Евгений Софронов: «Поначалу я не хотел браться за Савина – слишком противоречивая это натура»
Меньше чем через месяц театр драмы имени Виктора Савина порадует сыктывкарцев очередной премьерой. 21 и 22 ноября на его сцене будет показана постановка «Хроники Савина», приуроченная к празднованию 125-летия со дня рождения основоположника коми театра, поэта и общественного деятеля. О трудной и противоречивой судьбе драматурга и о том, что готовит для зрителей предстоящая премьера, корреспондент БНК побеседовал с режиссером спектакля Евгением Софроновым.
Фото Юрия Кабанцева
- Жанр будущего спектакля – документальная драма. Почему в преддверии юбилея писателя Вы обратились именно к этой форме?
- Начнем с того, что театр дал мне задание поставить что-нибудь к юбилею драматурга. Логичнее было бы поставить его пьесу, но пьесы Савина довольно специфичные. Они писались в определенный период жизни страны. Иначе тогда было сложно сказать – учитывалось все. Я не знаю, каким режиссером надо быть, чтобы сегодня решиться и поставить Савина. Не говорю, что плох я или его пьесы плохие, нет. Просто необходимо обладать особым взглядом, чтобы каким-то образом адаптировать, а порой и притянуть за уши к нашему времени его тексты. В пьесе все-таки должна быть актуальность, нечто соответствующее настоящему дню. Виктор Савин был сыном своего времени, если говорить о нем как о драматурге. Но это определение не касается его лирики, результатов его композиторского труда, вообще Савина как служителя искусства. Но как драматург он очень узок, потому что работал под диктовку времени.
- То есть вы пошли другим путем?
- Да, но мы все равно должны работать с неким драматургическим материалом. Ведь нет каких-то заметных произведений о самом Савине. Есть очерки, воспоминания, но все это - чья-то интерпретация. Поэтому я стал изучать документальные материалы, которые мы собирали буквально везде. В основном этим занималась наш завлит Анна Кушманова. Кроме того, мы совершили вояж на родину поэта в село Нёбдино Усть-Куломского района. Там находится литературный музей имени Савина, его работники очень внимательно относятся к обновлению экспозиций. Еще мне посчастливилось познакомиться там с Евстолией Егоровной Савиной. Это уже очень пожилая женщина, бывшая учительница. Она 15 лет возглавляла группу «Поиск-2» при нёбдинской школе. 15 лет она и ее ученики занимались исследованием жизни Савина, его творчества. Евстолия Савина просто кладезь знаний о драматурге, и она его боготворит. А вот мне нужна была именно такая точка зрения.
- Почему?
- Потому что сейчас чего только о Савине не пишут: что алкоголик он был, ВЧК возглавлял… Но даже если это и было, то ведь оно не главное в его жизни! Каждому из нас стоит подойти к зеркалу, просто посмотреть и сказать честно: «В моей жизни было и это, и то, и другое. Я не могу себя красить одной белой краской». Вот и Савина нельзя показать однобоко. Как сохранить этот баланс между плохим и хорошим, как пройти по нейтральной полосе, как не свалиться? Нужно показать человека в экстремальной ситуации. Экстремальной ситуацией для Виктора Савина было все его пребывание в системе ГУЛАГ, начиная с 8 октября 1937 года. Я задался вопросом: как может чувствовать себя человек накануне даты фактического освобождения? Ведь он знал конец своего срока. Ему дали пять лет. Значит, фактическая дата освобождения – 8 октября 1942 года. А как себя мог ощущать человек 6, 7, 8 октября? И вот на тему этих трех дней до свободы я и позволил себе пофантазировать. Действие нашего спектакля будет происходить в лагерном пункте Адак (Интинский район) 6, 7 и 8 октября 1942 года, когда в стране бушует война, когда фашисты стоят под Сталинградом, второе направление немецких ударов идет на Чечню, Азербайджан, а Савин в это время сидит в лагере.
- Но ведь Виктор Савин умер в 1943 году в ГУЛАГе. Значит, свободы он так и не дождался?
- Он мечтал об освобождении, ждал, когда прозвенит звонок, но его нет! Мало того, освобождение отдаляется практически на бесконечность. Потому что к приговору добавляется абстрактная приписка: «Освобождение отложить до окончания войны». В 42-м разве было понятно, когда окончится эта война? Мало того, по окончании фактического срока заключения Савина зачем-то отправляют в Сибирь. Почему в Сибирь? На этот вопрос, как и на многие другие, нет ответа. И эти вопросы мы в своем спектакле не поднимаем. Я просто хочу представить, каким мог быть этот человек в конкретные три дня. Наверное, это время было связано с какими-то воспоминаниями, с какими-то мечтаниями, с какими-то фантазиями, с какими-то предположениями: каким он выйдет на свободу, как его встретят. Пять лет назад это был прижизненный классик, известный на всю республику, - причем популярен он был безмерно. Его встречали в селах, ему устраивали торжественные встречи с песнями, плясками, хороводами. И как сейчас встретят его, изменника Родины? А он именно таковым и представлялся. Его обвинили в участии в контрреволюционной организации, ставящей своей целью свержение Советской власти в Коми крае, организацию отделения Коми от СССР и создание буржуазной республики.
