Хормейстер театра оперы и балета Коми Наталья Масанова: «Мы поем и этим спасаемся»
14 ноября на сцене Государственного театра оперы и балета РК состоится творческий вечер заслуженной артистки России, заслуженного деятеля искусств Коми, лауреата премии правительства республики, главного хормейстера театра Натальи Масановой. Программа «Портрет в интерьере» объединит выступления солистов и самых разных хоров Сыктывкара. О том, что можно будет увидеть и услышать на подмостках театра, корреспонденту БНК рассказала сама виновница действа.
Фото Кирилла Затрутина
– Это будет творческий вечер, где будет представлена моя работа за 30 лет. Зрители увидят народный хор «Купалинка» национально-культурной автономии «Беларусь» в Республике Коми, народный хор «Украина» национально-культурной автономии украинцев в Республике Коми. С этими коллективами я давно работаю и дружу. В программе примет участие Академический хор Сыктывкара. В свое время я работала с хором СыктГУ, который потом плавно превратился в Академический хор Сыктывкара. Дружеские отношения с этим коллективом у меня остались до сих пор. Им руководит моя подруга Ольга Кузьмина, хормейстер, с которой мы вместе учились в консерватории. Участники этого хора также подготовили для публики интересную программу. Солисты театра представят в концерте самые разнообразные номера. В качестве приглашенного гостя будет петь моя дочь Ольга Георгиева, которая на сегодняшний день является солисткой театра оперы и балета при Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова. Будет еще одна солистка – Настенька Глушкова, начинающая певица, с которой я работаю. Ей всего десять лет, но она уже подает большие надежды. Также в концерте примет участие известный эстрадный певец Андрей Максимов, которого я тоже смело могу назвать своим учеником. Он специально приедет из Ухты. Ну и, конечно, главным действующим лицом вечера станет мой любимый профессиональный коллектив – хор театра.
– Театральный хор, которым вы руководите, представит отрывки из спектаклей?
– Да. Будет отрывок из оперы Верди «Трубадур», сцены из первого действия «Евгения Онегина» Чайковского, сцена из оперы «Кармен» Бизе, а также заключительная сцена из оперы «Иоланта». Но хочется показать не только работу в спектаклях. Хор, работающий в театре, – это удивительно талантливый коллектив. Артисты не просто стоят на сцене, уткнувшись в ноты, они двигаются, танцуют и создают различные образы. Хочется все это показать зрителю. Кроме того, мы подготовили программу народных песен в обработках современных композиторов.
– Творческий вечер посвящен 30-летию вашей работы. Говорят, что у вас в трудовой книжке всего одна запись. Правда?
– Да. Я все время работала в театре. Причем, это было именно то, чем я всегда хотела заниматься. В восьмом классе мама привезла меня в Москву. В Большом театре мы посмотрели «Князя Игоря» Бородина. Помимо того, что в этой опере есть уникальные, по-настоящему классические партии солистов, в этом материале очень много шикарных хоров. Я вышла из зала и сказала маме, что хочу руководить хором. Потом было хоровое отделение училища искусств, затем консерватория. Когда я вернулась после учебы в Сыктывкар, в театре хормейстером был Владимир Буслаев. Но его примерно в это же время пригласили работать в театр оперы и балета города Новосибирска. И из всех выпускников, которые были на тот момент в Сыктывкаре, он выбрал в качестве преемницы именно меня, сказал, что чувствует, что я смогу. Я была счастлива, потому что попала в свою стезю. И плыву уже по ней 30 лет. И, знаете, очень душевно.
– Один из российских композиторов сказал, что хор – самое братское и самое спасительное из всех искусств. Согласитесь?
– Однозначно. У нас девальвации, стрессы, кризисы, денег не платят, перевороты… А я прихожу к своим певцам и смотрю на них, а они смотрят на меня. И я им говорю: а давайте петь. И мы поем. И этим спасаемся. Совместное пение – лечит. Хор – это прежде всего работа с людьми, разного возраста и характера. И очень важно сохранить это их стремление к прекрасному. Особенно, когда речь идет о самодеятельности, где люди не владеют музыкальной грамотой, но искренне хотят показать свои таланты.
– Что самое сложное в работе хормейстера?
– Найти поющих людей. Особенно мужчин и привлечь их к работе в театре.
– Но на фестивале авангардной музыки, который прошел в конце 2012 года в Сыктывкаре, состоялось выступление мужского хора Сыктывкара под управлением Владимира Цыганкова. Собрались ведь?
– Собрались и тем самым очень многих приятно удивили. Хотелось бы, чтобы этот коллектив существовал долго и плодотворно.
– Мужчины совсем не идут петь в хор?
