Директор костромского театра Людмила Шарова: «Фестиваль в Сыктывкаре – отличная площадка для профессионального общения»
В Сыктывкаре подходит к концу I международный фестиваль театров кукол «В гостях у Мойдыся». В течение недели на сцене Коми республиканской филармонии свои работы представили коллективы из Симферополя, Саранска, Ижевска, Набережных Челнов, Костромы и Воркуты. Костромской областной театр кукол в рамках конкурсной программы показал моноспектакль «Гуси-лебеди», кроме того, артисты этого театра вне конкурса сыграли для сыктывкарской публики спектакль для взрослых «Два дона». Директор театра из Костромы Людмила Шарова ответила на несколько вопросов корреспондента БНК.
Фото Николая Антоновского
- Ваш коллектив привез на фестиваль и детский, и взрослый спектакли, почему было принято решение показать именно эти работы?
- У нас достаточно большой репертуар - около 60 спектаклей, созданных в самых разных техниках. Но, если быть честной, в Сыктывкар мы решили привезти то, что не потребовало от нас больших финансовых затрат, спектакли с компактными декорациями и небольшим количеством участников. Детский спектакль - «Гуси-ледеби» - это проверенный временем материал, добрая сказка на все времена. Это моноспектакль, его ведет одна актриса, Татьяна Булдакова. Вечерний спектакль «Два дона» был поставлен в прошлом сезоне при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Он собрал хорошие отзывы в Костроме, и мы решили показать его и в других городах.
- В вашем репертуаре есть спектакль «Медведь» по пьесе Чехова. В 2011 году он стал лауреатом национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль в театре кукол». Почему вы не привезли в Сыктывкар его? Или его можно увидеть только на домашней площадке?
- С этим спектаклем мы выезжаем достаточно часто, и по городам России, его же мы показывали на фестивале за границей. Но в этот раз нам показалось, что можно показать зрителю что-то другое. А то, бывает, приезжаем мы с «Медведем», а нас спрашивают: «Что, у вас больше ничего нет?» Буквально недавно мы были с «Медведем» в Хорватии, на фестивале в Загребе эта работа получила Гран-при. А в Казани мы получили призы за лучшую работу режиссера и художника. Причем, несмотря на то, что «Медведь» был поставлен уже два года назад, в Костроме публика до сих пор смотрит его и принимает очень хорошо, на домашней сцене мы играем его почти каждый месяц.
- Спектакль «Два дона» вызвал неоднозначную реакцию у сыктывкарского зрителя. Расскажите, как появилась идея подобной кукольной фантазии для взрослых?
- Мы привыкли, что театр кукол – это детский театр. И, да, если посмотреть на наш репертуар, большая его составляющая – спектакли для малышей и детей школьного возраста. Но, когда я пришла в театр, стала изучать ситуацию в других театрах страны и увидела, что спектакли для взрослой аудитории тоже имеют место быть, более того, они пользуются спросом не меньше, чем детские. И мы решили, что нужно попробовать. Постановка «Медведя», ее успех стали доказательством того, что это верный путь и нужно продолжать развивать это направление. Как раз к нам в театр пришел режиссер Михаил Логинов. Идея спектакля «Два дона» принадлежит ему. В качестве художника выступила приглашенный специалист Анастасия Кардаш. На мой взгляд, получилась очень интересная работа, в ней почти нет слов, есть музыка и очень яркие образы.
- Вы пришли в театр 10 лет назад. Как изменилась ситуация за это время?
