ноября на сцене Коми республиканской филармонии. Пятеро участников этого необычного коллектива в свое время преодолели предубеждения мира академической музыки и посвятили свою профессиональную жизнь средневековой музыке, о которой большинство из российских слушателей до сих пор не имеет даже самых общих представлений. О том, чем славилось искусство этого далекого времени, рассказал солист ансамбля Дмитрий Черевко.

KAB_0335_prev_original.jpg

Фото Юрия Кабанцева

- С чего начался ваш интерес к эпохе Средневековья и ее музыкальному наследию? Чем вас привлекает это далекое и во многом суровое, если не сказать мрачное время?

- Все началось со сказок, позже добавились легенды о Робин Гуде, Толкин, фолк-музыка. Со временем стало возможным слушать не стилизации, а реконструкции музыкальных произведений Средневековья. И я сразу влюбился в эту музыку, прошло уже много лет, но она продолжает меня изумлять и восхищать. Что же касается «мрачного Средневековья»...

Начнем с того, что эпоха Средневековья была не более, а даже в чем-то и менее мрачным временем, чем день сегодняшний. Многие ассоциируют средние века с кострами инквизиции, мракобесием и религиозной нетерпимостью. Но достаточно посмотреть на факты, и оказывается, что все эти ужасы относятся ко времени, которое ныне считается эпохой гуманизма, то есть к эпохе Возрождения и даже к Просвещению. А в средние века все было несколько проще и естественнее. И в том, что касается чувств, люди прошлого уж точно не многим отличались от нас нынешних. Они так же чувствовали красоту, и даже кое в чем превосходили нас. Я имею в виду восприятие мира как Божье творение. Искусство - это машина времени, которая позволяет нам ощутить дух ушедших веков, почувствовать его очарование. В конце концов, все это помогает понять самого себя.

- Прототипами ваших музыкальных персонажей стали средневековые странствующие музыканты – иногда их называют менестрелями или, применимо к Древней Руси, скоморохами. На ваш взгляд, сильно ли ваши коллеги из средних веков отличаются от музыкантов наших дней?

- И мы, музыканты сегодняшние, и наши далекие коллеги занимались одним и тем же - музыкой. В этом наше сходство. А в остальном между нами пропасть. Музыка тех времен не была еще самодостаточным искусством. Она не существовала в отрыве от зрелища, ритуала: церковные службы, казни, свадьбы, городские праздники, военные походы, пиры. То есть, музыка была прикладной. Ее не слушали сидя в зале. Граница между музыкантом и публикой была условная. Между ними не было оркестровой ямы. В отличие от современной музыки старинная была более свободна, не зависела так жестко от нотации, носила более свободный, импровизационный характер. Применительно к русским скоморохам - это исключительно устная традиция, никаких записей, нотаций музыки скоморохов до наших дней не сохранилось, потому что ее и не существовало в письменном виде.

- Ансамбль Drolls обладает богатой коллекцией старинных музыкальных инструментов. Кто изготавливает их для ансамбля и, кстати, как появились на свет ваши замечательные костюмы?

- Наши инструменты - это наша гордость. Некоторые мы изготавливаем сами, это ударные, фидель (струнный предок скрипки), но большинство заказываем у мастеров. В нашей коллекции свыше тридцати наименований, и зачастую очень сложно все это перевозить. Но на записях мы разворачиваемся в полный рост и даем всем нашим инструментам позвучать. Конечно, наши современные реплики инструментов адаптированы под нынешние условия. Так, струны мы используем металлические, а не жильные, для уличных барабанов берем пластик вместо кожи. Что поделать, все мы испорчены низкими частотами и высокой громкостью. Оригинальные инструменты были очень негромкими, ведь и жизнь была тихой. Самое громкое, что слышал средневековый человек, - это раскат грома и звук церковного колокола. Боюсь, что, доведись ему услышать шум городской улицы современного города, он немедленно сошел бы с ума.

Мы изначально старались преподносить наше исполнение как театрализацию и не мыслили себя без сценических костюмов. Могу сказать одно - мужская мода Средневековья была очень неудобной. После концерта я с радостью влезаю в джинсы и безмерно рад, что мне не приходится ходить в повседневной жизни в средневековой одежде и обуви. Но на сцене костюмы помогают нам войти в образ. Да и зрителям так легче принять правила нашей игры.