– У меня однажды был совершенно бесподобный театральный сезон. В моем хоре было 15 молодых ребят. И шестеро из них после того сезона поступили учиться. Сейчас их имена знают не только в Сыктывкаре, но и далеко за его пределами – Эдуард Цанга, Георгий Григорьев, Павел Напалков, Георгий Клементьев, Валерий Димов, Владимир Морозов. Сейчас один работает в Германии, другой – в Бельгии, Эдуард – солист Мариинского театра. Но такие таланты очень сложно удержать в театре, они вырастают и уезжают. Восполнять такие пробелы сложно. С девчонками немного попроще, их больше.
– А репертуар?
– В театре с этим легче. Все-таки здесь мы работаем в режиме плановых спектаклей, постановок. А когда речь идет о других сценических программах, там да – процесс подбора репертуара происходит очень интересно. Я сама ищу, слушаю, продумываю, как ставить композиции. Иногда найдешь десять песен, и думаешь – радость какая. На следующее утро слушаешь – понравится только одна.
– Сколько сегодня человек поет в театральном хоре?
– Сейчас в театре хор составляет 25 человек. По штату – 30. Получается, не хватает пяти человек. Мы сейчас готовимся к зарубежным гастролям, хор поедет в составе 18 человек, но я за них спокойна.
– Помните, когда начали петь?
– Я всегда пела, с детства. Мама работала в Ухте в геофизической партии, а я в это время жила в Таганроге. И я все время устраивала концерты, наряжалась в длинный бабушкин сарафан и пела. В школе я тоже была заводилой. По тетрадям с переписанными от руки текстами мы с девчонками на переменах учили популярные песни. Когда поступала в консерваторию, у меня был достаточно красивый, большой голос, я не знала, куда поступать – на вокальное отделение или на дирижерское. Подруга посоветовала дирижерское. Так я и сделала. Но сейчас я очень хорошо понимаю, что никогда не стала бы вокалисткой. Нет во мне этого внутреннего стержня артистического. Когда я смотрела, как занималась моя дочь, я поняла – она будет артисткой. Она умеет выходить на сцену и преподносить себя на 110 процентов. Я могу провести репетицию: посадите передо мной пять-шесть коллективов, я их всех научу, покажу, объясню. Но, если меня выставить на сцене одну, я и рта открыть не смогу.
– Не обидно, что при огромном объеме работы, вы все время остаетесь в тени? Хор вот он – на сцене, а хормейстера мы не видим.
– Да, мы всегда за кулисами. Но хормейстер работает не только над спектаклями. В 1995 году был создан профессиональный академический хор «Таежные голоса», в нем собрались солисты нашего театра. Мы подготовили программу, с которой выступали не только в Коми, но даже бывали в Европе, ездили с гастролями по городам Австрии, Италии, Германии.
– Почему тогда сейчас хора нет? Голосов нет?
– Есть голоса, что вы! Я этот творческий этап уже пережила, хочется чего–то другого. К тому же лично у меня сейчас на это времени не хватает. А найти хорошего руководителя для хора – это очень сложная задача в Сыктывкаре. Я вот работаю с белорусским хором. Брала их всего на месяц – подготовить к выступлению в Москве, а в итоге сотрудничаю с ними третий год.
– Если вернуться к работе в театре. Над какими спектаклями хочется поработать?
– За 30 лет я участвовала в постановке почти 60 опер, оперетт, мюзиклов и детских спектаклей. Есть среди них те, которые при мне ставились дважды и даже трижды. И для меня эти произведения – уже прочитанные книги. Ты прочитал, отложил, возвращаешься к прочитанному, только чтобы какие-то выдержки посмотреть, цитату вспомнить. Но ощущения полета, воодушевления, которое испытываешь, когда проходишь оперный материал в первый раз, уже нет. Когда мы ставили «Отелло» в первый раз я испытывала настоящий восторг, второй раз уже не хочется, потому что таких эмоций не будет. Что хочется поставить? Красивые, массовые, сложные оперы. Например, «Турандот» Пуччини, «Аиду» Верди, «Князя Игоря» Бородина.
– Вы много работаете с самодеятельными хорами. Насколько мне известно, в свое время даже хор врачей у вас был.
– Да, это было в самом начале моей работы в Сыктывкаре. Хору врачей республиканской больницы нужно было подготовить какое-то выступление, и это затянулось лет на десять. Мы ездили с ними по деревням и городам республики, выступали, давали концерты. Это был замечательный коллектив «Надежда».
– А сейчас какой бы хор хотелось собрать?
– Сложный вопрос. Я бы инспекторов ГИБДД в хор бы собрала, мне как заядлому автолюбителю хотелось бы с ними поработать. Или пожарных. Чем больше мужских хоров – тем лучше. Мы бы поехали с ними в Москву на «Битву хоров» и однозначно стали бы победителями.
Комментарии (8)
Это тот, который возле Дома быта всех доставал своим блатным шансоном. Ужос!