Кларнетист Евгений Варавко: «Сделать мир академической музыки близким и понятным любому - и есть задача исполнителя»
Кульминацией цикла концертов молодых солистов «Путешествие по оркестру», который в течение всего 2013-го года знакомит сыктывкарских любителей классики с миром оркестровых музыкальных инструментов, станет выступление прославленного московского ансамбля, в составе которого играют выдающиеся российские музыканты нового поколения – лауреаты многих престижных международных конкурсов и преподаватели ведущих музыкальных вузов страны: Евгений Варавко (кларнет), Яков Кацнельсон (фортепиано), Денис Освер (гобой) и Ярослав Кострыкин (фагот). Сегодня, 31 октября, их можно будет услышать на сцене Коми республиканской филармонии, накануне музыканты провели серию мастер-классов в республиканском колледже искусств. Накануне этого события мы пообщались с инициатором проекта - кларнетистом Евгением Варавко.
Фото Андрея Ретанова
- Вы приезжаете в Сыктывкар уже в третий раз, чем вас привлекает наш город?
- Это прекрасная возможность реализовывать интересные музыкальные проекты, исполнять редкие партитуры для очень открытой и эмоциональной публики. С первого моего приезда в Сыктывкар сложились теплые дружеские отношения со многими интересными людьми этого города.
- Вы выступали в разных концертных залах Сыктывкара – и в филармонии, и в гимназии искусств, и в актовом зале колледжа искусств. Как вы оцениваете состояние этих залов и их оснащение, предназначенное для концертов классической музыки?
- Удивили и порадовали новые музыкальные инструменты, появляющиеся в концертных залах. Акустика залов не самая простая для исполнителя и порой требует усилий, чтобы озвучить зал, одновременно сохраняя тембральное качество звучания.
- Нам часто приходится сталкиваться с мнением, что классическая музыка – это искусство для немногих избранных. Так ли это, на ваш взгляд, и какие шаги вы могли бы порекомендовать слушателям для того, чтобы мир академической музыки стал для них близким и понятным?
- Классическая музыка – это искусство!!! Если это искусство не близко и не понятно, тогда, вероятно, это – «подделка». Сделать мир академической музыки близким и понятным для любого слушателя - это и есть задача исполнителя. Искренние эмоции, чистый стиль и музыкальное наполнение не могут пройти мимо слушательской аудитории. Задача же слушателя найти своего исполнителя и свою музыку.
- Сыктывкар расстался с Вами в конце марта этого года, что с тех пор происходило в вашей творческой жизни?
- В августе этого года уже третий раз подряд я с большим удовольствием участвовал во французском фестивале «Musique en Graves» недалеко от Бордо. На днях мы впервые участвовали в интернациональном музыкальном CanterburyFestival. Спектакль «Добрый человек из Сезуана», где ансамбль «Чистая музыка» Игоря Горского является партнером постановки, получил премию «Хрустальная Турандот» и премию имени Станиславского.
- Чем интересна программа вашего нового выступления в Сыктывкаре?
- Прозвучат как очень известные сочинения, вошедшие в «Золотой репертуар» камерной музыки – Моцарт, Брамс, Пуленк, так и музыка, никогда ранее не звучавшая в нашей стране, – Джейкоб и Флежье. Трио гобой-кларнет-фагот в России звучит в концертных залах не часто, так же как музыка для духовых инструментов в целом. Это отличный шанс послушать «вживую» состав, который с 19 века является традиционным в европейской камерной музыке и для которого создан очень богатый и интересный репертуар.
- Расскажите о ваших партнерах в данном концерте. Насколько можно судить из имеющейся информации, все они – выдающиеся молодые музыканты с международной карьерой. Как вам удалось собрать их вместе, к тому же не в Москве, а на гастролях? Часто ли вам удается выступать с ними в столице?
- С удовольствием. Денис Освер, гобой - один из немногих российских музыкантов-духовиков, получивших образование за границей и вернувшихся работать в Россию. После окончания Академии имени Гнесиных Денис продолжил свое образование в Бостоне и Хартворде. Блестящий гобоист и очень глубокий и интересный музыкант.
