Эксперт ООН: «Коми должны признать себя коренным народом»
На этой неделе в Сыктывкаре состоялся целый ряд значимых финно-угорских мероприятий. Вчера в столице Коми стартовала Международная конференция по билингвизму, сегодня проблемы национальной филологии обсуждали на семинаре в СыктГУ. Конференция подхватила эстафету, заданную на прошлой неделе обществом «Финляндия-Россия», семинаром по обучению представителей финно-угорских общественных организаций «Роль общественных организаций в сохранении финно-угорских языков и культур». Их активным участником и наблюдателем стал экс-президент Молодежной ассоциации финно-угорских народов, член Совета представителей карелов, вепсов и финнов при главе Карелии, эксперт ООН по правам коренных народов (EMRIP) от Группы восточноевропейских государств (GEE) Алексей Цыкарев. Он рассказал корреспонденту БНК, в чем отличие коренного народа от национального меньшинства и что объединяет коми и народ маори.
Алексей Цыкарев призвал коми молодежь активнее высказывать идеи, а не отсиживаться. Фото Юрия Кабанцева
- Алексей, с какой целью вы сейчас в Сыктывкаре?
- Первое, ради чего я приехал, это проект, который у нас проходил на базе Финно-угорского парка в селе Ыб, - семинар «Роль общественных организаций в сохранении языков и культур финно-угорских народов». В Карелии мы при поддержке ООН реализуем проект под названием «Молодежный правовой инкубатор» и решили с финскими партнерами объединить ресурсы и сделать два проекта в одном.
Вторая цель визита - конференция по билингвизму, которая в эти дни проходит в Сыктывкаре. Я выступал с приветственным словом и докладом о механизме ООН по правам коренных народов и рассказал об исследованиях, которые проводила ООН за последние шесть лет в области языка и культур, осветил также деятельность других органов ООН, с которыми мы тесно работаем. Мой доклад преследовал цель добавить в повестку дня собравшихся правозащитную тематику и информацию о том, что происходит с этой темой в мировом сообществе.
Я считаю, что финно-угорские народы могут быть более открытыми для мирового сообщества и движения коренных народов мира
Тема билингвизма очень важна, ее надо рассматривать и на других финно-угорских форумах, например, на промежуточной конференции между Всемирными конгрессами финно-угорских народов. Я очень болею за эту конференцию, так как сам внес вклад в то, что Глава Карелии пригласил делегатов прошлого Всемирного конгресса в Карелию в сентябре 2014 года. Вчера я высказал в Сыктывкаре ряд предложений, например, пригласить представителей ведущих сил в области ревитализации языков не только финно-угорских стран и регионов. Например, мы можем пригласить специалистов из компании Google, у них есть большие проекты, связанные с исчезающими языками, много интересных технологий, есть проект, запущенный пару лет назад, «Языки под угрозой исчезновения». Их надо научиться использовать финно-угорскому движению. Там отличная база, хорошая площадка, чтобы зафиксировать наши языки, внести на мировую карту малочисленных языков все то, что у нас есть на наших языках: музыка, фильмы, спектакли, через этот ресурс можно популяризировать нашу культуру. Это могут делать не только такие узкие специалисты, а любой заинтересованный человек. Достаточно зарегистрироваться на сайте Google.
- Значит, языковые проблемы финно-угорских народов схожи не только между собой, но и с другими народами?
- Несомненно. Недавно я случайно забрел на «территорию» ведущего вуза США – Массачусетского технологического университета, там есть замечательный филологический факультет, где занимаются в том числе возрождением исчезающих и очень малочисленных языков, они делают учебники и вводят преподавание на этих языках. Руководит этой кафедрой известный профессор Чомски. Я думаю, что это интересный человек, и если пригласить его на одну из финно-угорских конференций, то это просто сделает все мероприятие.
Я не понимаю, почему, ревитализируя языки с помощью методики «языкового гнезда», до сих пор в финно-угорских регионах не получили ни одного спикера от народа маори – родоначальника этой методики. Думаю, что сами маори заинтересованы в этом, т.к. активно популяризируют свою методику.
Второе, что для меня важно, – мы стараемся делать это в связке с моим эстонским коллегой, избранным членом Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов Оливером Лооде, - это популяризация международной конвенции о защите нематериального культурного наследия. Ратификация этой конвенции не нанесет никакого ущерба стране, но даст возможность популяризировать богатейшее культурное наследие России на мировом уровне, получить большую защиту для наших языков и всего нематериального наследия, созданного на этих языках.