На него «капали» очень давно. В сентябре 1937-го появилась огромная газетная статья под заголовком «Начинай!», обвиняющая Савина в том, что он – известный писатель и драматург – тянет волокиту и не может к 20-летию Октябрьской революции представить новую пьесу на национальном языке. Совершенно абсурдная по сути своих требований статья: как можно человека заставить что-то написать, заставить творить? Причем статью подписали – но я думаю, что по указке, – очень известные тогда люди, в их числе лучшие актеры театра. Я не буду показывать пальцем. В спектакле прозвучат некоторые фамилии – в измененном, конечно, виде, – на основании показаний их обладателей и было составлено обвинительное заключение.
- Сколько времени ушло на обдумывание, поиск и обработку материала для постановки?
- Задание пришло в начале года. Я не сразу к этому приступил, потихоньку что-то почитывал… Поначалу мне совсем не хотелось делать что-то про Савина, потому что натура эта противоречивая. Но вот к какому выводу я пришел: что бы там ни было, это выдающийся человек. За свою не очень длинную жизнь он написал более 70 песен, более трехсот стихов и около 20 пьес. Я уже не говорю о его издательской деятельности: он выпускал две газеты и журнал, работал в радиокомитете. Как пишет сам Савин: «Я собирал материал, редактировал, верстал, выпускал». Он обращался в обком с просьбой освободить его от посторонней работы: «Я хочу посвятить себя литературе, своему народу», – говорил он и был, я думаю, в этом искренен. Тем более, Савин понимал, что у него получается, его принимают. Будущий основатель коми театра видел, что пока еще на этой земле очень много темных, неграмотных людей. Его отец читал по слогам и едва мог поставить подпись, мать была неграмотной. А что может дойти до сердца и ума таких неподготовленных, простых людей? Слово, песня, спектакль, сыгранный у них на глазах. А савинские пьесы пользовались бешеной популярностью.
- И надо было суметь не только создать такой текст, который будет интересен народу, но и организовать все действо.
- Именно. Его первая студия «Сыкомтевчук» - обычный самодеятельный молодежный театр. Да, я люблю театр, это моя профессия, мое ремесло, но даже я немножко не понимаю такого фанатизма: репетиции в театре начинались после 11 часов вечера! То есть люди работали, потом женщины, условно говоря, мчались домой на вечернюю дойку коров, убаюкивали детей, варили какую-то еду и неслись в театр. Им всем, конечно, приходилось несладко. И Савину в первую очередь: он не учился ни актерскому мастерству, ни основам драматургии - он был первопроходцем и был в этом интересен.
- Судя по биографии драматурга, которая легла в основу постановки, основное настроение спектакля будет минорным.
- Вот чего не люблю в своих спектаклях, так это мрака. Хотя пускай люди плачут, но пусть это будут светлые слезы, я постараюсь этого добиться.
- Насколько сложно воплотить Ваш режиссерский замысел в жизнь?
- Что касается финансирования, то основную его часть составляют грантовые деньги, то есть господдержка. Часть расходов осталась на театре. Вообще, задумка получилась весьма масштабная. В том смысле, что в спектакле задействована вся труппа, кроме 7-8 человек, занятых у главного режиссера. Плюс все студенты театрального отделения Колледжа искусств. То есть одномоментно на сцене иногда будут находиться более сорока человек (действие происходит, напоминаю, на зоне, в мужском бараке). Кроме этого, главный герой в своих воспоминаниях будет возвращаться в прошлое, в тот же театр «Сыкомтевчук».
- Кто исполнит роль Виктора Савина в Вашей постановке?
- Роль эта досталась Андрею Третьякову. И вот уж кому будет тяжело, так это ему. Ведь Савин умер на зоне в 54 года, и тогда это был ужасно больной человек, с запущенным туберкулезом и язвой желудка, с артритом, хромой, слепой, изможденный трудом и сроком.
- До премьеры осталось чуть меньше месяца. На каком этапе подготовки находится «Хроника Савина» сегодня?
- Сейчас мы с нашим звукорежиссером занимаемся подбором музыки – в спектакле, конечно, должны прозвучать песни Виктора Савина. Мы вспомним и о годах жизни поэта, проведенных на Украине, - там он переводил свои стихи на украинский язык, так что в спектакле прозвучат и его украинские песни.
Я еще раз скажу: не люблю мрачное, я человек легкий, веселый сам по себе, поэтому постараюсь, по возможности, сделать таким и спектакль. Также я надеюсь, что мы сможем многое рассказать тем, кто ничего не знает о Викторе Савине. «Хроника Савина» - она недаром документальная. Там нет фактической лжи. Есть переосмысленная правда, может быть, она подана под другим ракурсом, но вранья там нет, потому что все основано на документах и воспоминаниях.
Комментарии (10)
За эти "проступки" его и выгнали из ВЧК.