- Что за музыку вы исполняете?

- В нашем репертуаре два направления - это европейское Средневековье и музыка русских скоморохов. Это такие параллельные «ветви развития». В европейском репертуаре у нас в основном светская музыка. Есть пласт песен времен крестовых походов, народные песнопения в честь Девы Марии, студенческие песни, любовная лирика менестрелей. Также мы вставляем в нашу программу музыку Ближнего Востока, так как именно он дал многое европейской музыке.

Что же касается скоморохов, то, как я уже сказал, музыка скоморохов не дошла до наших дней. А вот тексты скоморошин сохранились во множестве. Поэтому мы делаем такой микс - берем жанры народной музыки, которые были родными для скоморохов, - свадебные, шуточные песни, небылицы, былины, плясовые и соединяем их с подлинными скоморошьими текстами. Такая реконструкция имеет право на существование и вполне научна. Надо сказать, что именно Drolls впервые использовал такой синтез. Все коллективы, которые брались за скоморохов, исполняют собственно народную музыку, которой максимум лет двести. В нашей программе есть тексты, которым семьсот-пятьсот лет.

- Где сегодня можно услышать средневековую музыку? В каких проектах вы чаще всего участвуете?

- Еще лет пятнадцать назад записей современных исполнителей early music было не достать, их привозили из-за границы на коллекционных компакт-дисках. Это были настоящие сокровища. С развитием интернета обмен музыкой стал очень прост, и сегодня послушать средневековую музыку может любой, не вставая с места, одним кликом. Надо заметить, что для европейцев - это их культура, ранняя музыка существует наравне с классической, ей обучаются в академиях, консерваториях. Она звучит в престижных залах. В России средневековая музыка все же более экзотична. И не столь многие коллективы ее исполняют. Drolls один из таких коллективов.

В настоящее время Drolls - это единственный коллектив, в котором я участвую. Моя жизнь сейчас плотно связана с фотографией, и времени на какие-либо другие музыкальные проекты у меня нет. Остальные участники ансамбля - как и я, все академические музыканты. Играют в симфонических оркестрах и как оркестранты, и как солисты. Есть у нас и целый кандидат искусствоведения. Так что, мы музыканты со стажем. Но скучать на своих концертах не дадим!

- Какую концертную программу вы готовите для Сыктывкара?

- Мы сыграем два отделения, которые будут разительно отличаться друг от друга. Первое будет посвящено музыке русских скоморохов, второе - европейскому Средневековью. Для каждой программы будут свои инструменты, свои костюмы. Ну и, конечно, своя музыка. Надеемся, перелет на машине времени пройдет успешно. Но предупреждаю! После услышанного ваша жизнь уже никогда не будет прежней!

Дмитрий Черевко (духовые инструменты) родился в г. Рудный (Казахстан). Окончил с отличием Рудненское музыкальное училище по классу флейты и Петрозаводскую государственную консерваторию по классу гобоя. Интерес к старинной музыке проявлял на всем протяжении музыкальной деятельности. Неоднократно был замечен в различных составах как солист - блок-флейтист.

1205

Комментарии (6)

Добавить комментарий
  • 123
    21 нояб. 2013 г., 8:48:46
    Ответить
    456
    «После услышанного ваша жизнь уже никогда не будет прежней!» (С)

    Неужели - настолько кошмарно?!
    • ценитель
      21 нояб. 2013 г., 9:04:54
      Ответить
      Наоборот ))) вы будете в восторге ))
  • Александр
    21 нояб. 2013 г., 11:00:02
    Ответить
    в Бнк не учат русский?
    достали уже слова вроде хедлайнер, неужели нельзя на русском языке писать.
    • Ктото
      21 нояб. 2013 г., 16:01:22
      Ответить
      Хэдлайнер... хм... фронтмен фестиваля... хм... а как это по русски то?)))))
      • главшпан,не?
        21 нояб. 2013 г., 19:26:28
        Ответить
        .
      • Словарь
        21 нояб. 2013 г., 21:55:22
        Ответить
        Хэдлайнер
        Ну можно конечно сказать и так: наиболее привлекающий внимание публики участник представления, концерта, фестиваля, имя которого стоит в заголовке афиши, выступающий, как правило, в конце. Но почему-то мне кажется, что хэдлайнер намного короче и удобнее в употреблении:)