- Когда я начинала работать в театре, бывали случаи, когда мы играли и для 30 человек в зале. Статистика была достаточно печальной, сейчас эту ситуацию получилось изменить. Мы смогли вернуть зрителя в залы, и сегодня спектакль не при аншлаге – наш зал рассчитан на 142 места - для нас редкость. И это при том, что Кострома город не очень большой – население насчитывает менее 300 тысяч человек. В год мы играем около 500 спектаклей и выступаем не только на своей площадке, но и активно гастролируем: ездим по Костромской области, соседним регионам, не упускаем возможности участвовать в фестивалях. Благодаря программе «Культура России», в которой мы всегда стараемся принимать участие, мы получаем гранты на очень многие проекты, в том числе и на постановку спектаклей, и на осуществление гастрольной деятельности. Не обделяют нас вниманием и на уровне областного и городского руководства. Один из непростых вопросов – дом театра кукол. Сегодня театр располагается в старинном особняке костромской народной читальни, здании, которому уже более ста лет. Разумеется, стены пережили несколько реконструкций: в начале 1980-х годов было реконструировано само здание, в 2005 году был обновлен зрительный зал театра. Но мы все отчетливо ощущаем, что нам тесно в этих стенах.
- В труппе театра 17 актеров. Проблема кадров, которая звучит сегодня во всех сферах, в том числе и в области культуры, вас касается?
- Этот вопрос стоит очень остро. Мы стараемся решать вопрос с заработной платой, повышать ее, но все равно уровень оплаты не дотягивает до того, чтобы творческие люди могли спокойно работать и не стремиться искать себе лучшего места. Буквально недавно наши ряды покинула одна молодая и перспективная молодая актриса, другая тоже заявила, что будет уходить. Мы, к сожалению, не имеем возможности предоставлять актерам жилье. И это становится камнем преткновения. Хорошо, что есть представители так называемой «старой гвардии». Они, кажется, могут работать в любых условиях, для них работа в театре важнее. У молодежи представления о комфорте другие, они хотят жить лучше, и это правильно. Просто создавать условия достаточно сложно. На будущий год в Костромском колледже культуры будет выпуск курса артистов-кукловодов, мы очень надеемся, что кто-то из выпускников пополнит нашу труппу.
- В статусе международного фестиваль проходит впервые. На ваш взгляд, организация соответствует заявленному уровню?
- Фестиваль в Сыктывкаре организован достаточно хорошо, да, здесь нет специальной площадки для демонстрации кукольных спектаклей. Но в остальном – транспорт, репетиции, проживание – уровень хороший. Важнее другое - любой фестиваль создает отличную площадку для профессионального общения. Нам приятно, что здесь, в Сыктывкаре, мы можем увидеть театры, с которыми прежде не были знакомы, например, с коллективами из Саранска и Ижевска мы повстречались именно здесь. Такие смотры, слеты, фестивали дают возможность общаться, учиться, развиваться. У артистов формируется своя тусовка, у нас, руководителей, есть время создать задел для новых проектов, обменяться контактами. К тому же даже негативные впечатления – это тоже опыт. Наш первый детский спектакль «Гуси-лебеди» прошел очень хорошо, потому что в зале был маленький зритель, та самая целевая аудитория – дошкольники 5-6 лет. А на второй показ уже пришли школьники 3-4 классов. Естественно, им было скучно, они шумели, было чрезвычайно сложно работать. Я делаю для себя выводы: еще до приезда нужно более конкретно проговаривать, кого лучше приглашать на наши спектакли, на какого зрителя они рассчитаны.
- Фестиваль «В гостях у Мойдыся» - это в том числе и конкурс. Как бы вы оценили работу жюри?
- Жюри на этом фестивале собралось компетентное, это не просто набор людей, связанных с искусством, а люди, которые действительно видят и понимают, что происходит на сцене. После каждого спектакля происходит обсуждение. Да, нам приходится выслушивать как похвалу, так и замечания, но, что очень важно: и комплементы, и укоры звучат по делу. Да, мы морщимся, с чем-то мы можем быть несогласными, но сам процесс, который здесь происходит, очень полезен. Только так можно расти и повышать свой уровень.
Комментарии (9)
Зачем продавали билеты??? Зачем обманули маленьких детей???
Дочка очень расстроилась, но из-за своего состояния не стала устраивать скандал.Но нехороший осадок остался.
Показушный фестивать. Непрофессиональный министр. ПОЗОР!!!