Зураб Соткилава: «Я не сторонник беготни по сцене»
10 октября на сцене республиканского театра оперы и балета с новой программой выступит звезда мировой оперы, народный артист СССР Зураб Соткилава. Вместе с именитым тенором выступят заслуженная артистка Коми Ольга Сосновская, лауреат международных конкурсов Галина Маликова и заслуженный деятель искусств республики Наталья Масанова. Также в концерте примут участие хор и оркестр театра оперы и балета Коми. За пару дней до концерта артист ответил на несколько вопросов корреспондента БНК.
- Зураб Лаврентьевич, вы привезли в Сыктывкар новую программу. Что необычного услышит сыктывкарский зритель?
- Да ничего необычного. Верди ничего нового, к сожалению, не написал, потому что родился 200 лет назад. В программе будет немало нового для публики в моем исполнении. Я ни разу не пел в Сыктывкаре арии из «Пиковой дамы», прозвучат сцены из первого акта «Отелло» и ария Родриго из оперы «Дон Карлос» Верди. «Пиковую даму» я, кстати, не пел лет двадцать, восстановил лишь недавно. Также в репертуаре будут итальянские песни и фрагмент оперетты Франца Легара «Страна улыбок». Мы посмотрели – список получается достаточно внушительный.
- В 2011 году вы выступали на подмостках театра оперы и балета в рамках фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс». Для вас есть разница – давать отдельный сольный концерт или выступать на фестивале?
- Что касается самого концерта – разницы нет никакой. Фестиваль или нет – ты готовишься одинаково. Но вот окружение, атмосфера, конечно, отличаются. Фестивальная форма дает прекрасную возможность встретиться с теми, кого давно не видел, познакомиться с новыми лицами. А когда ты даешь отдельный концерт, ты в каком-то смысле обречен на одиночество – выступил, сел в самолет, улетел.
- Ваше амплуа – лирико-драматический тенор, большинство из тех, кто видел ваши выступления, отмечают мощную драматическую составляющую образов. При этом существует мнение, что оперным певцам как будто и не надо играть на сцене, достаточно петь. Как прокомментируете это высказывание?
- Опера – это драма. Возьмите любую серьезную оперу – «Кармен», «Отелло» - это же настоящие драматические спектакли, поддержанные гениальной музыкой. Сейчас мне кажется наоборот, даже драматические театры стремятся к тому, чтобы наполнить свои постановки музыкальным содержанием. Потому что музыка поднимает слово, вызывая более глубокие, искренние эмоции. И когда у артиста есть не только голос, но и возможность играть, то эффект получается сильнее вдвойне. Ведь, согласитесь, если стоять как свечка и просто петь, пусть даже красивым голосом – это может надоесть публике. Хотя лично я не сторонник беготни по сцене и «кручения» глаз. Для меня главное – это музыкальный образ, а его основа – богатство голоса, диапазон палитры голоса, который дает возможность показать нутро музыки. Драматическая составляющая должна быть обязательно, но не перетягивать внимание.
- В Коми 2013 год объявлен Годом спорта. Поэтому не могу не задать вопрос, касающийся вашего спортивного опыта. Вы были капитаном футбольной сборной Грузии до 20 лет, затем попали в основной состав тбилисского «Динамо». Что дал вам футбол? Есть ли что-то, что пригодилось вам в профессиональной карьере певца?
- Футбол дал мне понять, что без режима, без тренировок и упорной работы ничего не получится. Я пришел в консерваторию и был готов к тому, что придется много заниматься, чтобы достичь успеха. Были у нас студенты, которые не понимали, что значит жить по режиму. Мне было проще в каком-то смысле.
- Сейчас – даже у нас в Сыктывкаре – шедевры мировой оперы можно прийти и посмотреть в кинотеатре. Как вам такие новшества?
- Да, недавно в нескольких кинотеатрах Москвы велась прямая трансляция «Евгения Онегина» из «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке. Так у меня жена билеты не смогла в кассе взять, пришлось просить контрамарки. Очень достойная постановка получилась, главную партию исполняла Нетребко. И где Нью-Йорк, а где Москва. Я считаю, это очень полезная деятельность, это же просвещение в чистом виде. При современном засилье эстрады, которое стремится к 100% заполнению информационного поля, исполнителям классики сегодня достаточно сложно пробиться к зрителю. Поэтому такие трансляции лично я только приветствую. Хотя есть одна опасность: посмотрев оперу на экране, зритель сформирует определенное представление о звучании и голосе артиста. Не всегда это представление совпадает с тем, что существует в реальности живого концерта, живого спектакля. Иногда после трансляций в кинотеатре люди приходят на настоящий спектакль и разочаровываются. Важно – сохранять баланс.
- Недавно в Сыктывкар приезжал с концертом солист Пражской оперы Дамир Басыров. Ему, как уроженцу Коми земли, было очень приятно получить в награду звание народного артиста Республики Коми. Хотя он сам не раз говорил о том, что во всем мире уже играет роль имя, а не звание артиста. Вы народный артист СССР и имеете множество различных званий и наград. Что важнее, на ваш взгляд?
- Я в последнее время на концертах не разрешаю объявлять свои звания, прошу просто говорить: «Поет Зураб Соткилава». Регалии хороши для молодых – это придает веса. В советское время был еще дополнительный стимул иметь их – были льготы, материальная поддержка артистов со званиями. Сейчас я за то, чтобы у артиста было свое имя. Регалии покупаются, и звания, и ордена. Поэтому я соглашусь с коллегой – нужно сделать имя.
- Вы не в первый раз в Сыктывкаре, однако, впервые вы проводите встречи: со спортсменами, со студентами. О чем хотите с ними поговорить?
- Скорее всего, это будет разговор о том, что им наиболее интересно. Хотя я могу рассказать о том, как не люблю хамов. Если меня спросят, кто хуже – предатель или хам - я выберу последнего. Предательство, как правило, - разовое явление, после которого у человека есть шанс раскаяться. А вот хамство неискоренимо. О чем еще? О безумстве женщин за рулем. В Москве это настоящая катастрофа. Или о том, что мы утрачиваем вокальную школу. Вот, например, идет спектакль в Большом театре на русском языке. И идут титры для зрителей – тоже на русском языке. Что это? Плохая школа: нет дикции, нет подачи голоса, нет образа, который был бы понятен зрителю. Почему это происходит? Вопросов, которые можно обсудить с интеллигентными людьми, – масса, и я готов к разговору.
*** Генеральные информационные партнеры концерта: агентства БНК и «Комиинформ».
Комментарии (7)
Да еще и судьба страшная. Вырос в городе Сухуме, где его теперь считают оккупантом...
Вокалистка и артистка она замечательная и ей не надо ни к кому "примазываться" у нее есть свое имя и свой статус!