Специалист столичной администрации Нина Мингалева: «Правила обращения с отходами постараемся утвердить до конца октября»
В администрации Сыктывкара ищут способ борьбы с несанкционированными свалками. Возможно, уже в конце октября в столице республики начнут действовать правила обращения с отходами производства и потребления. Документ разработан, его должны утвердить депутаты городского Совета. Как прозвучало сегодня на расширенной планерке, правила коснутся всех - от жителей Сыктывкара до юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Предстоящие нововведения прокомментировала заместитель начальника отдела строительства, муниципального контроля и охраны окружающей среды Нина Мингалева.
Фото Николая Антоновского
- Зачем нужны эти правила?
- До сих пор в городе не было четких правил по обращению с отходами. Есть целевая программа, согласно которой приводятся в нормативное состояние объекты размещения отходов, проектируются новые объекты, ликвидируются несанкционированные свалки. Только в этом году со стихийных свалок вывезено 73 тысячи кубометров мусора. Но мы стремимся к тому, чтобы в приоритете было предотвращение возникновения стихийных свалок, а не просто их ликвидация. Поддерживать порядок старались разными способами. Например, есть целый отдел по контролю за содержанием территорий при управлении ЖКХ, город разделен на участки, за каждым закреплен городовой. Но порядок проведения контроля нигде не прописан, зоны ответственности не распределены. Мы разговариваем, упрашиваем организации и управляющие компании навести порядок, но нормативов нет. А контролирующие органы все сваливают на муниципалитет - раз на администрацию возложена обязанность по сбору и утилизации отходов, то она и виновата во всем. К нам поступает кипа писем, все расхлебывает мэрия. Без нормативного обеспечения никуда. Раньше был примитивный документ, принятый еще в 90-е годы, мы его просто отменили, потому что вносить изменения в него нет смысла, нужно было новое положение, которое отвечало бы всем требованиям современного законодательства.
- Что в новых правилах принципиального?
- Мы вводим понятие «право собственности на отходы». Будь то гражданин или юридическое лицо - все должны нести ответственность за образование отходов.
- Что такое «право собственности»?
- Допустим, собственник отходов от многоквартирных домов - это управляющая компания. Если до сих пор администрация только уговаривала компании наводить порядок, и без этого они практически ничего не делали, то теперь это будет их персональная ответственность. Они должны следить за закрепленным за ними жилфондом. Сфера ответственности будет по границам дома. С понятием «собственника отходов» вводятся права и обязанности. Например, наши городовые зафиксируют факт, напишут в адрес управляющей компании предписание с рекомендацией устранить выявленные недостатки в определенный срок. Если собственник не отреагирует, документы будут переданы в контролирующие органы. У нас, к сожалению, нет контрольных функций. Мы так просто не можем прийти и сказать: «В такой-то срок наведите порядок». Отсюда и бардак. Это парадокс: за нами закреплена функция организации сбора и утилизации отходов, но самого главного - контроля - у нас нет. Он есть у Росприроднадзора, у производственного контроля на предприятиях, у общественного контроля, у Роспотребнадзора, они могут обращаться в суд и в прокуратуру.
- На дачные общества эти правила тоже распространяются?
- Да, ответственность будут нести председатели правления обществ. Мы будем всячески поддерживать и помогать им с организацией работы, потому что многие не знают, что делать, куда обращаться, они сами себе предоставлены.
- С гаражами ситуация сложнее. Многие владельцы гаражей не могут стать полноправными собственниками, потому что гаражные кооперативы развалились, председателей нет, межевание не проведено. Кто будет ответственным за свалки в гаражных массивах?
- Правила наделят администрацию полномочиями по созданию, переносу или ликвидации контейнерной площадки. Раньше такого не было, это очень важный момент. Будет работать специальная комиссия. И если, предположим, в одном и том же месте постоянно образуется свалка, например, среди гаражей, то комиссия может принять решение оборудовать в этом месте контейнерную площадку. Если не найдут, за кем ее закрепить, она будет на балансе города.
- На общегородской планерке руководитель администрации Иван Поздеев заявил, что документ, прежде чем он попадет на рассмотрение депутатов Совета, должен пройти общественное обсуждение. С учетом этого, когда депутаты смогут принять новые правила?
- Мы постараемся обсуждение провести как можно быстрее, в течение двух недель, чтобы вынести вопрос на сессию 30 октября.
Комментарии (12)
Правилами определен порядок сбора и накопления, транспортировки и обезвреживания отработанных ртутьсодержащих ламп. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в том числе осуществляющие управление многоквартирными домами, в соответствии с указанными правилами и требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» обеспечивают условия для сбора и временного хранения отработанных ртутьсодержащих ламп, разрабатывают инструкцию по обращению с ртутьсодержащими отходами применительно к конкретным условиям и назначают ответственных лиц.
Короче несите все в управляющую компанию.
Как они отравляют жизнь и настроение...!
Однажды я была свидетелем такой картины: Огромный детина, с накаченными мускулами вывозит из-за гаражей огромную тачку с разным барахлом и мусором всякого рода и везёт прямо на контейнерную площадку нашего дома. А УК потом платит за объем передаваемого хлама и мусора. Выходит жильцы платят за собственников гаражей.
Это только один пример. Что же касается наших улиц, то я не ошибусь, что первое место по мусорному беспределу занимает ул. Парковая там две малосемейки 132 и 134 давно задыхается от отходов. Контейнеров вроде хватает, значит, проблемы с вывозкой.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
Согласно ч. 1 ст. 17.1 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона N 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
Как следует из ч. 2 статьи, к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, в том числе относятся:
- организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории;
- разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (п. 4 ст. 2 Закона N 294-ФЗ).
Таким образом, принятие административных регламентов по муниципальному контролю за сбором и вывозом бытовых отходов, осуществлением торговли на территории городского округа, содержанием жилого фонда является обязанностью органа местного самоуправления городского округа.
Конечно « порядок проведения контроля нигде не прописан, зоны ответственности не распределены», но с 2008 года никто в администрации не озаботился разработкой административных регламентов по контролю за содержанием территории МО ГО, за торговой деятельностью, за содержанием жилищного фонда. Проблема не в том, что нет разработанного порядка контроля, вероятно дело в категорическом нежелании администрации проводить реальный контроль и за санитарной очисткой территории и за торговой деятельность, ибо везде все « почти свои, почти родственники, друзья-приятели». Намного легче сказать: «А контролирующие органы все сваливают на муниципалитет - раз на администрацию возложена обязанность по сбору и утилизации отходов, то она и виновата во всем».
Право контроля у администрации города есть, оно закреплено массой нормативных документов, существует целый отряд «городовых», которые вместо реального контроля и применения административных санкций только ходят, констатируют, уговаривают и стенают, что их никто не слушает и не понимает. А федеральным контролирующим органам, тому же Росприроднадзору, Роспотребнадзору есть чем заняться, кроме как следить за состоянием контейнерных площадок и очистки придомовой территории. Да и специалистов там осталось после сокращения не густо.
Желательно, что бы депутаты на сессии 30 октября, прежде чем утвердить предложенные «Правила обращения с отходами производства и потребления» подумали и системе реального контроля за их исполнением.