Ярослав Кострыкин, фагот – ученик мэтра российской школы, профессора Московской консерватории В.С.Попова. Редкий музыкант, работающий в оркестре и открытый для новых камерных и авангардных проектов. Уникальный исполнитель на фаготе и контрафаготе. Именно в его исполнении впервые услышала многие сочинения для контрафагота соло.
Яков Кацнельсон, фортепиано – в представлении публике не нуждается. Один из самых ярких современных русских пианистов, обладающий ярким узнаваемым исполнительским стилем, широчайшей звуковой динамической палитрой и своим оригинальным прочтением сочинений фортепианного и камерного репертуара.
В Москве мы встречаемся не так часто, как хотелось бы. У каждого свои проекты, свой гастрольный график и расписания занятий со студентами. Для того чтобы собраться всем вместе и исполнить эту программу в Сыктывкаре, пришлось договариваться со всеми за полгода. Даже при этом условии это было нелегко. Но программа, которую мы исполним, интересна не только слушателю, но и исполнителю. Поэтому всем пришлось пойти на компромиссы и найти устраивающие всех даты.
- Что бы вы хотели пожелать слушателям, которые придут на концерт 31 октября?
- Найти на этом концерте «свою» музыку. И я надеюсь, что музыка в нашем исполнении будет близка и понятна всему залу.
Один из самых даровитых и перспективных российских музыкантов нового поколения, лауреат многих престижных международных конкурсов, любимец столичной и сыктывкарской публики кларнетист Евгений Варавко сегодня успешно покоряет крупнейшие концертные сцены мира. Благодаря своим обширным знаниям в области старинной и современной музыки, тонкому ансамблевому чутью и искренности в общении с публикой Евгений Варавко заслужил признание во многих европейских странах и, в частности, стал одним из самых молодых преподавателей Российской академии музыки имени Гнесиных и профессоров кларнета Летней музыкальной академии «Musique en Graves» во Франции.
Евгений Варавко является выпускником Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, где он также завершил ассистентуру-стажировку в классе профессора В.В.Петрова. Один из немногих российских кларнетистов, Евгений продолжил свое обучение во Франции – стране с богатейшими традициями игры на деревянных духовых инструментах. В 2001 году музыкант поступил в класс профессора Ги Деплю в Ecole Normale de Musique de Paris, где получил в 2003 году дипломы по специальностям «кларнет» и «камерная музыка».
Участник многих международных камерных фестивалей, среди которых: «Musique en Graves», Chalô Saint-Mars иLes Heures Concertantes de Touraine (Франция), Бостон (США), Таллин (Эстония), а также «Московская осень», «Московский Форум», «Русская зима» и «Возвращение», Евгений Варавко неоднократно участвовал в премьерных исполнениях музыки крупнейших российских композиторов: Е.Подгайца, М.Броннера, В.Тарнопольского, Е.Русановой-Лукас, А.Васильева, К.Уманского и других.
Комментарии (5)
В этом году колледжу исполняется 70 лет, но своего концертного зала у него до сих пор нет. И, кстати, не будет в обозримом будущем. Такова культурная политика РК.
"Нам часто приходится сталкиваться с мнением, что классическая музыка – это искусство для немногих избранных"
Автор! Вы из какой дремучей тайги вышли? Классическая музыка - это популярная музыка. ПОПУЛЯРНАЯ! Если вы в своей жизни прошли мимо выдающейся популярной музыки, то примите мои глубочайшие соболезнования. И кому это "нам"? Огласите весь список. Зачем вы позорите наш город перед приезжими музыкантами? Ваше мнение и мнение кучки подобных вам маргиналов не нужно распространять на всех. Вот мы, например, не считаем, что классическая музыка - "это искусство для немногих избранных". И нас значительно больше, чем вас.
1. Искренние эмоции, чистый стиль и ВНЯТНОЕ музыкальное наполнение не могут пройти мимо слушательской аудитории.
2. Уникальный исполнитель на фаготе и контрафаготе. Именно в его исполнении РОССИЙСКАЯ ПУБЛИКА впервые услышала многие сочинения для контрафагота соло.
И еще - мне очень нравится, что культура в Сыктывкаре "афанарела"! Культурному темпераменту Сыктывкара, думаю, могут позавидовать более крупные города. И все это благодаря "афанаревшим" неравнодушным, влюбленным в свое дело людям, которые наполняют культурную жизнь города страстным биением своего пульса.