- Как вписывается в сферу ваших интересов Коми?
- Я занимаюсь в ООН не только финно-уграми. В нашем механизме на общественных началах работает всего пять человека из всего мира, и нам необходимо уделять большое внимание разным народам. Но, безусловно, у нас есть региональный фокус, т.к. мы избраны от конкретных территорий. Конечно, поскольку я финно-угр, без внимания вопросы, связанные с ними, не остаются. Я абсолютно не согласен с тем, что финно-угорские народы – некоренные народы. С точки зрения международного права, большинство финно-угорских народов являются коренными. Важно, чтобы это признали сами финно-угры, это важно, прежде всего, для самосознания и самоопределения, что является ключевым фактором для признания на мировом уровне. При этом государствам дан карт-бланш в области определения понятия «коренной народ». К сожалению, мировое законодательство, в том числе декларация ООН о коренных народах, не дает четкого определения, и государства по этой причине очень гибкие в этом вопросе: они вольны придумывать свои определения и законодательство, и российский пример тут не самый худший. Есть масса других стран, в том числе азиатских, африканских, правительства которых говорят: мы полностью разделяем и поддерживаем декларацию, но у нас нет коренных народов, есть горные народы, нацменьшинства и т.д. Они придумывают разнообразные названия, но только не коренной народ. Проблема с признанием есть и в России: это пресловутое определение «коренной малочисленный народ». Карелы, которых 64 тысячи, и вепсы, которых шесть тысяч, имеют одни и те же проблемы. Да, их численность отличается, но проблемы – нет.
- Эксперты ООН могут влиять на корректировку этих определений?
- Могут и влияют. В своем докладе я приводил пример, когда два докладчика из разных стран и разных сфер – по проблемам культуры и коренных народов, - посещая Россию в разные годы, в отчетах практически один в один записали, что просят правительство Российской Федерации уделять такое же внимание более многочисленным группам коренных народов, которые имеют схожие проблемы с малочисленными. Мы видим, что российское правительство проявляет большую гибкость в этом вопросе.
- А что дает народам статус коренных, какие конкретные преференции?
- Очень много зависит от регионального законодательства. Мы закладываем базу, признавая себя коренным народом, потому что законодательство меняется, и мы можем влиять на этот процесс. Велика роль парламентов. Они часто не осознают, насколько велика их роль в судьбе коренных народов: они влияют и контролируют исполнительную власть, создают законы и контролируют их исполнение, они утверждают бюджет, и поэтому у них огромная функция. Межпарламентский союз уже озаботился этим вопросом, и в следующем году в Боливии пройдет специальная конференция о роли парламентов в улучшении положения коренных народов. И мы хотим в России, я начинаю уже это согласовывать, провести специальный семинар с парламентариями на эту тему.
Но прежде всего сами коренные народы должны четко следовать этому и не называть себя как-то иначе. Вчера в докладе представителя Консультативного комитета прозвучало определение «национальные меньшинства» в адрес финно-угорских народов. Да, нас меньшинство, но мне кажется, что по отношению к финно-угорским народам это не совсем корректно. Это разные категории. Представитель скажем, армянской диаспоры в Коми – это национальное меньшинство, а коми в Коми или саамы в Мурманской области – это коренной народ. Чем чаще мы будем использовать этот термин, тем быстрее другие привыкнут к этому.
- Вчера и глава Коми, и председатель Госсовета республики говорили об активной интеграции коми языка в интернет. Вы постоянно онлайн – как с этим обстоит у нас?
- Это очень перспективное направление, год назад в ООН от имени МАФУН мы заявили, что надо поддерживать права коренных народов на интернет. Не часто об этом праве говорят, но оно серьезное, т.к. связано с правом народа на развитие, которое сегодня не представляется без интернета. Поэтому должна быть поддержана деятельность созданной у вас Межрегиональной лаборатории по информационной поддержке финно-угорских языков. Я вижу здесь институциональную проблему, потому что они пытаются работать с общественными организациями, например, Карелии. Но у нас нет экспертизы, нет знаний, нет возможности заниматься еще и этим. Поэтому мы настаиваем, чтобы в Карелии был создан ресурсный центр в помощь лаборатории, и такие центры должны появиться и в других финно-угорских регионах. В этих структурах должны говорить на одном языке с вашими специалистами. Но нужно и им в помощь соратников. Их мало, и финансирование у них скудное. Это очень жаль, потому что эти полумеры не принесут должного результата, это полуреализация. Идея хорошая, а воплощение желает лучшего.
То же и с Этнопарком. Пока его содержание не соответствует названию. Сложно говорить от имени всех финно-угорских народов, как пытаются делать в Этнопарке. Возьмем детали, которые важны. Например, меню в кафе. Там нет финно-угорских блюд, в баре нет финно-угорских бальзамов, кроме коми. Я не увидел знаменитый карельский бальзам и напитки других народов. Чтобы улучшить это, не требуется серьезных ресурсов. Если нет специалистов, можно пригласить для консультации.
Хочу привести в пример Эстонию, которая рекламирует себя именно как супер-информационное государство.
- Скайп – ведь это эстонское изобретение…
- Да, и они этим активно пользуются. Когда они пришли в Совет ООН по правам человека, то поставили приоритет: права женщин, права коренных народов и право на интернет. Мы не должны пренебрегать этим опытом.
- У вас огромный опыт общественной работы и в карельских организациях, и в МАФУНе. Вы присутствовали на отчетно-выборной конференции коми молодежной организации «МИ». Что пожелаете коллегам?
- Быть смелее, не скрывать свою позицию, не молчать, говорить от души. У них много идей, я это знаю, потому что говорил с каждым по отдельности, есть хорошие задумки, которые в республике готовы поддерживать и власти, и «старшие товарищи» из «Коми войтыр», у них нет противоречий. Но на секциях я увидел, что молодежь не высказывает своего мнения, и мне это непонятно. Модераторы очень активны, но их идеи натыкались на пассивность молодежи, которая сидела, как на уроке, и не проявляла свою позицию. Это жаль, потому что идеи у них есть.
Я полностью поддерживаю их выбор лидера, которым снова стала Яна Сажина. У нее огромный опыт работы, кроме того, она теперь и в руководстве МАФУН, что придаст ей дополнительный импульс и международный выход для коми молодежи. Но также я всегда подчеркиваю – и это не персональный укол в чей-то адрес – отсутствие альтернативы во время выборов лидера. Альтернатива всегда должна быть, это здоровый дух конкуренции и битва идей. Наверняка эти лидеры есть, может быть, это просто скромность. Их много больше, чем пара-тройка, и почему они отсиживаются – мне непонятно. Ребята, будьте смелее, возможностей и площадок для реализации много.
Комментарии (59)
Вместе они Руские, говорящие на руском языке - письменном финоугорском на алфавите ГЛАс_ГОЛе составленой из ф-у пасов для письма на дереве и бересте.
словены вышли из финоугров и ушли на юг до греции, потому греческий язык и латынь так легко разбираются на руские и финоугорские корни.
Греки до нашествия римлян, имели словенскую внешность и говорили, что они потомки гипербореев.
Разделение на племена и национальности произошло после нашествия на Русь ортодоксов и Римлян и установления централизации власти в московии. До того момента народы руси жили по принципу городов-княжест в общим собранием ВЕЧЕ.
Но вобщем это один большой РОД или по коми ОРДА.
Так что, ИВ_АНы (по ф-у молодые боги) вспоминайте, когда вас лисы обхитрили...
Докладчик хотел, видимо, сказать, что коми должны добиться признания себя коренным народом. А это уже совсем другая история.
Но если коми признают коренными - при последующей переписи их количество резко увеличится, работники ЗАГСов повесятся, когда все прибегут за подтверждением своих корней, круче будет, чем при эмиграции в израиль
Но если газовики/нефтяники вместо того, чтобы платить налоги в республиканский бюджет, начнут кормить "коренных", то у республики не будет денег, чтобы дотировать телеканал на коми-языке, уроки коми в школах, и прочие "финоугории".
Таким образом, заполучив себе вкусные преференции сегодня, "коренные" в перспективе "проедают" собственную культуру.
2. Идите работать на буровую. Кто-то мешает?
Не преференциями нужно заниматься, а сохранением самобытной культуры в специальных резервациях. Тогда это будет социально справедливая политика, без перегибов и перекосов.
"...традиционные виды деятельности, вписанные в современную экономику" способны развиваться и приносить прибыль в особых экономических зонах, в местах компактного проживания коренного населения (по примеру индейских резерваций в США). Почитайте историю вопроса.
Мы всегда считали и будем считать, что коми коренной народ в республике.
С белыми ресницами
Он "хозяин",просто класс!
Работает в милиции.